Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подход к оценке результативности деятельности компании в области КСО

Таблица 2 – Особенности функционирования компаний и уровни активности в области КСО

 

Уровень активности Особенности функционирования компаний Характеристика КСО
     
Функциональный уровень Низкая доля на рынке, практически не изменяется в течение времени (коммутанты – распространение продуктов и технологий, созданных другими инновационными компаниями), никаких действий для увеличения доли на рынке компания не предпринимает, компания в срок выполняет обязательства перед сотрудниками и государством Функциональную ответственность компания проявляет в период зарождения и становления на рынке, в этот период ее приоритетом является исполнение всех законодательно установленных обязательств: сохранение рабочих мест, своевременная выплата заработной платы
Конкурентный уровень Низкая доля на рынке, но компания прилагает значительные усилия для ее увеличения (агрессивная реклама, новые продукты, технологии и патенты), социальная ответственность компании направлена на улучшение условий труда сотрудников и качество продукции Конкурентную ответственность компания принимает на себя под давлением требований рынка, она вынуждена реализовывать социальные и экологические программы и проекты
Партнерский уровень Средняя доля на рынке, компания активно использует аутсорсинг, в числе основных ЗС компании акционеры, бизнес-партнеры и поставщики Партнерскую ответственность компания проявляет, реализуя политику управления рисками на опережение, на условиях тесного взаимодействия с ЗС, которым предлагаются социальные программы и благотворительные мероприятия
Уровень гражданской ответственности Средняя доля на рынке, компания выпускает продукцию, оказывающую значительное влияние на качество жизни населения (виоленты – крупные компании, несут большие расходы на НИОКР, производство, маркетинг, сбыт, работают сотрудники высокого профессионального уровня) В условиях гражданской ответственности компания выстраивает свою стратегию в целях повышения собственной репутации как полноправного участника гражданского общества
Уровень интегрированной ответственности Значительная доля на рынке (монополист), компания разрабатывает и внедряет стратегию КСО, определяющую позицию компании в отношении вопросов устойчивого развития и ее приоритеты в области КСО Уровень интегрированной ответственности предполагает, что не только компания становится корпоративным субъектом общества, но и ее ЗС также являются социально-ответственными субъектами, т.е. КСО является одним из критериев идентификации ЗС

Таблица 3 – Методики оценки КСО российскими общественными организациями

 

