Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок определения доминирующего положения предприятия на рынке в целях государственного регулирования цен.






Естественная монополия – это отрасль, минимизация затрат которой достигается путем сосредоточения произ-ва на одном пред-ии (БЖД, метро).

В РБ тарифы на услуги естественной монополии опред-ют гос-ые органы управления. Однако порядок рег-ия цен доминир-их субъектов отличается.

В РБ орг-ия признаётся доминирующем на товарном рынке субъектом, если ее доля на соотв-щем товарном рынке превышает устан-ой предельной величины. Эти пред-ые величины отлич-ся для рынков товаров народного потребления и услуг и для рынков произв-технич товаров. Для рынка ТНП и услуг установлены след-е пред-е величины: для одной орг-ии – 30%, для двух – 54%, для трёх – 78%, для четырех – 95%. Факт совместного доминирования опред-ся только в случае если возм-ть злоупотребления монопольной власти есть, но не одна орг-ия в отдельности такой возм-ю не обладает. Для рынков произв-технич товаров – не более 45%. В РБ ведётся 2 реестра: 1. гос-ый реестр естеств-ой монополии; 2. гос-ый реестр субъектов хоз-ния, заним-их домин-ее положение на товарных рынках РБ. Состоит из 2 разделов: 1 раздел - заносятся компании, признанные домин-ими на рынке (нац-ом и локальном). Для этих орг-ий вводятся пред-е нормативы рентаб-ти (только на внутр-ем рынке. Предельный норматив рентаб-ти дефференц-ся по отраслям. 2 раздел - заносятся орг-ии из первого раздела, допустившие нарушения дисциплины цен. Для этих орг-ий вводится обяз-е декларирование цен (любое изм-ие цен должно быть согласовано с орг-ми ценообразования).

 

 


 

29. Порядок формирования отпускных цен на продукцию, производимую в Республике Беларусь.

Порядок форм-ния отпуск. цен на прод-цию, произв. в РБ. В соот-вии с закон-вом РБ: Цена-с/с+Прибыль+Налоги Производст. с/с включ.: Сырье и матер-лы; Вспомогат. матер-лы; Покупные полуфабр-ты и запасные части; Топливо и электроэн. на произ. Нужды; Транспорт.-заготов; Расходы (доставка сырья и матер-ла на пр-во); Осн. З/п осн. произ. рабочих(сумма выплат по сдельным и повременным окладам осн. произ. рабочих + премия не< 30%); Допол. осн. З/п осн. произ. рабочих(отпуск, компенсации); Отч. в ФСЗП-35%; ФЗ и ЧАЭС-4%; Накладн. Расходы

На малом предп-тии накл. расх. разд-ся на 1 статью. На крупном- на 3:
a) общецеховые расх.(З/п начальника цеха)
b) Общепроиз.(обслуж-ние пр-ва, не связ. с цехом)- выгрузка, погрузка.
c)Общехоз(З/п бухгалтера)
Произ. с/с не включ.: Возвратн. отходы(допущен. брак, кот. не идет в реал-цию, а на порераб.) Сопутствующая прод-ция(выпуск из отходов пр-ва допол. прод-ции).
Полная с/с= произ. с/с + коммерч. расх.Коммерч. расх= произ. с/с* % коммерч. расх /100%-% коммерч. расхКоммерч. расх опред-ся в % к полной с/с.
Включение затрат в с/с пр-ва и реал-ции тов. осущ-ся в соот-вии с осн. положениями по составу затрат, вкл. с/с прод-ции, работ, услуг.
Отп. цена б/НДС= Полная с/с+Прибыль+Акциз+Отч. в местн. и республик. фонды 3%.Прибыль=Полная с/с * %Прибыли.Акциз - это косвенный налог, кот. выплач-ют по фиксиров. ставкам или адвалорным(т.е.%).


 

 

30. Принятие управленческих решений на основе обратного счета.

