Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание серий

Красуйся, град Петров!

(1 сезон: 12 фильмов)

01. Мосты
У каждого разводного невского моста - своя сольная партия. Они гордо взмахивают своими крыльями - и это представление повторяется каждую ночь с весны до осени. Говорят, Нева, как зодчий, создает свой Санкт-Петербург. Здесь, на набережных, она - главный архитектор города. У каждого старинного петербургского моста - свои легенды, своя судьба. Аничков прославился великолепными скульптурами Клодта. В начале 19-го века появились цепные мосты. Грифонам с позолоченными крыльями доверили цепи Банковского моста, а на Львином - цепи держат львы… Архитектор Вильям Гесте навел чугунные мосты через Мойку. В те времена так не строили и в Европе. Кажется, что вереница мостов и дворцов на набережных - воздушное кружево тончайшей работы. А бессонный шелест невской волны звучит для Санкт-Петербурга, как " звон путеводной ноты".
02. Зодчий Доминико Трезини
Как Петропавловская крепость оказалась в самом центре Санкт-Петербурга? 1703 год. Идет Северная война. Петр Первый берет штурмом шведские крепости. Вот он - желанный выход в море! Но его нужно защищать. Где же поставить крепость? Петр отправляется по Неве, чтобы изучить фарватер. И, к вечеру он пристает к острову посреди реки. Местные жители называли его Енисаари - Заячий. С острова простреливаются оба рукава Невы и корабли с высокими мачтами видны издалека. Архитектора Доминико Трезини пригласили в Россию, как военного инженера, в разгар Северной войны. Он подписал контракт, в котором оговаривалось, что " если воздух зело жесток будет здравию его, вредный, ему вольно ехать, куда он похощет" … Но он навсегда остался на Невских берегах и построил Петропавловскую крепость, Собор святых апостолов Петра и Павла и колокольню с ангелом. На островах в дельте Невы вырос царственный город Петра. Петербург стал кораблем, на котором Петр собирался войти в Европу. Но сначала появилась Петропавловская крепость. Говорят, если бы сохранились все чертежи Доминико Трезини, можно было бы представить лицо Петербурга петровского времени.
03. Зодчий Карл Росси
Выпуск программы посвящен выдающемуся зодчему Карлу Росси и его Театральному ансамблю. Мы расскажем о судьбе архитектора, его жизни и заботах именно в том времени, когда строился этот грандиозный ансамбль. Имя Карла Росси, или как его называли в России, Карла Ивановича Росси долгое время пребывало в забвении, поэтому свидетельств о его частной жизни сохранилось немного. Однако некоторые документы позволяют нам восстановить черты характера и личности архитектора, его взаимоотношений с императором, с коллегами архитекторами, с мастерами и рабочими, на которых он опирался, сооружая свои великолепные ансамбли. Росси привнес в Петербург новое ощущение пространства, которого до него не было. В русской архитектуре фигуру, равную Росси, трудно назвать до сегодняшнего времени. В программе принимают участие: историк архитектуры Семен Михайловский и театральный историк, театровед Анатолий Чепуров.
04. Тома де Томон
Торговый порт переместился на Стрелку с Петербургской стороны еще в последние годы царствования Петра I. И уже тогда здесь замелькали флаги всех государств и закипели страсти оптовых торгов. Когда в 1800 году французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон впервые увидел Петербург, его поразила картина порта: шум, суета и теснота. С ненадежных дощатых пристаней срывались бочки, падали в воду тюки с поклажей, грозя купцам немалыми убытками. Как призрак на топком болотистом берегу мрачно высилась недостроенная Биржа Кваренги. И тогда Тома де Томон предложил свой проект новой Биржи.
В программе принимают участие: сотрудник военно-морского музея Сергей Кривоносов, историки архитектуры Елена Боровская, Борис Кириков и Валерий Шевченко.
05. Зодчий Василий Стасов
Василий Петрович Стасов прокладывал новые пути в зодчестве, он был архитектором периода, который у нас называли русским ампиром. Ему удалось, восстановить после пожаров не одно здание в Петербурге: Царскосельский дворец, а потом Зимний дворец, построенные Растрелли. Но Спасо-Преображенский собор В.П. Стасов строил фактически заново на месте сгоревшего более древнего варианта. В ограде собора архитектор использовал военные трофеи, турецкие пушки, захваченные во время победоносной войны России с Турцией. В программе участвуют: иерей Спасо-Преображенского собора, отец Сергий Савченков и историк искусства Николай Микишатьев.
06. Зодчий, Огюст Монферран
Программа посвящена архитектору, французу по происхождению, Огюсту Монферрану, который прославил свое имя строительством Исаакиевского Собора. Несмотря на выдающееся дарование, у Монферрана были сложные отношения с Комитетом по градостроительству, с императорами Александром I и Николаем I и архитекторами, которые работали в это время в Петербурге. Речь в программе пойдет и о личной судьбе Монферрана.
07. Зодчий Винченцо Бренна
" Забвенью брошенный дворец…", - с горечью назовет Александр Сергеевич Пушкин замок, который создал в Санкт-Петербурге итальянский зодчий Винченцо Бренна по заказу Павла Первого. Какая богатая " палитра" была в руках у главного архитектора Михайловского замка! Однако молодой император Александр Первый решительно изгонял из своей жизни все, что напоминало бы ему о страшной кончине отца. Уже 19 марта 1801 года новый император подписал указ: " Приостановить отделку залов…" в Михайловском замке. Отсюда выносили золоченую мебель, вырезали бархатные драпировки, выламывали паркет… Узнав об этом, Винченцо Бренна едва не сошел с ума от горя.
08. Зодчий Иван Старов
Передача рассказывает о судьбе архитектора Ивана Старова в годы строительства дворца для светлейшего князя Потемкина Таврический дворец должен был стать архитектурной одой военному гению Потемкина и русскому оружию, давшему стране выход к черноморским берегам, а стал образцом дворянского усадебного строительства: портик, купол над входом и два флигеля. В программе принимают участие: архитектор Никита Явейн, историк архитектуры Борис Кириков, генеральный секретарь МПА СНГ Михаил Кротов.
09. Зодчий Андрей Штакеншнейдер
Мариинский - первый дворец, созданный в Санкт-Петербурге архитектором Андреем Штакеншнейдером. Петербуржцы недоумевали: зодчему всего 36 лет, а уже царский заказ! Многих смутил строгий серый фасад дворца - ни пестрых украшений, ни тяжелых кариатид, все просто, даже " сурово". Но открываются ясеневые двери и гости в изумлении: перед ними - итальянское палаццо. Стиль дворцов Андрея Штакеншнейдера окрестили эклектикой. Зодчий строил дворцы так, будто жил во времена барокко, готики, ренессанса…
10. Зодчий Бартоломео Растрелли
Начиная с петровских времен, на набережной Санкт-Петербурга, был построен не один зимний дворец. Менялись императоры, менялись вкусы, менялись и требования. Зимние дворцы возникали и разрушались. Идея построить дворец небывалого масштаба принадлежала архитектору Растрелли. Он полагал, что прежний уже не соответствовал своему назначению - императорской резиденции великой державы. Известный авантюрист Маркиз де Кюстин, побывав в Петербурге, говорил: " Зимний поражает, ибо по размерам своим он равен Лувру и Тюильри, вместе взятым". Постройка Растрелли в этом плане обладает колоссальнейшим запасом эмоциональной прочности и до сих пор сочетается с образом великой державы. В программе принимают участие: искусствоведы Юрий Соколов, Людмила Воронихина, Лев Летягин.
