Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории вопроса






 

Возрастные и индивидуально-типические варианты нейродинамики человека составляют как бы самую непосредственную, феноменальную картину человеческого поведения в реальной жизни. Поэтому с возникновением объективной психологии («психорефлексологии», а затем и «рефлексологии») В. М. Бехтерева возникла «генетическая», или возрастная, теория развития поведения, а затем и индивидуальная рефлексология, начало которой было положено исследованиями В. Н. Мясищева и его сотрудников, посвященными проблеме типов нервной системы человека. Типологическая (нейродинамическая) характеристика детского и подросткового возраста впервые была сформулирована Г. Н. Сорохтиным*, который сделал также попытку установить корреляции между нейродинамическим и конституциональным типами развития.

* См., например: Сорохтип Г. Н. Тормозной тип // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы: Сб. – Т. 3. - М.: ГИЗ, 1929.

 

К началу 30-х годов представителями бехтеревской школы были проведены десятки экспериментальных исследований возрастных и индивидуально-типических особенностей человека. Распространение теории и метода условных рефлексов на возрастную физиологию и педиатрию составляет важнейшую заслугу Н. И. Красногорского. Вместе с открытием законов высшей нервной деятельности ребенка он разработал учение о типах высшей нервной деятельности у детей. В этом учении Н. И. Красногорский придал особо важное значение корково-подкорковым связям, изменяющимся в процессе роста, созревания и развития, поскольку эти связи выражают единство внешней и внутренней среды развивающегося организма. Он показал, что возрастание ведущей роли коры головного мозга во всей нервной деятельности находится в определенном соотношении с регулирующей деятельностью головного мозга в целом, от которой зависит постепенное преобразование внутренней среды организма.

По Н. И. Красногорскому, в предпубертатный период происходят глубокие перестройки организма, детерминируемые взаимной перестройкой нервных и эндокринных механизмов. Он писал: «...половые гормоны резко повышают возбудимость центральной нервной системы. На появляющихся безусловных половых рефлексах начинается образование первых половых условных рефлексов. Корковые половые рефлексы образуются и протекают по тем же физиологическим законам, как и все другие рефлексы коры»*.

* Красногорский Я. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. – Т. 1. – М.: Медгиз, 1954. - С. 423.

 

Глубокая перестройка подкорково-корковых связей детерминирована процессами роста и созревания организма в целом. Поэтому Н. И. Красногорский считал необходимым изучать характерные черты типа нервной системы в процессе их становления. Он полагал, что этот процесс заключается в постепенном и противоречивом развертывании той или иной констелляции свойств нервной системы. Н. И. Красногорский считал, что только в юношеском возрасте «окончательно определяется тип нервной системы, сила коркового контроля и направленность основных интересов, с которыми юноша вступает в зрелый период своего существования»* (курсив наш. – Б. А.).

* Там же.

 

Головной мозг человека постепенно подчиняет своему контролю изменяющиеся в процессе роста и созревания функции, причем делает это сообразно собственной конституции, т. е. типу нервной системы. Это положение еще в 1932 г. Н. И. Красногорский убедительно доказал своими замечательными опытами с выработкой условных рефлексов сердца у детей: а) ускорения сердечного ритма (при действии электрического тока + красный свет); б) замедления сердечного ритма (надавливание на глазное яблоко – окуло-кардиальный безусловный рефлекс + звук звонка). Он обнаружил некоторые общие закономерности, в их числе то, что условная тахикардия образуется сравнительно быстро и более непосредственно связана с комплексом эмоциональных реакций. Условная брадикардия образуется медленнее (причем не у всех детей) и сопровождается более противоречивым, неоднозначным комплексом реакций.

На основании этого электрокардиографического и нейродинамического исследования был сделан очень важный специальный вывод: «Течение сердечных реакций характерно для детей с различными типами высшей нервной деятельности. Так, например, у ребенка (В. С.) красный свет превратился в условный раздражитель после трех подкреплений электрическим током и вызывал большую и сильную реакцию ускорения. У девочки (Л. Д.) ход образования рефлекса был другой: подкрепления красного света электрическим током той же силы, что и у первого ребенка, вызвали лишь слабый эффект общего возбуждения. В этот период образования рефлекса красный свет не только не вызывает ускорения, а сопровождается отчетливым условным замедлением ритма. Очевидно, вторая девочка обладала сильным корковым контролем и развивала на электрический ток торможение, которое вызывало замедление ритма сердца. Однако, когда сила тока была увеличена, все же быстро наступила реакция общего возбуждения. После этого условный рефлекс ускорения образовался, и красный свет начал вызывать отчетливую тахикардию... Наш метод исследования дал возможность дифференцировать различные типы реакций, которые отличают одних детей от других»*.

* Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. – Т. 1. М.: Медгиз, 1954. - С. 337.

 

Подобные кортико-висцеральные связи в нейродинамической типологии Н. И. Красногорского занимают очень важное место. Благодаря учету динамики этих связей типологические свойства нервной системы раскрываются в их регулятивной функции. Нейродинамические свойства рассматривались им как проявление единого типа нервной системы, который постепенно развертывается от детства к юности, но окончательно складывается в юношеском возрасте. Поэтому возрастные особенности в. н. д. являются, по Н. И. Красногорскому, вместе с тем состояниями развития нейродинамического типа, которым обладает данный индивид.

В исследованиях А. Г. Иванова-Смоленского и его школы, относящихся к этому периоду, подобной ясности нет. Эти исследования скорее подводят к противоположному выводу о той, что каждый возраст имеет свой нейродинамический тип, через который проходит индивид.

Исследования школы А. Г. Иванова-Смоленского вошли в историю учения о типах высшей нервной деятельности и оказали определенное влияние на нейротипологические исследования новейшего времени, чего нельзя сказать о почти забытых работах представителей бехтеревской школы, а также лаборатории Н. И. Красногорского, опубликованных в тот же период.

Однако, несмотря на различия между типологическими исследованиями в области высшей нервной деятельности человека, существует общая черта, сближающая их и отличающая от более поздних нейродинамических исследований типологии животных. Эта черта заключается в обособлении нейродинамической типологии от общих законов высшей нервной деятельности, от общих свойств нервной системы, констелляцией которых являются типы. В области изучения высшей нервной деятельности человека в 20-30-е годы было сделано еще очень мало для познания этих общих законов и свойств. Число типологических конструкций во много раз превышало количество реальных знаний об общих законах высшей нервной деятельности и основных свойствах нервной системы.

Классическое учение о типах высшей нервной деятельности животных, созданное И. П. Павловым, как известно, возникло в процессе изучения общих законов движения нервных процессов и условнорефлекторной деятельности животных. Именно в этой связи было обнаружено (путем сопоставления многих индивидуальных случаев) наличие некоторых основных общих свойств нервной системы, в которых проявляется тип нервной системы как нейродинамическая конституция головного мозга животных. Именно этот путь и оказался наиболее фундаментальным и серьезным, определившим истинный прогресс теории нейродинамической типологии и ее проникновение в медицину, общую биологию, зоотехнику, экспериментальную генетику, поведение, психологию личности, педагогику и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.