Отправной точкой при определении цены, принятии управленческих решений и разработке деловой стратегии предприятия во многих случаях должны быть конъюктура рынка и его потенциальные возможности. Издержки при этом выполняют вспомогательную функцию и служат лишь для оценки эффективности принимаемых решений. Использование обратного счета (обратной калькуляции) рыночных цен дает возможность эффективно вести бизнес и еще до выведения товара на рынок выяснять его будущую целесообразность исходя из условий, диктуемых рынком. Схема всех вычислений базируется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от продажи товаров по свободным рыночным ценам. Если в итоге всех расчетов получена положительная величина, можно говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Целесообразно рассчитать (помимо суммы прибыли) уровень рентабельности по конкретному товару (услуге). Если она выше, чем средняя рентабельность в целом по предприятию – принимают решение о выпуске изделия, ниже средней – анализируют собственные издержки с целью их снижения, либо вообще отказываются от изделия по причине неэффективности его выпуска. Выбор критерия для принятия решения будет зависеть и от эк-кого положения предприятия, фирмы на рынке. В текущей работе использование способа обратного счета дает возможность управлять прибылью, формируя ассортимент изделий из наиболее рентабельных видов.

 


 

32. Прямое и косвенное регулирование цен.

Государство в своей политике использует 2 метода или подхода гос регулирования цен -прямые –косвенные. Прямое государственное регулирование представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определенных правил ценообразования. К прямому государственному регулированию цен относиться: -общее замораживание цен – замораживание цен на отдельные товары – установление фиксированных цен и товаров – установление предела роста цены - установление норматива рентабельности – установление предела снабженческих и торговых надбавок – декларирование цен – установление рекомендательных цен – установление паритетных цен. Косвенное государственное регулирование цен представляет собой регулирование не самих цен, а факторов влияющих на цены. Гос органы осуществляют косвенное регулирование с помощью: гос закупок – установление налогов и налоговых ставок – установление дотаций и льгот – регулирование денежного обращения и кредитов – гос инвестиция – регулирование валютного курса – установление экспортно импортных пошлин – установление норм амортизации – регулирование го расходов. Пределы роста цены заключается в установлении как максимального, так и минимально значения.

 


 

33. Рег-ние цен на продукцию орг-ций, занимающих доминирующее положение на рынках РБ.

Регул. цен на эту прод-июна рынке осущ-ся в соотв. с законом “ о противодействии монополистич. д-сти и конкуренции”. Естеств. монополия (ЕМ)-отрасль пр-ва, в кот. min затраты на ед-цу прод-ции достиг-ся при условии сосредоточения пр-ва на 1 предпр-ии. В РБ обязат. контроль за деят-ю ЕМ. цены на из прод-цию устан-ют органы гос упр-ия (Совмин, мин.эк., Департамент по антимонополь. и ценовой политике при мин.эк-ки). В РБ осущ-ся регул-ние орг-ций, доминир-щих на рынке.

Признаки ограничения конкуренции: 1) отсут-вие конкур-ов на рынке 2) способ-ть навязывать свои условия покупателю, не являясь единственным произв-лем 3) способ-ть сокращать поставки для получения 1сторонних выгод и др. В РБ сущ-ет Реестр суб-тов хоз-ния, занимающ доминир полож на рынке. Там ведется учет монополистов на локаль и нац рынках. Он состоит из 2 разделов: 1) монополисты, которые устан-ют цены сами, но с учетом предель норматива рентаб-сти. 2) монополисты, не имеющие право на самостоят устан-ие цен.

Как и в большинстве стран с рыночной экономикой, в Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. Утвержден ряд нормативных документов по антимонопольному регулированию: Инструкция по выявлению монопольных цен, Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах, Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном peecmpe субъектов естественных монополий.

Доминирующее положение на товарном рынке — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами.

 


34. Розничные цены. Методика их расчета. Розничная цена, по которой товар реализуется населению, предназначена для покрытия издержек, расходов, связанных с продажей продукции населению, и получением прибыли от данного вида деятельности. Розничная цена может быть фиксированной и свободной. Фиксированная цена устанавливается государственными органами ценообразования. Свободная цена формируется розничным торговым предприятием исходя из отпускной цены предприятия производителя и торговой надбавки, включая оптовую надбавку. Таким образом, розничные цены формируются субъектом хозяйствования исходя из: 1.отпускной цены предприятия-производителя или цены импортера без налога на добавленную стоимость; 2.оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков); 3.торговой надбавки (розничной надбавки, которая определяется как разница между торговой и оптовой надбавками), определяемой субъектом хозяйствования исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, взимаемой к отпускной цене предприятия-производителя или импортера, но не выше 30 процентов с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников. Исключение составляют, как уже отмечалось выше, социально-значимые товары, по которым регулирование торговых надбавок осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом. Розничная надбавка включает следующие части: - издержки обращения, состоящие из расходов на оплату труда торговых работников, амортизации основных производственных фондов, расходов на хранение, транспортировку, упаковку продукции, расходов на тару, рекламу, налогов и неналоговых платежей, включаемых в себестоимость, отчислений на социальные нужды, потерь в пределах установленных норм; - прибыль, определенной с учетом денежных средств на развитие материально-технической базы (фонд накопления), образование фонда для социальных нужд предприятия (фонд потребления), налогов, отчисляемых с прибыли, взносов на создание резервного фонда; - налоги и неналоговые платежи, выделяемые отдельными элементами в структуре цены; - отчисления на пополнение собственных оборотных средств, отчисляемые торговыми предприятиями независимо от формы собственности в размере 6% валового дохода, причем данный процент валового дохода не подлежит налогообложению.