11. Зодчий Александр Пель
Из архитектурного наследия Александра Христофоровича Пеля до наших дней дошла только десятая часть, хотя в его послужном списке значится более полутысячи построек. Его называли зодчим Литейной части. Именно там он работал больше всего, в основном возводя доходные дома. В передаче рассказывается об одном из самых ранних произведений зодчего - особняке Гагарина - Половцова ныне Доме архитектора. Ничем особенным в ряду других по Большой Морской этот дом не выделяется, хотя и был он построен в двух шагах от Исаакиевского собора и Мариинского дворца. Но обманчивая скромность особняка таила неожиданное. Стоило зайти, подняться по парадной лестнице и глазам представали роскошные и замысловатые интерьеры давно минувших веков… В передаче принимают участие: историк архитектуры Борис Кириков; президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, вице-президент Союза архитекторов Российской Федерации, народный архитектор России Владимир Попов и потомок семьи Пелей - Наталия Пиценко.
12. Зодчий Антонио Ринальди
Своими творческими поисками Ринальди вместе с другими современными ему зодчими России вырабатывал принципы нового архитектурного стиля – классицизма, отразив одновременно тенденции барокко, переплавленные эстетикой классицизма в новую архитектоническую систему, в новые композиционные приемы и новый декор интерьеров. Вместе с тем Ринальди оставался мастером с ярко выраженной индивидуальностью. Его почерк виден сразу, легко узнается и читается в ринальдиевском каноне трактовки ордера, в свойственной только ему прорисовке деталей. Не случайно в литературу вошло такое выражение, как «цветок Ринальди». Велико значение творчества Ринальди в использовании синтеза искусств. Ринальди стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине 18-го столетия нашли в России свою творческую родину. Лучшие произведения, которые определили значение зодчего в истории русской и мировой архитектуры, были созданы в Петербурге куда он приехал, зарекомендовав себя работой у графа Разумовского. В 1754 году Ринальди становится архитектором «малого двора», как тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола – будущего императора Петра III, по предложению которого Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме, продолжавшиеся более двух десятилетий. Цикл первых ораниенбаумских работ стал прелюдией всего петербургского периода творчества зодчего. После воцарения Екатерины II Ринальди становится ведущим архитектором Петербурга. Он проектирует и возводит дворцы, триумфальные колонны, арки, храмы, театральные здания и другие сооружения. При этом Ринальди проявляет себя в равной степени и как создатель законченных дворцово-парковых ансамблей в Ораниенбауме, Гатчине, и как крупный градостроитель, сооружения которого стали определяющими доминантами композиционного развития центральных районов столицы.

(2 сезон: 38 фильмов)

01.Зодчий Леонтий Бенуа
Здание Певческой капеллы в Петербурге было построено архитектором Леонтием Бенуа. Как задумывался проект, почему решили строить капеллу именно на этом месте, какие службы расположились во дворах, - обо всем этом расскажут ведущий - артист Сергей Дрейден, художественный руководитель капеллы, народный артист СССР Владислав Чернушенко, искусствоведы Борис Кириков, Владимир Фролов.
02.Зодчий Андрей Воронихин
Казанский собор - архитектурный дебют Андрея Воронихина в Санк-Петербурге. Павел Первый велел построить собор за три года. Мартовским утром 1801 года Петербург потрясла весть - переворот! Павел Первый убит. Как новый император, Александр Первый, отнесется к замыслам отца? Но средства из казны уже получены. И, как только земля оттаяла, начали рыть котлован… Сколько " воды утекло" с тех пор! Мраморный пол храма лучится, отражая в своем рисунке небесные линии купола. Пространство храма, нанизанное на " пропетые" зодчим колоннады, кажется непостижимо просторным, как пространство жизни!..
03. Зодчий Джакомо Кваренги
За 37 лет пребывания в России итальянец Джакомо Кваренги успел немало: построить здание Академии Наук и Эрмитажный театр, дворец Юсуповых на Садовой улице и Мариинскую больницу на Литейном проспекте, здание Ассигнационного банка и дом Салтыкова-Гротена. Но лучшей постройкой всей своей жизни зодчий по праву считал Смольный институт благородных девиц. Программа расскажет о жизни замечательного зодчего и об этапах строительства Смольного, который первоначально возводился, как дом для одиноких вдов.
В передаче принимают участие: историки архитектуры Борис Кириков и Сергей Семенцов, архивист Ольга Крстич.
04. Архитектор Савва Чевакинский
О возведении архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге. Этот храм - один из самых знаменитых в городе на Неве. Он построен не на государственные средства, а на народные пожертвования. Среди главных жертвователей - знаменитый заводчик Порфирий Демидов. Биографических сведений об архитекторе Чевакинском почти не сохранилось, архив его семьи погиб в пожаре, однако то что удалось найти, свидетельствует о человеке талантливом, преданном своему делу. Возведение собора стало для Чевакинского главным делом жизни. Здание построено в стиле русского барокко, утвердившегося в России в середине XVIII века. В программе принимают участие: настоятель собора, протоиерей Богдан Сойко, иерей Григорий Евтушенко, историк искусства Юрий Соколов.
05. Зодчий Альберт Кавос
Ныне основательно забытый, в середине XIX века архитектор Альберт Кавос считался самым известным теоретиком театральной архитектуры в мире. Инженер по образованию, Кавос разработал уникальную методику конструирования театральных залов. Помпезный зал Большого театра в Москве, изысканный зал Михайловского театра в Петербурге - работы Кавоса. Но вершина его творчества - легендарный Мариинский театр.
06. Зодчий Лео фон Кленце
Есть ли у нас в Санкт-Петербурге хотя бы одно здание, которое было построено по переписке? " Как это, - удивится внимательный зритель, - разве такое возможно"? Оказывается, возможно. Именно такой случай произошел со зданием Нового Эрмитажа, которое построил архитектор Лео фон Кленце. Мы сейчас и представить не можем нашего города без знаменитых атлантов, поддерживающих портик главного входа, но были времена, когда об их существовании никто не подозревал. Как же это строительство по переписке происходило, расскажут главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин и старший научный сотрудник Эрмитажа М. Ильина. Текст за кадром читает артист Сергей Дрейден.
07. Александр Кокоринов
Александр Кокоринов - один из архитекторов Академии художеств, прожил яркую, но короткую жизнь. Проект Академии рождался в атмосфере больших надежд. Здание должно было стать образцом эстетики и вкуса - ведь здесь будут формироваться суждения о прекрасном и дурном в искусстве. Мировая практика не знала примеров строительства подобного учебного здания. Увы, замысел архитектора не только не был реализован полностью, но сам он не дожил до окончания строительства. Скоропостижная и загадочная смерть оборвала жизнь талантливого зодчего. В программе принимают участие: ректор Института им. Репина Семен Михайловский, художник-монументалист Иван Уралов, искусствовед Екатерина Савинова.
08. Зодчий Альфред Парланд
Кажется, только чудом мог оказаться в центре Санкт-Петербурга храм Воскресения Христова. Его облик - восхитительная цитата из допетровской Руси: фигурные наличники, кокошники, изразцы… Второе имя у этой церкви - Спас на крови. Потому что храм стоит именно там, где в марте 1881 года разыгралась страшная трагедия - на набережной Екатерининского канала, обагренной кровью императора Александра Второго. Известие о гибели царя потрясло всю Россию. Александр Третий решил поставить в Санкт-Петербурге храм-памятник, исполненный в духе московско-ярославских церквей XVII столетия. А второе условие - та часть набережной, куда упал смертельно раненный император, должна оказаться под сводами церкви. Именно поэтому архитектору Альфреду Парланду пришлось поставить храм буквально над водой. Зодчий решился на смелый эксперимент. Он изменил береговую линию канала. Она выдвинулась в воду на 8 метров. Под храмом создали сплошную бетонную подушку...