Методика (организация-автор) Содержание Преимущества/Недостатки
     
Расчет комплексного индекса (КИ) и индикатора социальных расходов (ИСР) (Фонд «Институт экономики города») КИ = (Т + СЕ + SE) / ТОС ИСР = SE / NE где Т – все выплаченные налоги, СЕ – инвестиции в основной капитал, SE – социальные расходы, ТОС – текущие издержки производственного назначения, NE – чистая прибыль компании Несложные расчеты, позволяет оценить степень социальной ответственности компании / Не учитывает ПиО всех ЗС компании
Методика оценки количественного и качественного индексов социальных инвестиций («Ассоциация менеджеров России») Величина социальных инвестиций на одного работника (IL); отношение социальных инвестиций к валовым продажам (IS); отношение социальных инвестиций к балансовой прибыли (IP) Несложные расчеты / Не учитывает ПиО всех ЗС компании, некорректным является сравнение компаний из разных отраслей
Эффективность социальных инвестиций и социального партнерства (ЭСИСП), («Международная академия меценатства») Определяется комплексная оценка по шести номинациям:) ответственность перед потребителями; 2) развитие HR, вложения в человеческий капитал; 3) добросовестная деловая практика; 4) корпоративное гражданство; 5) экология и безопасность; 6) участие в развитии гражданского общества Учитывает различные направления социальной ответственности компании, позволяет оценивать компании разных отраслей / Источником информации является компания, данные предоставляются в произвольном виде
Базовые индикаторы результативности, (РСПП) Источниками информации являются бухгалтерская отчетность и внутренние утвержденные документы компании; всего 48 индикаторов, в т.ч.: экономические – 7 основных и 1 дополнительный; экологические – 7 основных и 11 дополнительных; социальные – 15 основных и 7 дополнительных Для использования при подготовке корпоративных нефинансовых отчетов, а также в системах управления компаниями / Не рассматриваются ожидания всех ЗС компании; показатели имеют как количественную, так и качественную оценку, поэтому сравнение разных компаний затруднительно
Методика журнала «Эксперт» Выделены пять коэффициентов: К1 – процессы управления взаимоотношениями с клиентом; К2 – процессы внутрикорпоративных коммуникаций; К3 – процессы финансового управления; К4 – процессы коммуникаций со всей совокупностью ЗС внутри кластера; К5 – процессы лидерского позиционирования в системе взаимодействия ЗС Результатом действий является предлагаемая модель формирования доминирующего мнения о компании в виде 5 СКВ. / В этой модели формирования доминирующего мнения о компании в СКВ выделены конкретные контуры. Другие аспекты не рассматриваются
Стандарт «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ» (ТПП РФ) Содержит рекомендации по составлению социального отчета, состоящего из следующих разделов: 1) обеспечение высокого качества и конкурентоспособности товаров и услуг – 9 подразделов; 2) утверждение принципов честного, цивилизованного бизнеса – 9 подразделов; 3) стратегия и тактика компании в социальной сфере – 11 подразделов; 4) забота компании о благосостоянии своих сотрудников – 9 подразделов; 5) создание безопасных условий труда, укрепление здоровья общества – 10 подразделов; 6) участие в развитии интеллектуального и духовного потенциала общества – 9 подразделов; 7) вклад компании в охрану окружающей среды – 9 подразделов Компания предоставляет сведения по утвержденному стандарту / Информация в основном имеет качественное представление, сравнение разных компаний затруднено  

 


 

Подход к оценке результативности деятельности компании в области КСО

Соблюдение корпорациями общепризнанных международных стандартов:

‑ Глобальная инициатива отчетности (ГИО – (Global Reporting Initiative – GRI) [245];

‑ Система менеджмента качества ISO 9001: 2000;

‑ Система экологического менеджмента ISO 14101: 2004;

‑ Руководство по социальной ответственности ISO 26000 [244] и др.

 

Причем ГИО и ISO 26000 являются добровольными и их применение компаниями не регламентируется специально выданными сертификатами.

Следование стандартов ISO 9001: 2000 и ISO 14101: 2004 является обязательным при условии, что компания имеет соответствующий сертификат качества.


 

Таблица 4 – Принципы оценки результативности корпоративной социальной ответственности (общие и специфические)

 

