Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Калькуляция цены: виды, особенности в РБ






Выделяют следующие виды калькуляции:

1. Фактическая и плановая. Фактическая используется для анализа правильности формирования цены. Плановая – для расчета цены на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде.

2. Прямая и обратная. Прямая – поэтапно включает элементы в цену с целью определения продажной цены. Обратная – организация отталкивается от рыночных цен. Поэтому использует элементы цены с целью определения целесообразности производства.

3. По полным и по сокращенным затратам. По полным затратам учитывают все затраты на производство и реализацию продукции. По сокращенным – только переменные или производственные расходы.

В настоящее время в РБ обязательным является экономическое обоснование государственно регулируемых цен и тарифов. Оформляется в виде прямой плановой калькуляции по полным затратам.


 

13. Классификация затрат для целей ценообразования.

Основным структурным элементом цены выступают издержки в форме себестоимости, которые обеспечивают простое воспроизводство всех компонентов производства. При калькулировании себестоимости затраты могут группироваться по различным признакам. Они делятся на основные и накладные, прямые и косвенные, переменные и постоянные, производственные и внепроизводственные. Распределение затрат на основные и накладные осуществляется в зависимости от участия их в технологическом процессе. Основные затраты непосредственно связаны с технологией производства конкретного изделия и определяют характер его потребительских свойств. К накладным расходам относят затраты, обусловленные не созданием продукции, а обслуживанием и управлением производства. Деление расходов на прямые и косвенные связано с особенностями включения расходов в себестоимость конкретного изделия. Прямые можно непосредственно отнести на производство товара. Косвенные невозможно непосредственно рассчитать на единицу продукции. Отнесение затрат к переменным или постоянным осуществляется в зависимости от характера их связи с объемом производства. Распределение затрат на производственные и внепроизводственные осуществляется в соответствии с характером их участия в производстве и реализации товара. Важную роль в практике планирования играет классификация затрат по элементам и статьям расходов. Сущность классификации состоит в том, что каждый элемент затрат включает однородные по экономическому характеру расходы, которые в совокупности составляют себестоимость.


 

14. Качество и ценность в ценообразовании.

Сигналы качества: внутренние - неотъемлемы и. внешние – связанные с т-ом но не яв-ся его неотъемлемой частью. 3 осн-ые сигнала для потреб-ля: (внешние) цена; торговая марка; реклама.

Внешние сигналы исп-ся как показатели когда потреб-ль действует в условиях недостатка инф-ции о внутренних хар-ках товара. Это возможно в случаях: Отсутствия опыта покупки такого товара; В случае отсут-я времени или заинтересованности в оценке внутренних хар-к; Кода отсутствует сама возм-ть оценки внутренних хар-к

4-осн-ых подхода для опред-я ценности товара потреб-ем: ценность-это низкая цена; ценность- то что потреб-ль получает от товара; ценность-это кач-ва которые получает потреб-ль за ту цену которую он платит за товар; ценность-это то что потре-ль получает за то что потреб-ль отдаёт

В связи с этим выделяют след-ие стратегии потреб-го выбора тов-ра в рамках соот-я цена и кач-во: бросовая цена- выбирается товар с наименьшей ценой с целью миним-ии тек-их затрат; искомая цена- приоб-ся товар с макс-ой ценой с целью макс-ии ожидаемого- потреб-ю кач-ва; наилучшая ст-ть- выбор товара с наимен-ей ценой ожид-го кач-ва.

 

 


 

15. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Поскольку существует государственное регулирование цен, должен осуществляться и государственный контроль за ценами. Он имеет важное значение, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.

Контроль за соблюдением действующего порядка формирования и применения цен в соответствии с п. 1.4 Положения № 43 [46] осуществляется Комитетов государственного контроля, органами ценообразования, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, подчиненными правительству Республики Беларусь.

В систему органов ценообразования входят Департамент ценовой политики Министерства экономики, управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.

Государственный контроль над ценообразованием осуществляется в тесном взаимодействии с Комитетом государственного контроля. Прокуратурой, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов.

Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей


 

16. Место цены в экономических процессах.

Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономических законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.

В условиях рынка преобладает децентрализованное ценообразование. Рыночной модели соответствуют цены, формируемые на основе спроса и предложения. В этом случае полностью отсутствует директивное сквозное планирование. Основным регулятором цен является рынок, утверждение цен отсутствует. Базой для цен становятся мировые цены.

Формирование цен осуществляется на уровне предприятия (фирмы)-изготовителя, а согласование их с заказчиком (потребителем) осуществляется в момент заключения с ним прямого договора или в момент акта купли-продажи. При свободных ценах избыток (недостаток) доходов сразу отражается на уровне цен, происходит пере­распределение доходов, изменяются направления инвестиций и таким образом восстанавливается равновесие в экономике.