09. Зодчий Александр Померанцев
Об одном из малых особняков, которые украшают периферийные улицы Санкт-Петербурга - дворце на Фурштадтской. Александр Померанцев строил особняк, прежде всего, как дом для жизни семьи. Мастер последнего этапа эклектики, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий, Померанцев сделал замечательную и быструю карьеру. За 10 лет от простого преподавателя до ректора Императорской Академии художеств. Круг его общения - это братья Васнецовы, композитор Римский-Корсаков, балерина Агриппина Ваганова, критик Владимир Васильевич Стасов, архитектор Щусев, художники Нестеров и Билибин. В программе участвуют: правнучка архитектора Елена Сорокина и историк искусства Юрий Соколов.
10. Зодчие Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон
Первый каменный дворец в Санкт-Петербурге был построен для князя Александра Даниловича Меншикова. Дворец стал местом ассамблей, приема послов и проведения свадеб знатных дворян. Глядя на это здание сегодня, не скажешь, что это творение трех архитекторов, приехавших из разных стран: итальянца Франческо Фонтаны, немца Иоганна Готфрида Шеделя и француза Жана-Батиста Леблона. Как же зодчим удалось создать такое гармоничное произведение в архитектуре? Об этом расскажут: историк архитектуры Екатерина Станюкович-Денисова; историк искусства, реставратор Юрий Трубинов; архитектор, автор проекта реставрации Меншиковского дворца Григорий Михайлов.
11. Зодчий Павел Сюзор
Его самой первой работой в Петербурге стал фасад здания Пробирной палаты на Казанской улице, 28. Авторству Сюзора принадлежит также создание площади со сквером в центре улицы, он же спроектировал соединяющий Пушкинскую улицу с Лиговским проспектом Лиговский переулок. Он преимущественно строит доходные дома, получая иногда заказы и на строительство производственных зданий, и даже церквей, например, в 1878-1879 годах проектирует и строит флигель и домовую церковь при богадельне Мещанского общества. Позднее Сюзор перестраивает здание конюшен Государственного коннозаводства, создает комплекс зданий больницы Французского благотворительного общества на 13-й линии 1884-1902 годы...
12. Зодчие Андрей Михайлов, Ипполит Монигетти, Андрей Белобородов
В середине XVIII века французский зодчий Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот создает на набережной Мойки дворец для Петра Шувалова. В 1830-м году усадьбу приобретают Юсуповы. Особняк перестраивает и «одевает» по последней моде архитектор Андрей Михайлов. В руках другого зодчего – Ипполита Монигетти, дворец преобразился, как первый «денди» в Санкт-Петербурге. В 1914 году Феликс Юсупов-мл. приглашает во дворец начинающего архитектора Андрея Белобородова. Зодчий показывает созданные им комнаты Александра Бенуа и тот говорит: «Эка, батюшка, и намудрили вы здесь. Это просто рокамболь какой-то. Что-нибудь здесь да и произойдет». Пророческие слова!
13. Зодчий Гавриил Барановский
Преподаватель, издатель, энциклопедист, один из самых прогрессивных русский архитекторов начала XX века, Гавриил Барановский оставил после себя множество удивительных зданий и одну единственную фотографию. Судьба этого революционера от архитектуры - череда споров и скандалов, восторгов и побед. Барановский долгое время слыл мастером " помпезного модерна". Сломать этот стереотип оказалось не просто. Но Барановскому удалось. Он возводит дом для Русского географического общества, приют путешественников - необыкновенное здание, полное загадочного очарования и смелых архитектурных находок.
14. Зодчие Карл Шмидт, Владимир Чагин, Василий Шёне
Дом Кельха выделялся среди других особняков, которых на Сергиевской улице было много. Это аристократический район, который формировался именно в конце XIX века. Дома покупали богатейшие люди и главный образом не для того, чтобы строить заново, а чтобы перестроить, превратив зачастую обыкновенные здания в роскошные дворцы. Так поступила и чета Кельхов, приобретя в 1895 году особнячок греческого посла Кандеянаки. Для молодых архитекторов Василия Шёне и Владимира Чагина работа по перестройке особняка Кельха обернулась невероятной удачей... В программе участвуют внучка архитектора В.Шёне Татьяна Баскина и искусствовед Борис Кириков.
15. Зодчий Николай Львов
Зодчего Николая Львова, построившего дом-усадьбу для поэта Державина, современники называли " гением вкуса", " русским Леонардо", и в этом не было большого преувеличения. Поэт, архитектор, инженер, рисовальщик, член двух Российских Академий - Художеств и Наук, он свободно изъяснялся на всех европейских языках, музицировал на равных в ансамбле с профессионалами, одним из первых стал собирать русский фольклор, писал книги по истории Российского государства. О судьбе архитектора рассказывают: директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Некрасов и праправнук зодчего, сотрудник музея-усадьба Г.Державина Сергей Дзюбанов.
16. Зодчий Александр Брюллов
О судьбе архитектора Александра Брюллова, брата великого живописца Карла Брюллова, о строительстве Михайловского театра и его реконструкции по проекту зодчего Альберта Кавоса. Самым значительным его произведением стала Пулковская астрономическая обсерватория Академии наук.
Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье " академика орнаментной скульптуры" Павла Ивановича Брюлло. В январе 1810 года Александр вместе с братом Карлом был отдан на обучение в Академию художеств. Александр Брюллов впоследствии стал зодчим, а Карл Брюллов - художником. Из-за конфликтов с императором Александр Брюллов был вынужден отойти от активной строительной деятельности. С середины XIX века он сосредоточился на преподавательской работе в Академии художеств. В 1842 году Брюллов получил звание профессора первой степени, в 1854 году стал заслуженным профессором. В 1871 году архитектор ушёл в отставку, продолжая оставаться членом Совета Академии.
17. Архитектор Максимилиан Месмахер
Максимилиан Егорович Месмахер (нем. Maximilian von Messmacher; 1842—1906) — российский архитектор, профессор Академии Художеств (1890), академик архитектуры (1872), автор многочисленных зданий в Москве и Санкт-Петербурге.
Казалось, что исполинский альбатрос распростер свои крылья над Санкт-Петербургом. Огромный стеклянный купол парил над домами в Соляном переулке, как морская птица, провожающая корабли. По соседству с Летним Садом и набережной Фонтанки вырос особняк, о котором говорили: " воздушный замок". Архитектор Максимилиан Месмахер создал его для Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
18. Зодчий Николай Гребёнка
Угол Невского проспекта и реки Мойки. Бывший Полицейский мост. Богатая история у этого места, а сколько имен у этого здания! Дом Чичерина, дом Елисеева, ДИСК, Талион… А многие петербуржцы, по старой памяти, все еще говорят: " Это дом, где был кинотеатр " Баррикада". Так было и в то время, когда архитектор Николай Гребёнка впервые переступил порог этого дома, чтобы приступить к его перестройке для нового владельца - купца Степана Елисеева.
19. Зодчие Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Антонио Ринальди и Иван Старов
Князь-Владимирский собор на петербургской стороне далеко не сразу был освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. Более 40 лет шло строительство храма… За это время сменяли друг друга правители, входили в моду и устаревали, освобождая место новым, архитектурные стили; менялись, словно подхватывая эстафету и зодчие, работавшие над его проектами. Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Антонио Ринальди и Иван Старов - каждый из них внес свою часть старания и таланта в нынешний облик храма. О судьбе собора и архитекторов, строивших его, расскажут настоятель собора отец Владимир, историк архитектуры Валерий Исаченко, историк Сергей Фирсов.
