Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность






Человек как предмет познания.

II. Онтогенез и жизненный путь человека

Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность

Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с за­ложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основ­ные моменты становления целостности человече­ского организма. В онтогенезе человека возника­ют и преодолеваются многие противоречия меж­ду наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности (гуморальны­ми и нервными, кортико-ретикулярными и корти­кальными, первосигнальными и второсигнальными), разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма. Одним из суще­ственных проявлений внутренних противоречий онтогенетической эволюции следует считать не­равномерность развития различных систем и их регуляторов.

Естествознание, психология, медицина и педа­гогика накопили огромный фонд знаний о нерав­номерности и гетерохронности роста и дифференцировки {65} тканей, костной и мышечной систем, различных желез внутренней секреции, основных отделов центральной нервной си­стемы, анализаторных систем детей и подростков. В деталях известны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Сроки каждой из этих форм соз­ревания расходятся весьма значительно, и вариативность их воз­растает по мере приближения к зрелости.

Первоначально полагали, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития — явления, специфические только для процессов роста и созревания. Однако опыт морфофизиологического, биохимического и психофизиологического исследования процессов старения показал, что гетерохронность инволюционных процессов и неравномерность старения отдельных систем — капи­тальные явления позднего онтогенеза человека, имеющие не мень­шее значение для онтогенеза в целом, чем гетерохронность созре­вания.

Становление целостности организма и стабилизация его на оп­ределенном оптимальном для вида уровне в состоянии зрелости, зависящие от общих эффектов созревания, сами определяют инво­люционные процессы. Известно, что одним из важных факторов долголетия является наследственность, обнаруживаемая у несколь­ких поколений долгожителей, однояйцевых близнецов и т. д. Од­нако этот фактор не единственный, и всегда его действие так или иначе опосредуется изменчивостью функций различных органов в зависимости от условий существования организма в среде оби­тания, от характера воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью под влиянием этих факторов обладают мозговые функции, особенно функции коры головного мозга человека. Среди этих функций, в свою очередь, самыми вариабельными являются вербальные функции больших полушарий головного мозга, инволюция которых относится к числу наиболее поздних. Общее развитие жизнедеятельности связано с такими ха­рактеристиками использования, накопления и воспроизведения ресурсов организма, которые определяют долголетие и общую про­должительность жизни человека. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида, выражающие внутрен­ние противоречия развития, следовательно, содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних слу­чаях до долголетия в других.

Исследование этих возможностей составляет одну из главных задач геронтологии как науки о старении, старости и долголетии человека. Эта новая наука всесторонне изучает геронтогенез и об­наруживает явления старения одних органов и функций в глубокой старости, а некоторых не только в зрелом возрасте, но и в юности. Далеко не всегда, как мы увидим несколько позже, можно объяс­нить подобную гетерохронность инволюционных процессов генети­ческими и вообще биологическими причинами. Поэтому геронто­логия уделяет большое внимание исследованию образа жизни и {66} режима долгожителей, нравственных привычек (привязанностей и вкусов), взаимоотношений в семье и в других общностях, трудово­го опыта, профессий и т. д. Все это, конечно, выходит далеко за пределы самого онтогенеза как реализации филогенетической про­граммы в развитии индивида. Можно сказать, что геронтология, хотя и- является медико-биологической дисциплиной, принуждена изучать не только онтогенез, но и жизненный путь человека, пе­чать которого накладывается на онтогенетические фазы, особенно на фазы зрелости, старения и старости.

Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жиз­ненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возраст­ные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, на­пример преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практи­чески ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристи­ками периодов роста и созревания индивида.

В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведе­ния и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как лич­ности определяется взаимодействием основных компонентов ста­туса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микро-группах), в общем социальном становлении человека. Соответст­венно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, прояв­ляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции.

Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенетическую эво­люцию индивида возникает только на определенной стадии онто­генеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида. {67}

Исходный момент онтогенеза — зигота и весь процесс эмбрио­генеза с его двумя фазами (эмбриона и плода). Переход филоге­нии в онтогению и есть начало индивида, предысторию которого можно усматривать и в оогенезе, вообще в механизме наследственности и сохранения видового генетического кода. Таким образом, начало индивида не есть одномоментный акт его творения роди­тельской парой; оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утробный период жизни. Следовательно, индивид «начинается» задолго до рождения, и уже новорожденный имеет определенную историю развития.