 

17. Методика расчета цен на продукцию общественного питания.

Товарооборот общественного питания можно подразделить на оборот по собственной продукции и оборот по покупным товарам, а также на розничный и оптовый товарооборот. Согласно п. 3.8 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов предусмотрены два метода формирования цен на продукцию общественного питания: на основе применения наценок и на основе калькулирования себестоимости и рентабельности. Второй метод применяется редко. При калькулировании продажных цен на основе себестоимости сырье включается в калькуляцию по ценам приобретения.

При применении первого метода формирования цен на основе наценок в качестве источников валового дохода организаций общественного питания выступают торговая надбавка и наценка. Они образуют валовой доход организаций общественного питания, который предназначен для покрытия расходов общественного питания, уплаты всех видов косвенных налогов и платежей и формирования прибыли. Особенностью исчисления затрат в организациях торговли и общественного питания является включение дополнительных затрат: нормируемых отходов, образующихся при подготовке к розничной продаже всех видов колбас, мясо-копченостей; потерь, связанных с зачисткой сливочного масла, крошением карамели обсыпной и сахара-рафинада согласно нормам товарных потерь. Формулу валового дохода в общественно питании можно представить следующим образом:

И + П + СЦФ.


18. Методика установления розничных цен.

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС). Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием — изготовителем товара.


 

19. Методы калькулирования. Прямая и обратная калькуляция. Виды калькуляции: 1) плановая, служит основой для формирования цен; 2) фактическая, служит для оценки эффективности ценообразования в периоде; 3) прямая, основана на поэтапном включении в цену отдельных элементов затрат, формирующих себестоимость, прибыли и налогов; 4) обратная, служит для обоснования выгодности производства и реализации товара (при обратной калькуляции рассчитывают прибыль и рентабельность (предельной себестоимости и затрат).

 

 

 


 

20. Методы ценообразования, ориентированные на качество и потребительские свойства товаров.

Во многих случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры продукции, прибегают к другой группе методов, которые часто называют параметрическими. Всех их объединяет один принцип: чем лучше качество, тем выше цена.

2.1. Удельных пок-лей. Если цена тов. опр. 1м кач. пок-лем, имеющ. колич. выраж. Цена нов.т = Цена тов-аналога / п-ль кач-ва тов-аналога * П-ль кач-ва нов.тов.

2.2 Некоторые потребительские свойства изделий не поддаются непосредственному количественному измерению и не имеют определенных показателей качества. К ним можно отнести, например, вкусовые, эстетические свойства, дизайн, соответствие направлениям моды. Учесть в ценах такие показатели качества позволяет балловый метод. Он применяется при обосновании цен на такую продукцию, как продовольственные товары, швейные, парфюмерно-косметические, табачные изделия, часы, оптико-механические приборы и другую продукцию.

Балльных оценок. Исп.на тов, цена кот.зав от неск.п-лей кач-ва.Собир экспертн.комиссия, иссл.тов-конкуренты, выбир.наиб.соспоставимый аналог, опр.перечень п-лей кач-ва, кот.оцениваются, опр.цена: Цена нов.тов=Цена тов-анал./Срвзвеш.сум.баллов аналога* Срвзвеш.сум.баллов нов.тов.(срвзвеш.сум.баллов=Сум.баллов*соотв.коэф.)

Недостатки: не учит.движ.цен; невозм.учета конъюнктуры рынка; учет конк.тов-анал.без учета тов-заменит.; возм.неправ.выбор тов-аналога; возм.несогл.мнений экспертов.

2.3 Установить зависимость цены от нескольких качественных параметров продукции и выразить ее в виде эмпирической формулы позволяет также метод корреляционно-регрессионного анализа. Его применение дает возможность определять цену как на новую продукцию, так и на аналогичные конкурирующие изделия.


 

21. Методы ценообразования с учетом спроса и уровня конкуренции.

Самостоятельную группу представляют методы определения исходной цены с учетом спроса на товар и уровня конкуренции на рынке. Эти методы характерны для развитых, конкурентных рынков. В их число входит получивший довольно широкое распространение в республике метод торгов (биржевых, аукционных, тендерных).

В ходе тендерных торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. Товаром при этом могут выступать государственные и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, строительство объектов производственного или непроизводственного назначения.

В результате торгов контракт получает та фирма или предприятие, которое предложит минимальную цену, обеспечит требуемое качество и короткие сроки исполнения заказа.

На рынках многих товаров, где спрос характеризуется относительно низкой эластичностью, отсутствует острая конкуренция, довольно успешно применяется метод следования за лидером. Суть его сводится к тому, что предприятия, фирмы при назначении своих цен ориентируются в первую очередь на цены конкурентов.