20. Архитекторы Александр Пель и Роберт Гёдике
Особняк Паскевича-Эриванского. Особняки на Английской набережной Санкт-Петербурга - малые дворцы столичной знати. Внешне сдержанные, почти неприметные, внутри они таят настоящие архитектурные сокровища, сказочные интерьеры, в которых порой происходили удивительные истории. Один из таких особняков - дом Ивана Паскевича-Эриванского - здание необыкновенное, почти мистическое. А строили его два архитектора, учитель и ученик - Александр Пель и Роберт Гёдике - и в жизни каждого из них этот особняк сыграл особую роль.
21. Зодчий Александр Красовский
Особняк Павла Григорьевича фон Дервиза на Английской набережной зодчего Александра Красовского. Облик дворца сохранил авторский замысел архитектора до наших дней. Биография А.Красовского необычна. Его отец был крепостным художником, который смог выкупить себя из крепости буквально за несколько месяцев до отмены крепостного права. Необычна и биография представителей семьи Дервизов. Все они прославились широкой благотворительной деятельностью, отчего прослыли в обществе чудаками. В программе принимают участие внук архитектора Александра Красовского - Александр Гутан, правнук хозяина особняка - художник Петр Татарников, историк искусства Т. Соловьева.
22. Зодчий Федор Лидваль
Фредерик Лидваль - однин из крупнейших зодчих Санкт-Петербурга начала двадцатого века. В своей плодотворной, насыщенной творческой деятельности он сочетал необычайно тонкого взыскательного художника-архитектора и опытного строителя и организатора. Широтой творческого диапазона, умелым применением передовых градостроительных принципов, эффективных строительных материалов Федор Иванович, в творчестве которого удачно сочетались черты петербургского модерна и неоклассики, превосходил большинство своих современников.
23. Зодчий Аполлон Щедрин
В конце 1828 года зодчему Аполлону Щедрину поручили приспособить здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове для нужд студенчества. Предстояли значительные переделки - строение по своей архитектуре напоминало торговые лавки Гостиного Двора с открытой аркадой второго этажа и самостоятельными входами в каждую коллегию. Работы затянулись на 10 лет. Их результатом стало совершенно новое здание, которое теперь лишь внешним обликом напоминает о далеком петровском времени. Программа рассказывает о жизни и творчестве архитектора Аполлона Щедрина в годы строительства главного здания Санкт-Петербургского университета. Участвуют: Игорь Дмитриев, директор Музея-архива Д.И. Менделеева, Игорь Тихонов, директор Музея истории Санкт-Петербургского государственного университета, художник Татьяна Ласка, директор Института искусств СПбГУ.
24. Архитектор Василий Свиньин
Крестьянский сын, родом из маленькой глухой деревеньки под Вяткой - Василий Свиньин и представить не мог, что когда-нибудь станет архитектором Высочайшего двора, любимцем царской семьи и притчей во языцех для всей столичной архитектурной элиты. Его будут славить и высмеивать, награждать и стыдить, но даже недруги признают - созданное Свиньиным здание Этнографического музея навсегда определило облик одной из красивейших площадей Петербурга - площади Искусств.
25. Зодчий Карл Росси. Сенат и Синод (2 часть)
Здание Сената и Синода – памятник архитектуры Санкт-Петербурга, получили свое название от государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода. С возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, в звязи с чем был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие Карл Росси, Василий Стасов, С. Шустов, А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. Глинка. Победу на конкурсе проектов одержал Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса — «придать зданию характер, соответствующий огромности площади». В объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки — дома Бестужева-Рюмина. Строительство здания Синода началось после выкупа в государственную казну дома купчихи Кусовниковой.
26. Александр Резанов
" Как он похож на флорентийское палаццо! - восхищались Владимирским дворцом жители северной столицы в конце XIX века, - этого стиля никто у нас раньше не пробовал... Главное - в его русских комнатах, где все - от стен, потолков, кафельных цветных печей и до последнего стула, стола и узорчатой гардины, сочинено Резановым с необыкновенной талантливостью и красотой". После окончания Академии художеств Александр Резанов путешествовал по Италии вместе с друзьями Бенуа и Кракау. Они восстанавливали готический собор в Орвието. Зодчий открыл для себя: очертания готического собора так близки древнерусским храмам. Об Орвиетском соборе напоминает и Владимирский дворец на набережной Невы.
27. Зодчий Тома де Томон (2 часть)
Дом графа Лаваля на Английской набережной. Мощью, величием и античным спокойствием пронизан весь его облик. Этот дом помнит многое. Но как знать, каким могло бы предстать в наши дни это здание, если бы однажды летним вечером 1805 года два разгоряченных вином господина не высадились из экипажа на Английской набережной… И не заспорили бы о вкусах и стилях… Одного звали граф Лаваль, другого архитектор Тома де Томон. Об архитекторе Жане Франсуа Тома де Томоне и его работе над особняком для семьи Лавалей - речь в программе. Участвуют архитектор Евгений Мочалин и искусствовед Елена Иванова.
28. Зодчие Фонтанки
До середины 18 века Фонтанка являлась юго-западной границей города. Первой постройкой, появившейся на берегу реки, был Летний дворец Петра I. Вскоре вдоль реки стали появляться усадьбы самых знатных и богатых петербуржцев, приглашавших для строительства своих дворцов таких выдающихся зодчих. Сегодня на набережных реки Фонтанки - десятки великолепно сохранившихся памятников русской архитектуры 18-19 веков. На одной из набережных Фонтанки, чуть выше уровня реки, установлен памятник легендарному Чижику-пыжику, знаменитое стихотворение о котором может, наверное, процитировать наизусть каждый.
29. Зодчие Михаил Земцов, Луиджи Руска, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти
Санкт Петербург - это город роскошных дворцов и усадеб, среди которых особенно выделяется Аничков дворец, построенный архитектором Михаилом Земцовым, как мемориал дворцовому елизаветинскому перевороту. На протяжении XVIII и XIX веков над дворцом трудились многие именитые архитекторы, среди которых: Луиджи Руска, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти. Но со временем дворец превратился в уютную петербургскую усадьбу для царской семьи, поэтому многие поколения семьи Романовых называли этот дворец - Аничков рай.
30. Зодчий Карл Росси. Елагиноостровский Дворец (3 часть)
Остров получил свое название от фамилии одного из его владельцев, директора придворного театра, обергофмейстера Ивана Перфильевича Елагина. При нем здесь началось каменное строительство, возведены павильоны для защиты от наводнений, выкопаны пруды и каналы... Также владельцами Елагина дворца в разное время были: граф Орлов, племянник знаменитого фаворита Екатерины II, император Александр I. Елагиным дворцом начинается эпоха больших ансамблей Карлла Росси, когда он будет преобразовывать центр Санкт-Петербурга и станет первым архитектором страны. В программе участвуют: главный хранитель парка Елагиноостровского дворца Светлана Штидт и историк искусства Юрий Соколов.
31. Зодчие Николай Ефимов и Василий Косяков
Новодевичий монастырь. Комплекс монастыря формировался в период со второй половины XIX по начало ХХ века. Самую большую роль в создании ансамбля сыграли два выдающихся российских архитектора: Николай Ефимов и Василий Косяков. Судьбу Николая Ефимова можно назвать удачной. В своем творчестве архитектор умело воплощал традиции древнерусского зодчества и внес большой вклад в развитие национального русского стиля. Василий Косяков, основная деятельность которого пришлась уже на начало ХХ века, был не только практиком. Он преподавал и вел исследования.
32. Зодчий Иван Фомин
На излучине Мойки, там, где набережная делает плавный поворот, повинуясь прихотливому течению реки, появился в начале XX века роскошный особняк… Этот дом стал последним столичным дворцом, который был построен в царской России, потом уже жизнь страны потекла совсем по иному руслу. Особняк Абамелек-Лазарева - называют его одни - по фамилии владельца, другие - дом архитектора Фомина. Этот дворец самим своим именем отражает дух противостояния заказчика и строителя. Этот конфликт вкусов и предпочтений оказался необыкновенно плодотворным… В программе участвует писатель Илья Киселев.