Алгоритм расчета оптовой и розничной цены включает следующие шаги:


 

 

35. Система цен, взаимосвязь между различными видами цен.

Система цен- многообразие действующих цен в эк-ке. Она хар-ет пказ-лями: 1. Ур-нь цен- абс выраж-ие цены в ден ед-цах. 2. Дин-ка цен – изм-ия Ур-ня цен. 3. стр-ра цен – соотн-ие Эл-тов цены. Виды цен. 1. Цены на матер блага (закупочн – на с\х продукцию, отпускные цены- тнп, формир-мые произв-лями, оптовые- на прод-ю мат-технич назн-ия, розничные- для населения)2. на услуги (тарифы) 3. В зав от гос регул: своб (договорные), регулир (форм с учетом ограничений гос-ва), частный случай- фиксир цены. 4. В зав от стадий т-родвижения: отп цены предприн-лей, цены оптовых орг-ции, розн цены. 5. В зав от вкл-ия в цену трансп расходов: отп цены на усл-ях франко склад изг-ля, отп цены на ул франко станция отправления (до станции отправления ЖД – франко станция вагон отправления), отп цены на усл франко станции назн-ия(доставка груза до жд станции назн-ия и выгрузка т-ра).

или.

Под системой цен поним. совокупность различ. видов цен на разные виды (группы) товаров и услуг. Система сост. из отдельных блоков взаимодейств. и ваимосвяз. цен. Основными блоками единой системы цен явл.: 1) оптовые цены, 2) закупоч. цены, 3) розничные цены, 4) тарифы на услуги транспорта. Также цены могут классифицир. в зависимости от их признаков: 1) оптовые цены на промышлен. прод-цию (оптовая цена предприятия (отпускная цена), оптовая цена промышленности, биржевая, трансфертная цена), 2) цены на стоит. продукцию (сметная прейс-курантная, договорная цена), 3) закупоч. цены на с/х продукцию, 4) тарифы грузового и пассажир. транспорта, 5) розничные цены, 6) тарифы на коммунальные и бытовые услуги, 7) цены, обслужив. внешнеторговый оборот (экспорт. и импорт. цены).

 

 


 

36. Система ценообразующих факторов различного уровня и ее влияние на формирование цены

В рыночной экономике цена находится под влиянием множества разнообразных факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различныхнаправлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно, поэтому определить точно, какова будет рыночная цена на конкретный товар, весьма затруднительно. Можно определить лишь ориентировочную (базовую) цену на товар.Конкретные цены на товары и их динамика являются результатом комплексного и одновременного влияния всей совокупности факторов. В настоящее время в практике сложилась следующая укрупненная классификация групп факторов, воздействующих на цену: 1. экономические; 2. технические; 3. технологические; 4. политические; 5. психологические.Ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования цен. К наиболее существенным факторам ценообразования относятся: V государственное регулирование ценообразования; V потребители; V издержки предприятия; V конкуренция; V участники каналов товародвижения.Фактор " издержки предприятия" рассматривается в разделе " Методы ценообразования". Государственное регулирование ценообразования имеет существенное значение для формирования цен. В основном государство влияет на процесс ценообразования административными мерами: “замораживание” рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен, установление предельного уровня цен, запрет на демпинг, на недоброкачественную ценовую рекламу.Потребители. Ценовые решения основываются на анализе потребительского поведения, который предполагает изучение следующих составляющих: ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей.