Принцип Содержание
   
Общие принципы
Научность Предполагает применение научных методов познания, использование новейших разработок, методик, оценочных показателей, отражающих уровень активности КСО на основе лучшей практики корпоративного управления
Объективность Условием объективности является привлечение специалистов, не имеющих личной или профессиональной заинтересованности в результатах оценки. Использование проаудированной корпоративной отчетности в качестве источников информации о деятельности компании в области КСО
Системность Проявляется в связи между достижением успеха конкретной компанией с повышением качества жизни и с достижением устойчивого развития всего общества
Надежность Информация, используемая при подготовке оценки результативности, должна быть собрана, задокументирована и раскрыта таким образом, чтобы обеспечить качество и существенность информации. Данные, на основе которых осуществляется оценка результативности, должны опираться на внутренние механизмы и документацию, которая может быть оценены другими лицами
Совершенствование Понимание КСО постоянно изменяется, отношение бизнеса, государства и общества к социальной ответственности постоянно совершенствуется. Компания должна реагировать на существенные вопросы, стоящие перед ЗС и самой компанией. Поэтому методики и сам процесс оценки результативности КСО должны постоянно изменяться и совершенствоваться
Специфические принципы
Релевантность С позиции лица, принимающего решение на основании полученной оценки результативности КСО, информация считается релевантной, если она потенциально фактически оказывает или может оказать влияние на процесс принятия управленческого решения, то есть оценка должна быть уместна и своевременна (не устаревшая)
Достоверность Сведения могут являться достоверными или недостоверными для того, кто их воспринимает, а не вообще. Информация является достоверной, если с высокой степенью уверенности представляется возможным опираться на неё без дополнительной проверки
Своевременность Предполагается, что оценка результативности КСО осуществляется на регулярной основе и результаты доступны своевременно, таким образом, ЗС получают возможность принимать информированные решения
Сопоставимость Результаты оценки результативности КСО должны быть сопоставимы в динамике. ЗС должны иметь возможность сопоставлять полученные оценки, анализировать изменения в результативности КСО
Верифицируемость Сведения о КСО, используемые при оценке результативности, должны быть запротоколированы, систематизированы, проанализированы и представлены таким образом, чтобы их достоверность могла быть проверена посредством внутреннего аудита или внешнего процесса подтверждения
Принцип взаимосвязи с миссией и видением компании Показатели должны трансформировать стратегию организации в краткосрочные задачи текущей деятельности
Принцип наличия экономического смысла Оценочные показатели (ОП), включенные в методику оценки результативности КСО, должны иметь экономический смысл
Принцип уместности Затраты на сбор информации, предоставляемой для оценки результативности, не должны превышать выгод, получаемых от ее оценки
Принцип контроля Показатели должны быть подконтрольны лицу, ответственному за их исполнение: он должен иметь возможность влиять на факторы, от которых зависит достижение показателей.
Принцип пертинентности (лат. pertineo – касаюсь, отношусь) Соответствие полученных результатов оценки информационным потребностям пользователя, т.е. это соотношение объёма полезной информации к общему объёму полученной информации

 

 

 

Рисунок 1 - Оценка результативности КСО


 

 

Рисунок 2 – Уровни активности компании в области КСО:
A1 – функциональный уровень; A2 – конкурентный уровень;
A3 – партнерский уровень; A4 – уровень гражданской ответственности;
A5 – уровень интегрированной ответственности

 

 
Таблица 5 – Структура матрицы оценочных показателей результативности деятельности компании в области КСО

 

Вид КСО Значи­мость вида КСО Группы ЗС Значимость группы ЗС Количество частных ОП (К)
Функциональный уровень (А 1) Конкурентный уровень (А 2) Партнерский уровень (А 3) Уровень гражданской ответственности (А 4) Уровень интегрированной ответственности (А 5)
Экономический M          
Социальный N          
Экологический O          
Информационный P          
Всего показателей            

Таблица 6 – Шкала балльно-рейтинговой оценки активности компании в области КСО

Уровень активности Значение, балл. Характеристика
Начальная до 40 Для компании характерно соблюдение договорных отношений, своевременная уплата налогов, раскрытие информации в соответствии с законодательством
Низкая 41-65 Компания направляет часть свободных средств на реализацию разовых мероприятий по экономическому и социальному видам КСО, мероприятия по экологии осуществляются в рамках законодательно установленных требований, информационный вид КСО реализуется только в плане обязательного предоставления информации
Средняя 66-85 Компания на постоянной основе реализует программы и проекты КСО, в т.ч. выплаты и льготы работникам др. ЗС компании, компания информационно достаточно открыта, на периодической основе осуществляет мероприятия по экологии
Высокая 86-100 Компания проявляет высокую степень активности по всем видам КСО: демонстрирует финансовую устойчивость, разрабатывает планы экономического развития и инновационной стратегии, осуществляет социальные расходы в пользу всех ЗС компании, является информационно прозрачной компанией и реализует мероприятия по охране окружающей среды

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение. 1. Составим экономико-математическую модель | Взаимодействие спроса и предложения и возможность их использования в ценообразовании.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.