33. Зодчий Александр Степанов
" Особняк Румянцева". Архитектор Александр Степанов, лишь недавно окончивший Академию художеств, но уже заявивший о себе перестраивая некоторые интерьеры во дворце князя Юсупова, получил предложение от герцога Лейхтенбергского переделать приобретенный им дворец на Английской набережной. Сколько помнил себя молодой зодчий, особняк этот всегда называли Румянцевским, по имени самого знаменитого из прежних его владельцев – Николая Петровича Румянцева. Герцог купил этот дом в подарок своей молодой жене Зинаиде Богарне. Супружеская чета не скупилась, выделив на перестройку здания немалую сумму… В программе использованы материалы из личного архива Сергея Александровича Степанова, правнука архитектора.
34. Андрей Воронихин, Александр Постников, Самсон Суханов
" Горный институт". Колоннада Горного института на Васильевском острове – будто морские ворота Санкт-Петербурга. Крыша над ними – тяжелая, как гора. Древнегреческий храм науки на Невском берегу… Его построил архитектор Андрей Воронихин. Исполинские колонны для здания рубит из камня артель каменных дел мастера Самсона Суханова. Он выдумал способ раскалывать клиньями целые горы, будто дерево. Архитектор Александр Постников одевает в римские одежды колонный зал института...
35. Архитектор Карл Рахау
На углу Дворцовой набережной и Мраморного переулка стоит дворец Кантемира. Молдавский вельможа, " волошский господарь" Дмитрий Кантемир купил здесь участок. Дворец ему строил - Бартоломео Растрелли. А в семидесятых годах позапрошлого века бывший дворец Кантемира купил купец Громов. Богатейший промышленник, лесоторговец, он нанял для оформления интерьеров модного тогда архитектора - Карла Карловича Рахау…
36. Зодчий Смарагд Шустов
Программа посвящена архитектору Смарагду Логиновичу Шустову и построенному им в 20-х годах XIX века Каменноостровскому театру. Театр строили по уникальной технологии. Полностью деревянный, он был сложен из цельных бревен. Внутреннее убранство театра было выдержано в стиле высокого классицизма. В программе участвует историк архитектуры Тамара Николаева.
37. Зодчий Андрей Штакеншнейдер (2 часть)
О дворцах, созданных Андреем Штакеншнейдером, говорят: " он воскрешает небесные черты многих времен и пространств". Неподалеку от первого невского моста, император Николай I задумал построить дворец для сына - Великого князя Николая Николаевича. Почти десять лет будет создавать этот великокняжеский дом придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер.
38. Зодчие Бартоломео Франческо Растрелли и Андрей Воронихин
Старейший частный дворец на Невском проспекте - дом богачей и меценатов графов Строгановых. Построенный иностранным графом де Растрелли и русским крепостным Андреем Воронихиным - этот роскошный дворец многолик. Первая частная картинная галерея, богатейшие научные кабинеты и мистический зал для собрания масонской ложи с окнами на Казанский собор - необыкновенные штрихи к портретам заказчиков и зодчих, увековеченных в камне.

 

(3 сезон: 55 фильмов)

1.Зодчий Джакомо Кваренги
Мальтийская капелла входит в архитектурный комплекс " Воронцовский дворец", который был построен выдающимся архитектором Растрелли в середине XVIII века для канцлера графа М. И. Воронцова. В 1798-1800 годах придворный архитектор Джакомо Кваренги под влиянием высокого ренессанса и благодаря прекрасному знанию римской архитектуры строит Мальтийскую капеллу, мастерски вписав ее в ансамбль Воронцовского дворца архитектора Растрелли. В программе участвует реставратор Сергей Самусенко.
В 1740 г. граф Михаил Илларионович Воронцов (1712-1767) приобрел несколько земельных участков между Фонтанкой и Садовой ул. и решил построить обширную городскую усадьбу. Разработка проекта была поручена Ф. Б. Растрелли. Строительство продолжалось с 1749 г. по 1758 г. Зодчий Карл Росси
В 1798 г. Павел I, будучи императором, принял титул Великого магистра мальтийских рыцарей. Он подарил Воронцовский дворец российской ветви Мальтийского ордена.
Над решетчатыми воротами дворца укрепили орденский герб - на красном фоне белый мальтийский крест.
Дворец стали называть " замок мальтийских рыцарей".
В 1798-1800 гг. по велению Павла I на территории дворцовой усадьбы были сооружены два храма: православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей - Мальтийская капелла.
Здание Мальтийской капеллы возводилось по проекту арх. Дж. Кваренги в стиле классицизма.
Мальтийская капелла - кафедральный храм святого Иоанна Иерусалимского. Пристроена в 1799 г. к главному корпусу со стороны сада. Фасад решен в виде четырехколонного портала. Зал окаймлен с двух сторон коринфской колоннадой, на которую упираются своды потолка.
Здесь хранились орденские драгоценности и кресло великого магистра. При жизни Павла I здесь регулярно проходили собрания ордена.
В правление Александра I прекратила свое существование российская ветвь мальтийского ордена.
После 1810 г. храм был сохранен как католический и открыт для посещений сотрудников посольств и миссий, членов императорской фамилии.
В 1853 г. здесь был погребен герцог Лейхтенбергский, зять императора Николая I.
2.Зодчий Вениамин Стуккей
" Особняк Казалета-Тенишевых". Где было поселиться в Петербурге потомку британского подданного - как не на Английской набережной? И кого ему было пригласить для строительства дома - как не своего соотечественника… Согласно этой логике на одной из лучших набережных северной столицы появился особняк богатого промышленника-пивовара Эдуарда Казалета, и выстроил этот дом архитектор Вениамин Стуккей.
3. Зодчий Карл Росси
В наши дни здание Михайловского дворца известно более как Русский музей. Дворец предназначался Великому князю Михаилу Павловичу, младшему брату императора Александра I. Возведение его предназначалось придворному архитектору Карлу Ивановичу Росси. Создавая Михайловский дворец Росси черпает вдохновение в тех впечатлениях, которые он вынес путешествия по Европе. В программе зодчий предстает в годы строительства здания Михайловского дворца, последнего возведенного в царствование Александра I.
4. Зодчий Гаральд Боссе
Великолепный особняк на Конногвардейском бульваре в центре Санкт-Петербурга часто называют Домом с маврами из-за его ограды, украшенной бюстами экзотических красавиц. В конце XVIII века на этом участке располагался трехэтажный каменный дом. Позже, в первой половине XIX века им владел купец Солодовников, у которого в 1853 году князь Михаил Кочубей купил этот участок.
Семейство Кочубеев имеет большую историю, основателем рода считается крымский татарин Кучук-Бей, принявший православие в XVII веке и получивший новое имя Андрей. Потомки Кучук-Бея служили многим видным российским деятелям, в том числе и Петру I. При императоре Николае I Кочубеи получили княжеский титул. Князь Михаил Викторович Кочубей, тонкий ценитель искусства, решил перестроить свой дом на Конногвардейском бульваре. Для этого он пригласил известного архитектора того времени Геральда Боссе. По проекту архитектора, особняк Кочубея был перестроен в стиле раннего итальянского ренессанса с элементами эклектики. Фасад здания украшен оригинальной металлической решеткой с четырьмя мавританскими бюстами. Такой экзотический облик дома в то время произвел настоящую сенсацию в столице.
Боссе был исключительным мастером интерьера и великолепным рисовальщиком. Оформив фасад в ренессансном духе, в интерьерах он воссоздал элементы и раннего классицизма, и ренессанса, и барокко. Все сохранившиеся интерьеры Боссе отличаются особой изысканностью, легкостью и изяществом. В ряде помещений сохранились выполненная по его рисункам лепка, кариатиды, дубовые двери с резьбой, камины.