 

 

37. Скидки, используемые в розничной торговле: назначение, виды.

В качестве вознаграж­дения покупателей за определенные действия многие фирмы изменя­ют исходные цены на свои товары. Существует несколько видов ски­док, применяемых для вознаграждения покупателей.

Скидки за оплату наличными предоставляются тем покупателям, которые расплачиваются наличными деньгами. Такие скидки помо­гают улучшить финансовое положение и состояние ликвидности про­давца, сократить расходы в связи с взысканием безнадежных долгов. В нашей стране имеет место дефицит наличности.

Скидка за количество покупаемого товара означает понижение цены для потребителей, покупающих большие партии товара.Этискидки предлагаются всем покупателям и не превышают суммы эко­номии издержек продавца в связи с реализацией больших партий то­вара. Экономия складывается за счет снижения издержек по продаже, хранению запасов и транспортировке товара. Названные скидки сти­мулируют потребителя делать закупки у одного продавца.

Функциональные скидки фирмы предоставляют службам товародви­жения, выполняющим определенные функции по реализации товара, его хранению и т.д. Фирма может предлагать различные торговые скидки разным торговым каналам, так как они оказывают ей разные по характеру услуги. Но она обязана предоставлять единую скидку всем службам, входящим в состав каждого отдельного канала.

Сезонные скидки есть снижение цены для покупателей, осуществ­ляющих внесезонные закупки товаров или услуг. Они позволяют фир­ме обеспечивать стабильный уровень производства в течение всего года.

Зачеты – это особые виды скидок с цены. Например, товарооб­менный зачет – понижение цены нового товара при сдаче старого или выплаты, или скидки с цены в качестве вознаграждения дилеров за участие в рекламе и поддержание сбыта товаров.

 

 


 

38.. Согласование, обозначение, указание и изменение розничных цен.

Изменение розничных цен в торговле может производиться путем переоценки (уценки или дооценки).

Уценка товаров может осуществляться в связи со: снижением спроса на данный товар, частичной потерей потребительских качеств товара, истечением сроков реализации, использованием товара в качестве образца витрины и т.п.

По товарам с истекающими сроками реализации за месяц до окончания срока реализации производится снижение цен до цен возможной реализации. Снижение цен осуществляется за счет уменьшения или полной отмены торговой надбавки, если в договоре между организацией торговли и поставщиком не предусмотрен иной порядок.

Дооценка товаров может носить обязательный характер (дооценка до законодательно установленных цен) или добровольный (дооценка до цен последнего приобретения).

Торговые организации должны обеспечить наглядное ознакомление покупателей с ценами на реализуемые товары. На ценнике на образцах товаров должны быть указаны наименование товара, его сорт, цена за единицу массы или единицу товара. Ценник подписывается на обороте должностным лицом (заведующим отделом, секцией или директором магазина), указывается дата его оформления, ставится штамп или печать торговой организации.

На весовые товары на ценнике обозначается цена за 1 кг или 100 г. Если товар расфасован в торговой организации, то на упаковке должны быть указаны наименование товара, сорт, цена за единицу массы, масса нетто, стоимость отвеса, стоимость упаковки, срок годности, дата фасовки, номер и фамилия фасовщика.

Обозначение розничных цен на ярлыках или ценниках производится только в белорусских рублях. Если субъекту хозяйствования разрешена Национальным банком розничная торговля за иностранную валюту, то на ценнике указываются цены как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.


40. Состав и структура цены.

Цена = Себест(Сс)+ прибыль+ налоги. Сс - сумма эк-ки обоснованных затрат на пр-во и реализацию т-ра. Сс- осн стр-ный Эл-т отп цены. Прибыль вкл-ся в отп цену с пом норматива рент-ти(=прибыль/Сс*100), кот опр-ся произ-лями самост-но, кроме сл-в, предусм зак-вом. Норматив регул-ся для: произв-лей соц-значимых т-ров и дл монополистов, => пред норматив рент-ти. Норматив рент-ти = 20-40% к Сс. Косв налоги - акцизы, НДС(20%). РОЗН ЦЕНА = отп цена произв-ля без НДС + опт надбавка + торг надбавка + НДС+ налог с продаж. Величина опт надбавки для ТНП не может превышать 20% к цене произв-ля или первого имп-ра незав-мо от кол-ва поср-ков(кроме сл предусм зак-вом). Розн торг надбавка не может превышать 30% к цене произв-ля или 1-го имп-ра незав от кол-ва уч-щих поср-ков. На соц-значимые т-ры, внесенных в перечень, утв-ый мин эк-ки, уст-ны пределы размера ТН Мингорисполкомом и Облисполкомом 10-20%. На товары(тов группы), отраж-ые в приложении № 6 «Положения о порядке форм-ия и прим-ия цен и тарифов» розн цена = ТН+п+н и учет кон-ры рынка (авто, икра, роскошь, нат кожа, меха, часы, Ковры) Налог с продаж 5% на т-ры отеч пр-ва и 15% на т-ры имп пр-ва. Или