При использовании метода ощущаемой ценности товара цена учитывает в первую очередь спрос, т.е. то, сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар с определенными потребительскими свойствами. Высокая цена устанавливается тогда, когда спрос относительно велик, а низкая — когда спрос снижается. Затраты при этом имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр снижения цены.

Этот метод ценообразования соответствует маркетинговому подходу и предусматривает учет в цене наличия в товаре выгод, которые ищет потребитель, а также его готовность платить за эти выгоды. В основе метода лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или услуги.


 

22. Методы ценообразования, основанные на учете издержек (расходов).

Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных на издержки производства, в отечественной практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

Ц = С + П + Н,

где С — себестоимость единицы товара; П — прибыль в расчете на единицу товара; Н — косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара.

Затратный метод является достаточно популярным не только в отечественной, но и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается достаточно простым. Во-вторых по мнению специалистов этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка.

Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определен

Метод структурной аналогии эффективен в производствах и сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, услуг или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров). Для того чтобы установить цену на новый вариант изделия, определяют структурную формулу цены по ее аналогы с добавлением затрат на их сборку или компоновку.


23. Необходимость антимонопольной политики и государственного регулирования цен, их содержание и условия применения.

В любой рыночной стране государство тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.

Регулирование ценообразования реализуется путем прямого (административного) и косвенного регулирования.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

• не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

• способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

• обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

• достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта.

Цель регулирования — обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики, создать условия для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования.

Степень государственного, регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастаний инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.

Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке

 

. 24. Основные способы ценового регулирования, используемые в РБ.

принята концепция ценообр-ия. В соот. с ней гос-во вып-ет ф-ции по рег-ию цен. При этом вып-ся след. принципы: 1) сочет-ие свободн. и рег. цены 2) разграничение полномочий суб-тов цен-ния 3) обеспеч-ие регулируемыми ценами полного покрытия затрат орг-ции и получ-ияф необх. приб. и расшир –го воспр-ва. 4) обесп-ние кон-ля за ценами. Меры гос рег-ия цен: 1)устан-ие фикс. цен на прод-цию естест. монополий. 2)устан-ие предель. рент-ти для доминир-щих предпр-ий 3) минималь. экспортные цены 4)min индикативные экспортн. цены 5) предель. отпускн цены. 6) огр-ние опт. и торг. надбавок 7) устан-ие наценок на прод-цию общ. пит 8) устан-ие фиксир. розн. цен 9) устан-ие надб-ок пре реэкспорте 9)обязат декларир-ие цен для некотор пр-лей 10) введение обязат эк. обоснов-ия 11) предель. опт. надюавок импортеров прод-ции ряда тов-ов (слож-тех и др) 12) другие

В Концепции приведены также способы регулирования цен, к

которым относится установление:

- фиксированных и предельных цен (тарифов);

- предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

- предельных нормативов рентабельности;

- порядка определения и применения цен (тарифов);

- декларирования цен (тарифов).


 

 

 

25. Особенности формирования розничных цен.

Цена – денежное выражение стоимости товаров (оказание выполненных работ, услуг). Розничные цены – цены по которым товар реализуется розничной торговой сети населения предприятия и организациям. Они являются конечными; По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве. Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС, торговая надбавка или торговая скидка, а также налог с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС). Структура розничной цены это есть соотношение отдельных элементов цены выраженная в процентах или удельный вес этих элементов в цене товаров. Разновидностью розничной цены является аукционная цена и продажная цена. Продажная цена – цена, установленная на товар при продаже его на свободном рынке. Аукционная цена - цена товаров проданная на аукционе она может существенно отличатся от рыночной (продажной цены) поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица проводящего аукцион.

 

 


 

27. Подходы и механизмы ценообразования.

Механизм ценообр-ия-приемы формир-я, измен-ия и регул-ия цен, позвол-ие орг-ии успешно функц-ть на р-ке: 1)Затратный –основан на предпол-ии, что формир-е цены должно основ-ся на расчете затрат на изгот-е тов-а. Послед-ть решений: а)Продукт(какой продукт, какие его св-ва…); б)Технологии (каким обр.произв-ть товар, какое сырье); в)Затраты; г)Цена (затраты+прибыль+налоги); д)Ценность; е)Покупатель.Его недостаток- Затраты на единицу прод-ии=∑ затрат/ V продаж, где V продаж-неизвестн. 2) Ценностный –основан на предпол-ии, что в основе формир-ия цены лежит ценность, к-ую товар должен нести д/покуп-я. Послед-ть решений: а)Покупатель; б)Ценность; в)Цена; г)Затраты(исходя из цены и необх-й прибыли); д)Технология(исходя из max-й величины затрат); е)Товар. 3)Комбиниров-й – содержит эл-ты первых 2-х механ-в(обратные методы калькулир-я цен).

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.