5. Зодчие Гаэтано Киавери и Савва Чевакинский
Первый в России музей - Кунсткамера - мистическое и таинственное место в Санкт-Петербурге. Немало испытаний выпало на долю зодчих, возводивших это необыкновенное здание. В программе речь о двух из них - Гаэтано Киавери и Савве Чевакинском.
6. Зодчий Александр Хренов
Дворец великого князя Николая Николаевича младшего.
Александр Сергеевич Хренов - один из самых плодовитых и успешных петербургских зодчих, признанный мастер эклектики и модерна. Маленькая архитектурная жемчужина на Петровской набережной - последний дворец, построенный в России для членов императорской фамилии. Дворец был заказан архитектору великим князем Николаем Николаевичем младшим после его женитьбы на нежно любимой Черногорской принцессе Анастасии. Участвуют: историк Александр Марголис и доктор геолог-минералог Андрей Булах.
7. Зодчий Иван Фомин (часть вторая)
В 1911 году архитектор Иван Фомин получает заманчивое предложение богача Александра Половцова построить ему загородную виллу на островах. И вот невдалеке от россиевского Елагина дворца он воздвигает ампирный особняк с колоннадами снаружи и внутри. С расписными сводами и всем ассортиментом деталей пышного архитектурного стиля начала XIX века. Так рождался дворец Половцова-младшего на Каменном острове.
Иван Александрович Фомин родился 22 января 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Через четыре года семья Фоминых переехала в Ригу, где Иван к 1890 году окончил гимназию. В этом же году он уехал в Москву для поступления на математический факультет университета. Математика давалась юноше легко, но его больше заинтересовала архитектура. На третьем курсе Иван Фомин оставил университет и переехал в Санкт-Петербург, где подал прошение на поступление в Академию художеств. С первого раза поступить в Академию ему не удалось, подвела слабая подготовка в рисовании.
В течение следующего года Иван Фомин отбывал воинскую повинность в инженерных войсках и упорно занимался рисованием. Летом 1894 года он всё-таки поступил в архитектурное отделение Высшего художественного училища, только что открытого при Академии художеств. Закончить пятилетнее образование ему не удалось. В 1897 году из-за студенческих волнений все студенты были отчислены. Вновь поступить в Академию можно было только подав специальное прошение. Этого делать Иван Фомин не пожелал. Он отправился за границу, где год прожил в Париже, изучая современные архитектурные проекты. Его увлёк новый стиль " модерн".
Вернувшись в Россию, Иван Фомин поступил в Техническо-строительный комитет министерства внутренних дел в должности помощника архитектора. Первым местом работы для него стала Москва, где Фомин трудился помощником архитектора Шехтеля.
В 1905 году Фомин снова приехал в Санкт-Петербург и подал прошение на поступление в Высшее художественное училище. Снова поступив в училище, он приступил к занятиям в мастерской Л. Н. Бенуа.
Фомину пришлось сдавать экзамены по всем пропущенным предметам. Быстро это сделать не оказалось возможным. У архитектора уже появилась семья, и он был вынужден браться за любую работу. Академию Иван Фомин закончил с отличием и правом на заграничную поездку, но только в 1909 году.
Летом 1909 года Иван Фомин покинул Санкт-Петербург. Он ехал через Одессу, Константинополь, Грецию и далее девять месяцев путешествовал по Италии, Египту. В середине 1910 года Фомин вернулся в Россию.
Первой работой архитектора стал дом княгини М. А. Шаховской (наб. р. Фонтанки, 27). Зодчий строил загородные дома для князя Оболенского в Финляндии, для князя Гагарина в Псковской губернии. В 1911-1914 годах по проекту Фомина были сооружены его самые значительные постройки - особняки А. А. Половцева (на Каменном острове) и С. С. Амабелек-Лазарева (наб. р. Мойки, 23).
Иван Фомин много работал над интерьерами. Его заказчиками были сенатор Д. Б. Нейгарт (Захарьевская ул. 31), граф Воронцов-Дашков (Моховая ул. 10).
В 1911-1913 годах вместе с Ф. И. Лидвалем Иван Фомин занимался проектированием застройки острова Голодай. Здесь планировалось построить район " Новый Петербург". По созданному проекту удалось завершить только одно здание - пер. Каховского, 2. Осуществлению данного проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.
В 1915 году Иван Александрович Фомин стал академиком архитектуры. В 1918 году зодчий стал профессором одной из Государственных свободных художественно-учебных мастерских, которые были созданы взамен Академии художеств. Мастерская Фомина располагалась на третьем этаже здания Академии.
По проекту Фомина в 1920 году реконструировалась территория Марсова поля. Архитектор создал на бывшем пыльном военном плаце существующих до сих пор партерный сквер. В 1931 году он приступил к работе в Москве, всё реже появлялся в Ленинграде. После выхода из состава профессоров Академии художеств Фомин занимался строительством только в Москве.
Иван Александрович Фомин умер 12 июня 1936 года.
8. Зодчий Петр Шрейбер
В конце XIX века Английская набережная в Петербурге еще только начинала застраиваться большими домами дворцового вида и на фоне окружающих его строений, новый особняк Сергея фон Дервиза выделялся и своим фасадом в стиле ренессанс. Однако все необычное начиналось, если обойти здание с другой стороны, повернув на Галерную улицу - Дервиз задумал построить здесь собственный театральный зал. В этом была необычность и привлекательность заказа для архитектора Петра Шрейбера...
Многие ленинградцы знали это здание как Дом культуры «Маяк» на Красной улице. Ко флигелю во дворе подъезжали «хмелеуборочные» машины. «Даже трудно предположить, какой ужас испытает алкоголик, проснувшись не под забором, а в изысканном театральном зале в стиле буйного барокко», — заметил режиссер театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров, пытаясь убедить общественность, что вытрезвителю не место в особняке сына железнодорожного магната барона фон Дервиза.
В 1880-х годах молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в сказочный дворец. Сделать это он поручил академику архитектуры Петру Шрейберу — по происхождению тоже немцу, который возводил Шлиссельбургские пороховые заводы, дачу Еракова в Ораниенбауме и здание телефонной компании в Ревеле.
Шрейбер перестроил дом со стороны Английской набережной и Галерной улицы. Причем фасад на Галерной создан определенно под впечатлением от итальянских палаццо. Однако главное внимание зодчий уделил интерьерам, выполнив их, по моде своего времени, в разных стилях.
Путешествие по залам должно было напоминать полет на машине времени, когда из эпохи модерна можно вдруг шагнуть в ампир, из елизаветинского барокко — в классицизм, а потом вдруг окунуться в негу пышного мавританского стиля. Но, пожалуй, самым эффектным был задуман Белый театральный зал. Над богато убранным порталом сцены парил Гений с лирой в руках в сопровождении двух муз — покровительницы комедии Талии и музы лирической поэзии Евтерпы.
Барон, будучи выпускником Московской консерватории, любил уединение и предпочитал быть один на один с искусством. Ставил в этом зале единственный стул, приглашал лучших артистов и часами смотрел на сцену. Кто знает, о чем он думал, глядя на крылатого Гения? Судьба Сергея фон Дервиза так и осталась для потомков загадкой.
Сергей Павлович владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях. Как и его мать, много занимался благотворительностью: открывал бесплатные столовые для бедных, купил в Париже орган для Московской консерватории. А в 1902 году устроил в особняке у матушки (что по соседству — Английская набережная, дом № 28) благотворительную выставку, на которой сама императорская фамилия представляла восхищенному обществу свою коллекцию ювелирных пасхальных яиц Фаберже.