До настоящего времени естествознание не располагает точными данными о том, какой сложности достигает функциональное разви­тие органов (например, отделов центральной нервной системы), морфогенез которых характеризуется высокой степенью готовности к функционированию после рождения (в первые недели жизни). Однако эмбриофизиология высших позвоночных животных дает основание сделать предположение о возникновении на зародыше­вой стадии некоторых сложных рефлекторных структур и наиболее общих видов чувствительности (хеморецепции, терморецепции, барорецепции, возможно, и вибрационной чувствительности). Если это предположение подтвердится, то распространенное в психофи­зиологии мнение об апсихизме (неодушевленности) всего утробно­го развития человеческого индивида потребует радикального пере­смотра.

Установлено, что с первых недель жизни весьма интенсивно, причем с нарастающей скоростью, образуется масса сенсомотор-ных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружающем мире и общения с людьми. Однако все это происходит в определен­ных условиях воспитания, оздоровительно-гигиенических забот о родившемся человеке не только матери и отца, но и других близ­ких к ним людей. Одним из показателей социального прогресса является превращение таких забот из частного дела семьи в дело всего общества.

Именно благодаря этому во многих странах понизилась детская смертность (наиболее распространенная в раннем детстве) и, как следствие, увеличилась средняя продолжительность жизни челове­ка. Низкие индексы средней продолжительности жизни человека в колониальных и полуколониальных странах и странах, недавно сбросивших колониальное иго, являются следствием прежде всего высокой смертности детей в раннем возрасте и отсутствия благо­приятных экономических и воспитательно-оздоровительных усло­вий для их развития. С момента рождения человек зависит от со­циальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а может быть, и более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития {69} и готовности к специфически человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры и т. д.).

Однако обе эти характеристики — социальная обусловленность развития и наличие сложного, индивидуально приобретенного нерв­но-психического аппарата поведения — еще недостаточны для ут­верждения, что новорожденный или младенец — личность, что на­чало личности— это моменты рождения, гуления, лепета, появле­ния первых избирательных реакций на человека и т. д. Нельзя счи­тать более убедительным доказательством и тот факт, что типоло­гические свойства нервной системы и темперамент, равно как и задатки, считающиеся так называемой природной основой личности, проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обусловленные свойства человека как индивида первона­чально существуют независимо от того, какая личность, с какими наборами социальных характеристик будет ими обладать. Можно считать установленным, что на основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же тип характера, равно как контрастные характерологические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной си­стемы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свой­ства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются.

На первых порах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства связаны с со­временным для данного общества и народа укладом жизни, с исто­рией общественного развития, особенно с историей культурного, по­литического и правового развития, определившей становление современного образа жизни.

Человек, родившийся в определенном месте данной страны в семье, занимающей определенное положение в обществе, родители которого обладают тем или иным экономическим, политическим и правовым статусом (соотношение прав и обязанностей), формиру­ется в этих специально заданных условиях, определяющих исход­ный, начальный момент его жизненного пути. Формирование ребен­ка как личности происходит в зависимости не только от статуса семьи, который он застает сложившимся, но и от освоения его ро­дителями с момента рождения ребенка новых для них семейных ролей. Духовная атмосфера семьи — относительное согласие или напряженность во взаимоотношениях, близость родителей к ребен­ку, общность стратегии и тактики воспитания — зависит в большей степени от этих социальных функций и ролей родителей, чем от статуса семьи, ее положения в обществе.

Формирование начальных свойств личности связано с образова­нием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим {69} строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотива­цией, осознанием семейных и других ролей.

Подобно тому как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и много­фазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интен­сивно протекающей на втором-третьем годах жизни человека.

В дальнейшем становление свойств личности протекает нерав­номерно и гетерохронию, соответственно последовательности усвое­ния ролей и смены позиций ребенка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновре­менности основных состояний человека.

Бесспорно, точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделены многими месяцами жизни и существенно раз­личными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинает­ся много позже. Основными ранними ее вехами является поступле­ние ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включе­ние в систему институций и общностей, свойственных современно­сти, открывающих отдельному человеку доступ к истории челове­чества и к программам его будущего.

Становление человека как личности связано с относительно вы­соким уровнем нервно-психического развития, что является необ­ходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движе­ния у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самое общее свойст­во человека как субъекта познания.

