Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исполнительное производство.






Реализация норм административного права в порядке административных производств осуществляется в соответствии с соблюдением установленных административных процедур, которые представляют собой нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей.

Под законодательным регулированием административных процедур понимается введение единых процессуальных правил построения взаимоотношений между государственными органами и гражданами: принятие индивидуальных актов административными органами, их изменение, обжалование и отмена.

Профессор И.Ш. Кильясханов считает, что к элементам административной процедуры относятся:

процедурные правила, предназначенные для легального применения материально-компетенционных норм;

набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции;

стадии деятельности субъектов, последовательность совершения юридических действий.

Законодательство об административных процедурах состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, устанавливающих правила рассмотрения и разрешения административных дел коллегиальными органами и должностными лицами.

 

12.2. Административно-процессуальное право как отрасль

российского права

 

Административно-процессуальное право, наряду с конституционным, дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовным процессами, является одним из видов процессуальной деятельности специально уполномоченных должностных лиц и органов государственной власти. Чаще всего оно изучается в рамках общего учебного курса " Административное право Российской Федерации".

Административно-процессуальное право является практически сложившейся самостоятельной подотраслью российского права, находящейся в теснейшем взаимодействии с нормами административного права Российской Федерации. От эффективного применения административно-процессуальных норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления, а также реальная возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.

Систему административно-процессуального права следует рассматривать не только как подотрасль российского права и область юридической науки, но и как самостоятельную учебную дисциплину.

Как подотрасль права она создает основу для урегулирования правовыми средствами конфликтов между личностью, обществом и государством. Главной задачей административного процесса является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех субъектов административного права.

Наука административно-процессуального права имеет целью исследование совокупности действия административно-процессуальных норм, административно-правовых категорий и практики применения административно-процессуальных норм. В этом смысле она играет роль необходимого источника знаний о правовом регулировании управленческой деятельности государства, о системе исполнительной власти и механизме ее реализации.

Как самостоятельная наука и дисциплина, административно-процессуальное право сочетает в себе элементы многих отраслей знаний - теории государства и права, истории государства и права, конституционного (государственного) права и процесса, муниципального, трудового, финансового и других отраслей права, гражданского права и процесса, уголовного права и процесса. Это предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимозависимость.

В то же время учебная дисциплина " Административно-процессуальное право" (Административный процесс), столь тесно связанная с другими юридическими дисциплинами, имеет сугубо индивидуальные отличия, основные из которых заключаются в нестабильности, изменчивости ее предмета, постоянном обновлении, обогащении правового арсенала органов исполнительной власти.

Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административно-процессуального права при решении конкретных практических задач.

Задачи дисциплины:

- освоение методик поиска необходимой информации, формирование источниковой и библиографической базы, понятийного аппарата для обеспечения их юридически грамотного использования в изучаемой области общественных отношений;

- творческое осмысление изучаемого материала, на основе полученных знаний выработка собственного личностного видения сущности правового регулирования происходящих в государстве управленческих процессов, которое обусловливает возможность понимания;

- удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятельном более глубоком изучении предмета административного права, выявление и попытка разрешения имеющихся проблем правового регулирования организации и деятельности исполнительной власти;

- изучение вопросов административно-правового регулирования с учетом современных условий и развивающихся на их фоне тенденций; анализ становления и развития соотношения сфер государственного и негосударственного управления; выявление проблем применения методов убеждения и принуждения, особенностей административно-правового статуса субъектов административного права и процесса; изучение взаимосвязи и разграничения таких понятий, как государственное регулирование и управление; выявление специфики административно-правовых отношений в различных сферах государственного управления.

Предмет изучения - общественные отношения, возникающие в ходе организации и реализации деятельности судебной и исполнительной власти в сфере государственного управления.

Курс включает общую и особенную части. Общая часть - содержит характеристики основных разделов административно-процессуального права, соответствующих сущности его систематизации в современном виде.

Особенная часть - отражает организацию государственного управления в административно-процессуальной форме в различных областях (раздел II КоАП РФ): административные правонарушения, посягающие на права граждан; административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; административные правонарушения в области охраны собственности; административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; административные правонарушения на транспорте; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения в области связи и информации; административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил); административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти; административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; административные правонарушения против порядка управления; административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; административные правонарушения в области воинского учета.

 

12.3. Производство по делам

об административных правонарушениях

 

Более пристальное внимание к производству по делам об административных правонарушениях по отношению к другим административным производствам объясняется тем, что среди всех видов правонарушений административные являются наиболее распространенными (если не массовыми). Ежегодно в Российской Федерации только регистрируется более 3, 5 миллионов административных правонарушений практически во всех сферах общественной жизни, которые рассматриваются в судебном и чаще всего во внесудебном порядке.

В той или иной степени процедура их рассмотрения и выносимые по ним решения затрагивают интересы значительного массива граждан и создают определенное представление у населения не только об уровне законности в государстве, но и степени справедливости действий органов государственной власти. Этот фактор имеет большое политическое и социальное значение.

Основы административно-процессуальной деятельности имеют единую регламентацию на всей территории Российской Федерации. При этом соответствующие нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так и в судебном порядке.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе мер по обеспечению производства по такого рода делам;

порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

В разделе IV Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (" Производство по делам об административных правонарушениях") закреплены правовые основы, которыми руководствуются уполномоченные органы государственной власти и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Многие положения, закрепленные в нем, имеют общее сходство с другими видами процессов - гражданским, арбитражным, уголовным, а именно: наказуемость за дачу ложных показаний, заявление ходатайств, презумпция невиновности, гласность, издержки по делу, прокурорский надзор и т.д.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1).

Исходя из того что в Российской Федерации государственным языком на законодательном уровне определен русский язык, в КоАП РФ отражено, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке. В то же время допускается, что производство по делам об административных правонарушениях " может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях".

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право на использование родного языка либо другого свободно избранного указанными лицами языка общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также в других случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение об этом выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения (статья 24.3).

КоАП РФ определяет круг следующих обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (статья 24.5):

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются (глава 25 КоАП РФ):

1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

2) потерпевший - физическое лицо или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.