Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакция на движущийся объек






 

Группы испытуемых Плюсовая ошибка Минусовая ошибка Общая ошибка
Средние для группы мальчиков 0, 05 0, 05 0, 05
Средние для группы девочек 0, 07 0, 07 0, 07
Разность средних 0, 02 0, 02 0, 02

 

Сопоставление данных Л. Л. Камчатовой с аналогичными данными В. П. Лисенковой, полученными на взрослых, позволяет предположить, что устойчивый характер определенные тенденции к переоценке или, напротив, недооценке временных интервалов приобретают только у взрослых людей*.

* Существенные различия в личном темпе у мужчин и женщин обнаружила С. Н. Беляева-Экземплярская. По ее данным, личный темп у женщин несколько быстрее, чем у мужчин (Беляева-Экземплярская С. Н. Определение личного темпа и ритма в повседневной жизни // Вопросы психологии. – 1967. - № 2).

 

В отношении моторного поведения большой интерес представляет исследование жизненно необходимых движений в возрасте от 8 до 15 лет, проведенное А. В. Ярмоленко, которая затем коррелировала свои данные с типами нервной системы («рефлексологическими» типами). В качестве основной методики, по которой было проверено 430 детей и подростков, использовалась известная методика А. В. Дерново-Ярмоленко: набор психомоторных тестов (на определение времени и точности ходьбы по линии, кругу и квадрату, хватания, движения «лечь–встать», метания, перескока, удара, переноса тяжестей, скачков, держания рук), охватывающих динамическую и статическую выносливость, силу, быстроту и точность психомоторных реакций.

В качестве типологической классификации было принято деление (по Г. Н. Сорохтину) всех детей на возбудимых, пластических и тормозимых. А. В. Ярмоленко пришла к выводу, сопоставляя с этими типологическими группами свои психомоторные характеристики, что наиболее явные различия обнаруживают дети, относящиеся к возбудимому и тормозному типам.

«Возбудимый тип, – пишет А. В. Ярмоленко, – дает широкие колебания коэффициентов в сторону + и –, двигаясь быстро, с невысокой правильностью. Сила удара и прыжка велика, но длительное мускульное напряжение для него затруднительно: выносливость его невелика. Тормозной тип двигается медленнее, но более правильно, сила его выше, выносливость также. Пластический тип не дает типического соотношения коэффициентов; априорно можно сказать, что его двигательный профиль должен носить черты тормозного или возбудимого типа, смотря по тому, к которому типу приблизится его рефлексограмма»*.

* Ярмоленко А. В. Исследование жизненно необходимых движении // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы: Сб. - Т. 4. - М: ГИЗ 1929. - С. 323.

 

Следует учесть, что как классификация Г. Н. Сорохтина, так и применявшаяся им диагностическая методика не давали возможности А. В. Ярмоленко более тонко дифференцировать моторный профиль в зависимости от типа нервной системы, особенно от таких его свойств, как подвижность и сила. Более определенные выводы она могла сделать в отношении возрастно-половых вариантов, в том числе специально о факторе полового диморфизма в психомоторном развитии детей и подростков. Быстрота ходьбы мальчиков во всех возрастах превышает быстроту ходьбы девочек. Обратная картина обнаруживается в хватании. В этом девочки во всех возрастах превосходят мальчиков, догоняющих их лишь на 15-м году жизни. По этому поводу А. В. Ярмоленко пишет, что «здесь наблюдается прямая корреляция с величиной и числом мышечных групп, участвующих в движении. В хватании участвуют мышцы одной руки, преимущественно кисти, в ходьбе – нижние конечности... Участие в хватании наиболее мелких мышц дает возможность девочкам опередить мальчиков»*.

* Там же. -С. 315.

 

Р. И. Тамуриди*, применившая в других условиях некоторые из этих методов, пришла к аналогичным выводам: большая скорость ходьбы у мальчиков, меньшая у девочек; большая скорость движений пальцев у девочек, меньшая – у мальчиков. С этими глубокими хронометрическими различиями основных двигательных актов у мальчиков и девочек связано соответственно варьирование других параметров (силы, выносливости, правильности).

* Тамуриди Р. И. К вопросу об исследовании моторной деятельности у детей // На путях к новой школе: Сб. - Т. 3. - Киев, 1928.

 

В какой мере время моторных реакций типа мышечного усилия и волевой задержки мышц в состоянии максимального сокращения может иметь значение индикатора индивидуальных и возрастно-половых особенностей человека?

На этот вопрос дает ответ новейшее исследование Е. И. Игнатьева, применившего динамографическую методику, при которой объективным показателем воли были избраны задержки максимального мышечного сокращения (в секундах), а не величина мышечного усилия в килограммах, как это принято в динамометрической методике. Е. И. Игнатьев показал, что нет никакой связи между мышечным усилием и волевой задержкой мышц в состоянии максимального сокращения. «Этот интересный факт, – пишет Е. И. Игнатьев, – говорит о различной природе этих двух процессов... Показатель времени задержки мышц в состоянии максимального сокращения, очевидно, имеет главным образом корковое происхождение и мало зависит от силы сокращения мышц»*. Поэтому динамографические показатели, полученные по данной методике, могут быть использованы для характеристики некоторых свойств нервной системы и особенностей развития детей.

* Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности: Сб. / Под ред. Е. И. Игнатьева – М.: Учпедгиз, 1960. – С. 119.

 

Были осуществлены четырехкратные пробы у учащихся средних школ (220 мальчиков и 250 девочек) в возрасте от 8 до 17 лет. После обработки данных средних максимальных и минимальных показателей обнаружилась особенно сильная вариативность у девочек в период с 9 до 11 лет и несколько позже – у мальчиков (в 12 лет).

Приведем таблицу, в которой по годам представлена медиана показателей волевой задержки (табл. 19).

 

Таблица 19






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.