Цена включает в себя несколько элементов.

При этом состав цены — это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями. Структура цены -это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в общей сумме цены товара. В качестве основных элементов цены обычно выделяют следующие. 1. Себестоимость — это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме. 2. Прибыль — показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. В количественном эквиваленте - это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара. Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю: она возрастает. Сумма себестоимости изготовления и прибыли производителя представляет собой цену производителя товара. Она еще называется оптовой ценой предприятия без НДС.

3. Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются в состав цены производителя. Сумма себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС представляет собой оптово-отпускную цену предприятия.

На пути следования товара от производителя до потребителя важными звеньями являются оптовые и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функционируют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д


 

41. Стратегия ассортиментного ценообразования. Условия их применения в торговле.

Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у организации имеется набор сопряженных продуктов. К группе стратегий ассортиментного ценообразования относятся:

1) стратегия ценообразования на наборы; 2) стратегия установления цен выше «номинала»; 3) стратегия имидж-ценообразования; 4) стратегия комплектного ценообразования.

Во всех случаях использования ассортиментных стратегий организация стремится максимизировать доход, устанавливая цену на свои товары в зависимости от потребительского спроса. В каждой из этих стратегий характер как спроса, так и взаимного влияния цен различен для разных товаров фирмы.

Стратегия ценообразования на наборы используется, когда организация встречается с неравномерностью спроса на невзаимозаменимые, подверженные порче продукты. Эта стратегия называется стратегией «смешанных наборов» цен его элементов.

Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей.

Стратегия установления цен «выше номинала» применяется, когда организация сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые продукты и когда она может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства.

Стратегия «имидж-ценообразования» используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые модели.

Стратегия комплектного ценообразования (включающая цены «с приманкой», «двухсоставныё» цены и цены «лидерства при потерях») возможна при различной оценке покупателями сделки относительно одного или нескольких товаров фирмы.

Хорошо известны такие примеры цен «с приманкой», как станок бритвы и лезвий, камера и плёнка, автомобили и запчасти, видео и кассеты


42. Стратегия дифферинцированного и конкурентного ценообразования в торговле.

Стратегия дифференцированных цен применяется фирмами, устанавливающими определенную шкалу возможных скидок и надбавок к среднему уровню цен для различных видов рынков, их сегментов и покупателей: с учетом разновидностей покупателей, расположения рынка и его характеристик, времени покупки, вариантов товаров и их модификаций. Стратегия дифференцированных цен предусматривает сезонные скидки, скидки за количество, скидки постоянным партнерам и т. д. Кроме того, предусматривается установление разного уровня

цен и их соотношения по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой их модификации. Все это требует весьма сложной и кропотливой работы по согласованию общей товарной, рыночной и ценовой стратегии.

Стратегия дифференцированных цен используется в следующих случаях:

• рынок легко поддается сегментации;

• невозможность продажи товаров по низким ценам на тех сегментах рынка, где он уже продается по высоким ценам;

• возможность возмещения издержек проведения стратегии дифференцированного ценообразования за счет дополнительных поступлений в результате ее проведения;

• возможность учета благоприятного и неблагоприятного восприятия потребителями дифференцированных цен.

Стратегия дифференцированных цен позволяет стимулировать или, наоборот, сдерживать продажи различных товаров на различных сегментах рынка. Разновидностями этой стратегии можно считать стратегию льготных цен и стратегию дискриминационных цен.

Стратегия льготных цен используется для ценообразования на товары для покупателей, в которых фирма имеет определенную заинтересованность. Следуя стратегии дискриминационных цен, фирма, наоборот, устанавливает максимальную цену на товар в определенном сегменте рынка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.