Но что-то у него не склеилось в делах, и неожиданно для всех имущество барона оказалось под опекой. Из писем госпожи Н. фон Мекк, друга П. Чайковского, можно понять, что деньги из Сергея тянули грязные дельцы, занимавшиеся «черными технологиями» еще в царское время, подкупавшие избирателей и рвавшиеся к власти. В рассмотрение обстоятельств фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С. Витте и К. Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось тогда спасти. А вскоре Сергей Павлович отошел от дел и объявил, что навсегда уезжает в Париж с женой и дочкой.
Он стал распродавать всю свою недвижимость. В 1909 году особняк на Галерной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко. Между прочим, его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне и дружила со светлейшей княгиней Е. Юрьевской, тайной женой императора Александра II.
Новый хозяин реконструировал дом фон Дервиза по проекту гражданского архитектора А.П. Максимова. В таком виде здание и дошло до наших дней. Кстати, Максимов — это тот самый зодчий, который построил на Итальянской улице театр Музыкальной комедии и реконструировал здание Дворянского собрания, где сейчас находится Большой зал Государственной филармонии.
Белый театральный зал Шебеко сдавал в аренду, а сам жил в помещениях Зимнего сада. В 1910 году в особняке фон Дервиза давал спектакли новый театр «Дом интермедий» — детище известного поэта и прозаика «нетрадиционной ориентации» Михаила Кузмина. Публика сидела в Белом зале — с зеркалами, штофными обоями и золоченой лепниной, — в бокалах пенилось шампанское, а на сцене представляли пантомиму В. Мейерхольда «Шарф Коломбины». С 1915 года здесь устраивались концерты, в которых участвовали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Айседора Дункан.
После революции особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом — Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под детский туберкулезный диспансер, дворовый флигель занял медвытрезвитель, а в помещениях, выходивших на Красную улицу (так с 1918-го по 1991 год называлась Галерная), в 1946-м разместился клуб рабочих Адмиралтейского завода под романтичным названием «Маяк». Обычный такой ДК, ничего особенного: с кружком кройки и шитья, изостудией, танцами «Для тех, кому за тридцать» и прочими советскими общекультурными мероприятиями. Однако именно благодаря этому часть уникальных интерьеров все-таки удалось спасти. Парадную анфиладу и в советские времена по-прежнему открывала роскошная Мавританская гостиная с золоченым орнаментом, Малиновая комната и Кленовая предбуфетная в стиле «Людовика XVI» с резными кленовыми панелями и пейзажами на шелке. На стеклах некоторых парадных дверей сверкали выгравированные сердца — герб фон Дервизов. Уцелел даже Зимний сад, устроенный в виде причудливого грота с гипсовыми сталактитами.
В начале девяностых ДК «Маяк» вынужден был сдавать свои помещения в аренду. Тогда здесь открылся единственный в Петербурге Центр традиционных индийских искусств, где желающие разучивали танцы из индийских фильмов или постигали тайны индийских мудрецов. Но особую известность этот ДК получил в связи с тем, что в роскошных интерьерах особняка фон Дервиза несколько лет действовала самая первая в городе и весьма популярная гей-дискотека (не иначе как дух Михаила Кузмина постарался).
Потом здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера», и труппа Юрия Александрова играла здесь свои спектакли, пока не произошло обрушение лепнины с потолка: в зрительный зал упала десятикилограммовая глыба. К счастью, никто не пострадал. Но то, что особняку необходим серьезный ремонт, доказывать уже не приходилось, и в 2000 году тут начались восстановительные работы. В рамках федеральной программы подготовки к празднованию 300-летия Петербурга на ремонт и реставрацию залов особняка на Галерной выделили около 60 миллионов рублей. Были частично заменены полы и электропроводка, вставлены стекла, двери, укреплены потолки. Отреставрированы театральный зал, сцена, «Грот», фойе и артистические уборные. Воссоздан даже занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Этот герб украшает также спинки кресел главного зала.
Окончание реставрации было отмечено премьерой комической оперы Гаэтано Доницетти «Петр Великий — царь Всея Руси, или же Плотник из Ливонии». Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» показал ее в день 300-летия города — 27 мая. Сейчас в знаменитом «Гроте» можно послушать романсы, в Белом театральном зале — насладиться прекрасными оперными спектаклями, а заодно и полюбоваться возрожденными интерьерами особняка барона фон Дервиза, в котором, несмотря ни на что, победили музы.
9. Зодчие Императорской Публичной библиотеки
Егор Соколов, Аполлон Щедрин, Василий Собольщиков, Иван Горностаев - россыпь забытых фамилий. За свою творческую жизнь эти зодчие успели построить очень немного зданий, и только одно из них стало подлинным архитектурным шедевром - Императорская Публичная библиотека. Здесь за шкафами, столами, пыльными томами укрыты мечты и надежды позабытых мастеров.
10. Зодчий Гавриил Барановский. Часть 2
Дом торгового товарищества " Братья Елисеевы" (Елисеевский магазин) - памятник архитектуры раннего модерна. Дом был построен архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским в 1902—1903 годах для магазина колониальных товаров торгового товарищества " Братья Елисеевы". Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей.
11. Зодчие Луиджи Руска и Андрей Михайлов
Дворец Бобринских. Дворец Бобринских занимает территорию двух жилых зданий, из которых одно было перестроено в 1790-х годах архитектором Луиджи Руска. Дворец Бобринских - первая самостоятельная работа зодчего, крупного представителя неоклассицизма, ставшего впоследствии придворным архитектором. Кваренги говорил о Руске: " Этот человек чуть-чуть слишком аристократ". В 1822 – 1825 годах дворец был перестроен внутри архитектором Андреем Алексеевичем Михайловым 2-м, создавшим со стороны сада анфиладу парадных залов.
12. Зодчий Джакомо Кваренги
" Эрмитажный театр". Величественным и строгим предстает здание Эрмитажного театра с берегов спокойной Невы… Небросок цвет его стен… Безупречны пропорции… Невозмутим этот облик и как-будто безучастен ко всем тем страстям и драмам, которые довелось ему перевидать на своем веку… Возведение театра - завидная тема для любого зодчего. Вот почему Кваренги, которому императрица Екатерина II заказала эту работу, живо принялся за нее и даже приостановил стройку на другом своем объекте - Ассигнационном банке… Участвуют: главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин и искусствовед Ирина Етоева.
13. Зодчий Александр фон Гоген
Идея построить в Петербурге здание для Офицерского собрания принадлежала великому князю Владимиру Александровичу. Он поручил работу над эскизом будущего здания архитектору Александру Ивановичу фон Гогену. Все расчеты здания и проект делал инженер-строитель Вильгельм Карлович Гаугнер. Архитекторы имели конкретную, по-армейски четкую задачу: здание должно быть функционально. Цель его возведения: " содействовать сближению между собой офицеров гвардии, армии и флота, способствовать развитию в их среде образования. А также доставить удобное, приличное и дешевое помещение для временно приезжающих в Петербург".
14. Зодчий Валлен-Деламот
На момент завершения строительства Малый Эрмитаж представлял удивительный образец рациональности и гармонии. Он вместил в себя жилые, парадные и служебные помещения. Выставочный зал и сад. Южная экзотика соседствовала с красотой северной природы и лучшими образцами достижений европейского искусства и техники. Дорогая и любимая прихоть императрицы Екатерины II стала жемчужиной мировой архитектуры. Шестнадцать лет провел Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот в России и одной из самых ярких работ зодчего бесспорно является Малый Эрмитаж Императорского Зимнего дворца, построенный им совместно с архитектором Юрием Фельтоном. В программе участвует главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин.