Еще до самостоятельного передвижения и активной речи скла­дываются необходимые для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств (не­посредственно детерминированных свойствами предметного мира, объективными свойствами и предметной деятельностью) огромное влияние оказывает комплекс социальных связей, из которого берет начало личность.

Социальное формирование человека не ограничивается форми­рованием личности — субъекта общественного поведения и ком­муникаций. Социальное формирование человека — это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в об­ществе и т. д. — это одновременно стадии развития свойств субъек­та познания и деятельности, изменения социальных позиций... {70}

Различные характеристики формирующегося человека прояв­ляются в несовпадениях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических и гности­ческих ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенциями как субъекта познания и деятельности.

Не менее трудным, чем объективное определение «начала» ин­дивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных кри­териев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности при­вели в современной психологической литературе к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость» (в англо-американской литера­туре зрелость обозначается как «Maturity», взрослость — как «Adulthood») с тем, чтобы избежать многих осложнений, считаю­щихся подчас неодолимыми.

Зрелость человека как индивида — соматическая и половая — определяется биологическими критериями. Сравнительно с други­ми приматами человек обладает лишь большим диапазоном инди­видуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма — его жизнедея­тельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психиче­ское развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрело­сти, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойст­венных данной системе образования в данную историческую эпоху. | Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения — исторические. В еще большей мере таковыми являются мно­гочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зави­симости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития челове­ка. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, крите­рии которой в большой мере связаны с учетом состояний физиче­ского и умственного развития.

Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта позна­ния (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во~ всех формациях. Еще более выражена разновременность моментов, характери­зующих финал человеческой жизни. Таким финалом для индивида {71} является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое мате­риальное существование и всех других состояний человека как лич­ности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся матери­альные и духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма сущест­вования которого оказывается реальной силой общественного раз­вития.

Но нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс завершения человеческой жизни. Парадокс этот заключается в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого сущест­вования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т. е. их «умирание» наступает раньше, чем «физическое одряхление» от старости. Такое состояние имеет место тогда, когда человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, посте­пенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, исполь­зуя свое право на социальное обеспечение. Постепенное освобож­дение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности.

Научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что одной из их характеристик является живая связь с современностью, а не социальная изоляция, сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоляции (почти полное отсутствие сверстников в своей среде, резкое понижение зрения и слуха и т. д.). В таких случаях сохранность личности обеспечивает­ся до самой смерти человека, даже если она наступает после ста лет жизни.

По сравнению с долгожителями с сохранившейся личностью некоторые «начинающие» пенсионеры в 60—-65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чув­ства социальной неполноценности. С этого возраста для них начи­нается драматический период умирания личности. Явления деперсонализации такого рода приводят к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям — в общем, к психогенным за­болеваниям.

Следует отметить, что подобные явления, которые можно назвать деформацией личности, возникают обычно лишь в связи с прекращением профессиональной трудовой деятельности в той или иной области общественной жизни, производства и культуры. Ина­че говоря, такая деформация — последствие коренного изменения образа жизни и деятельности, статуса и ролей человека в общест­ве, главнейшей из которых является участие в трудовой деятельно­сти, созидание материальных и духовных ценностей. Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятель­ности, а поэтому и личности. {72}

В последние Десятилетия человеческой жизни гетерохронность состояний личности и субъекта уменьшается, а их взаимозависи­мость во времени усиливается. Но тем более возрастает дистанция между ними и временными характеристиками человека как инди­вида, т. е. возрастом, на поздней стадии онтогенеза. Та или иная степень сохранности, деградации или полного одряхления является функцией не только возраста, но и социально-трудовой активности, т. е. продуктом не только онтогенетической эволюции, но и жиз­ненного пути человека как личности и субъекта деятельности.

Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды человеческой жизни, характеризуются специфи­ческими комплексами психофизиологических особенностей. Проти­воречия между этими формами с их различными психофизиологи­ческими характеристиками не могут отвлекать нас от единства че­ловека во всей множественности его состояний и свойств. Это един­ство представлено в исторической природе человека, взаимопро­никновении социального и биологического, социальной детермина­ции биофизиологических механизмов развития, слияния натурально­го и культурного развития человека в его психической эволюции, в развитии индивидуального сознания. Общим эффектом этого слия­ния интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией и саморегуляцией. Самосознание и «я», характер и талант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты его развития.

Образование индивидуальности и обусловленное ею единое на­правление развития индивида, личности и субъекта в общей струк­туре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.