15. Зодчий Гаральд Боссе
Дом Пашкова на Литейном проспекте. В Петербурге так прежде не строили. Особняк стал не просто сенсацией, но наглядным пособием для зодчих ближайшего будущего. Обнаженная кирпичная кладка фасада. Интерьеры в различных исторических стилях - от помпейского до рококо. Изнеженный итальянский балкон на плечах у хрупких кариатид. Окна Браманте, подсмотренные в римских дворцах. Это - вкус Возрождения, пересаженный на русскую почву в 40-е годы XIX века, когда Россия уже брала первые уроки капитализма. Главный поэт эпохи Николай Алексеевич Некрасов назовет особняк Пашкова домом с парадным подъездом и подарит ему бессмертие. Для самого же архитектора, Гаральда Боссе это будет первый серьезный успех, связанный с огромной личной трагедией.
16. Зодчий Василий Косяков
Подворье монастыря Оптина пустынь. Он еще очень молод. Ему всего тридцать три года. И уже строит церковь на главной набережной столицы. О храме говорили: " В нем уютно, как в домовой церкви. Но просторно, как в митрополичьем соборе! А как напоминает древний Успенский собор в Киеве - небесам подобная церковь! " Зодчий Василий Косяков нашел неожиданное решение: барабан купола держат перекрещивающиеся бетонные арки. Кстати, похоже, они и спасли храм от полного разрушения во времена " богоборчества". Кресты спилили, но под куполом устроили каток с искусственным льдом. В 1991 году подворье и Успенский храм передали мужскому монастырю Оптина пустынь. Храм, созданный Василием Косяковым, будто бы плывет по течению времени из допетровской Руси.
17. Зодчий Юрий Фельтен
Большой Эрмитаж. Проектируя здание Большого Эрмитажа архитектор Юрий Матвеевич Фельтен не стремился затмить работы предшественников: Зимнего дворца Растрелли и Малого Эрмитажа Валлен-Деламота. И вероятно, предчувствовал, что его не раз упрекнут в том, что его сооружение лишено сочности и выразительности, что оно не отразило весь потенциал дарования зодчего. Но иначе Фельтен поступить не мог! Его задачей было сделать достойный футляр для богатой коллекции Екатерины Великой, памятуя слова заказчицы, " что всегда и во всем внутри должно быть больше чем снаружи".
18. Зодчий Николай Васильев
Николай Васильевич Васильев - один из ярчайших архитекторов эпохи модерна. За свою жизнь зодчий построил немного. Его мастерство в основном осталось на бумаге в многочисленных конкурсных проектах. Причем, несмотря на высокие оценки его творчества и первые премии, до реализации проекты так и доходили. Один из реализованных проектов - памятник исламской культовой архитектуры, Соборная мечеть в Санкт-Петербурге. Это монументальное творение зодчего наполнено аскетичной духовностью искусства ислама и обогащено чертами северного модерна. Участвуют: историк архитектуры Борис Кириков и имам-ахун В передаче принимают участие историк архитектуры Борис Кириков и имам-ахунд Рушан Пончаев.
19. Зодчие Александр Хренов, Иван Балбашевский, Александр Максимов, Алексей Бубырь
(Зодчие здания Театра музыкальной комедии)
Здание, которое ныне известно как театр Музыкальной комедии, в Петербурге XIX века знали как дом Лазарева, затем как особняк актрисы Марии Потоцкой, которой его подарил Великий князь Николай Николаевич. И всякий раз новый хозяин подвергал дом переделке. И сегодня в интерьерах особняка видна фантазия каждого зодчего, прикасавшегося к его перестройке: архитектора Александра Сергеевича Хренова, русских инженеров Ивана Балбашевского и Александра Максимова, архитектора Алексея Бубыря.
20. Зодчий Андрей Штакеншнейдер (3 фильм)
Дворец Белосельских-Белозерских. Славу " приемника изящного вкуса графа Растрелли" принес Андрею Штакеншнейдеру этот роскошный особняк на углу Невского и Фонтанки, выдержанный в формах барокко и рококо. Прихотливая архитектура, связанная с именами короля Людовика XV и блестящей российской императрицы Елизаветы, получила вторую жизнь в середине XIX века благодаря заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского, чей вкус был столь же отточен, сколь несчастлива судьба. Нескладная личная жизнь князя и его преждевременная смерть - исторический фон строительства великолепного дворца-особняка, с фасада которого взирают суровые атланты, ревниво оберегающие покой изнеженных кариатид, украшающих его интерьеры.
21.Зодчий Николай Султанов
Уникальная архитектурная энциклопедия " русского стиля" эпохи " московских царей" и новгородской вольности - Собор Петра и Павла - удивительным образом возносится не в Ярославле и не в Суздале, не в одном из древнерусских городов Золотого кольца России, а самом центре петровского Версаля - блистательном барочном Петергофе. Этот, словно со старинной иконы сошедший храм, историки XXI века назовут " последним великим храмом" русского самодержавия.
22. Зодчий Максимилиан Месмахер
Зодчий Максимилиан Егорович Месмахер строил уже не первую в 1880-х годах великокняжескую резиденцию, но этой, которую он возвел для внука Николая I, великого князя Михаила Михайловича - был особенно доволен. К концу XIX века возведенный Месмахером дворец стал украшением всей набережной Невы. К созданию дворца архитектор привлекал своих учеников, студентов технического училища барона Штиглица. По проектам зодчего его ученики выполнили для дворца на Английской набережной четырнадцать изразцовых печей и семь каминов, каждый из которых был отдельным произведением искусства.
23. Зодчие Никола Микетти, Андрей Воронихин, Луиджи Руска, Андрей Штакеншнейдер
Сквозная колоннада Константиновского дворца словно соединяет пространства России с бесконечностью моря. " Стрельна – старинное село на девятнадцатой версте Петергофского тракта. Петр создает здесь себе путевой дворец", - писал современник в 1721 году. Замыслы царя восхищали: " Фонтаны в Стрельне будут бить днем и ночью! ". А итальянский зодчий Никола Микетти проектирует дворец на высоком берегу над морем. Это будет роскошное палаццо в два этажа. Но вскоре Петр отказывается от своей водной затеи в Стрельне. Безвременье затянется на десятилетия. Император Павел Первый пожалует резиденцию в Стрельне сыну, Константину Павловичу.
Но злой рок преследовал дворец. В декабре 1803 года случился пожар. Да такой, что от нарядных залов остались голые стены. Но император Александр Первый распорядился: " Срочно восстановить". В Константиновский дворец пришел еще один архитектор – Луиджи Руска. Современники скажут: " Ни один из императорских замков не может похвалиться такими морскими видами! ". Позднее зодчий Андрей Штакеншнейдер перестроит сквозную аркаду в уютные застекленные гостиные…
24. Зодчие Андреас Шлютер, Жан Батист Леблон, Никола Микетти
8 августа 1721 года. Ропшинские высоты. Петр Первый торжественно открыл канал, по которому пойдет вода для фонтанов. Сохранились чертежи Петра, которые и дали жизнь морской резиденции - Петергофу. Каскад начинает строить прусский архитектор Андреас Шлютер. " Самсон, раздирающий пасть льва" встал в центре Каскада при императрице Анне Иоанновне. Большой грот напоминает пещеру. В центре архитектор Никола Микетти устанавливает " стол с брызганьем". Спускаются по водопадным лестницам древнегреческие боги и герои. Похоже, они спешат на бал, который дают на берегу моря.
25. Царское Село. Зодчий Бартоломео Растрелли
Партерный или регулярный парк в Царском селе был разбит по приказу дочери Петра Великого - Елизаветы Петровны почти сразу после е

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подробности сего Распорядка еще яснее сделаются по изложении правил о Податях в отношении к Устройству Государственной Финансовой Системы о коей в Девятой Главе говорено будет. | Функции Боярской думы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.