Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды подготовки в процессе тренировки






В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов.

Спортивная подготовка – сложный специализированный процесс, оказывающий на занимающихся разносторонне воздействие. В основном этот процесс реализуется спортивными тренировками.

Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы:

- теоретическая подготовка;

- техническая подготовка;

- тактическая подготовка;

- морально-волевая и психологическая подготовка;

-физическая подготовка.

Теоретическая подготовка заключается в привитии знаний по теории и методики спортивной тренировки, в области гигиены и самоконтроля, ведение здорового образа жизни, в изучении механизмов воздействия на организм человека различных физических упражнений и тренировочных нагрузок.

Формами теоретической подготовки являются проведение лекций и семинаров, бесед на практических занятиях, изучение специальной литературы.

Техническая подготовка заключается в изучении и совершенствовании техники выполнения физических упражнений и технических приемов. Спортивная техника – это целесообразный способ выполнения физического упражнения.

Под совершенной техникой подразумеваются наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия.

Понятие «спортивное мастерство» предполагает высокую степень владения техническими приемами. В процессе технической подготовки необходимо добиться чтобы техника отвечала следующим требованиям: эффективность, стабильность, экономичность и вариативность.

Эффективность техники определяется соответствием ее реальным задачам и высоким конечным результатам.

Стабильность связана с помехоустойчивостью независимо от условий состязаний и функционального состязания спортсмена.

Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.

Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении различных приемов и действий.

 

Тактическая подготовка. Спортивная тактика – искусство ведения спортивного поединка со спортивными соперниками, а также умение наиболее эффективно использовать свои возможности для достижения высоких спортивных результатов. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Также тактика может быть пассивной и активной.

Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы сопернику, для того чтобы в нужный момент предпринять активные действия.

Активная тактика – это навязывание сопернику действий выгодных для себя.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется задачей которая ставится перед ним. Все разнообразие задач можно свести к четырем:

1. Показать максимальный результат.

2. Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.

3. Выиграть соревнования и одновременно показать хороший результат.

4. Показать результат для выхода в следующий круг.

В процессе тактической подготовки занимающихся предусматривается усвоение ими те6оретических знаний о спортивной тактике, изучение возможностей спортивных соперников, воспитание тактического мышления.

Морально-волевая и психологическая подготовка. Велико значение спорта в воспитании воли и характера. Необходимость соблюдать режим, переносить большие нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, все это делает спорт отличной школой воспитания воли.

Важное значение придается психологической подготовке. Нужно уметь настраиваться на систематические тренировки, выработать в себе постоянное стремление к спортивному совершенству.

Наиболее эффективно в процессе тренировки воспитываются: смелость, решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

Каждый спортсмен в зависимости от типа высшей нервной деятельности по-разному переживает периоды высокого нервно-эмоционального напряжения.

В задачи психологической подготовки входит изучение типа нервной деятельности занимающихся и на этой основе разрабатывать и проводить мероприятия, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии готовности и высокой степенью психической устойчивости.

Физическая подготовка заключается в воспитании физических качеств и развитии функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Различают общую физическую подготовку (О.Ф.П.) и специальную физическую подготовку (С.Ф.П.). О.Ф.П. предшествует специальной. С.Ф.П. может быть обеспечена только на базе О.Ф.П., при этом тем выше мы хотим достичь результатов В С.Ф.П. тем выше должен быть уровень О.Ф.П.

О.Ф.П. является основным базовым видом физического воспитания.

Задачи О.Ф.П.:

1. повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

2. развитие всех основных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

3. устранение недостатков в физическом развитии.

В содержание занятий по О.Ф.П. ведущую роль играют естественные виды движений, ходьба, бег, прыжки, метание, плавание, подвижные и спортивные игры.

С.Ф.П. направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом ориентирована на максимальную степень их развития.

Задачи С.Ф.П.:

1. развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

2. повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

3. воспитание способностей проявлять имеющийся потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.

Основными средствами С.Ф.П. спортсмена являются соревновательные и специально подготовительные упражнения.

 

55. Этапы подготовки

Многолетний процесс подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы. Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа:

- предварительная подготовка (3 года);

- начальная спортивная специализация (2 года);

- углубленная специализация (2-3 года);

- спортивное совершенство (2-3 года).

Продолжительность этапов обусловлена особенностями вида спорта. Четкой границы между этапами не существует.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст. На этом этапе решаются следующие задачи:

- освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;

- формирование необходимых двигательных умений и навыков из различных видов спорта;

- содействие гармоничному развитию организма, укрепление здоровья, развитие физических качеств преимущественно скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости.

2) Этап начальной спортивной тренировки. Основные задачи этого этапа – обеспечение всесторонней физической подготовленности:

- овладение занимающимися рациональной спортивной техникой в избранном виде спорта;

- на данном этапе специализация не должна быть узконаправленной, а быть разносторонней;

- уделяется внимание развитию тех качеств, которые имеют большое значение в избранном виде спорта;

- объем нагрузок увеличивается при незначительном увеличении интенсивности.

3) Этап углубленной специализации – завершается становление спортсмена:

- на этом этапе увеличивается специальная подготовка за счет времени на тренировки;

- суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок возрастают;

- увеличивается число соревнований;

- задача этого этапа обеспечить совершенное и вариативное владение техникой в усложненных условиях, индивидуализация техники;

- совершенствуется тактическое мастерство.

4) Этап спортивного совершенствования. На данном этапе главные задачи: подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Объем и интенсивность достигают наивысшего уровня. Количество занятий в микроцикле достигает 10-15 и более.

 

 

56. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов

Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта у большей части студентов не наблюдается четкой осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобное. Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимание необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. Случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта:

- укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения;

- повышение функциональных возможностей организма;

- психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятель-ности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

- активный отдых;

- достижение наивысших спортивных результатов.

Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения. Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных функций, гармоничное развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья. Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установлено, что организм физически активных 50-60- летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, все его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нормальному функционированию основных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья.

Физическое развитие телесно связано со здоровьем. Занятие отдельными видами спорта, системами физических упражнений могут способствовать развитию отдельных органов и систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упражнений можно улучшить показатели физического развития (массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких).

 

 

57. В специальной литературе это направление в физической культуре получило название профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Наиболее простым определением этого направления в физическом воспитании может быть следующее: «Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности». Исследования показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высоко квалифицированный труд требует, кроме того, определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Вследствие этого физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы ППФП, т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость), навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. В связи с этим ППФП включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов вузов.

ППФП должна базироваться на общей физической подготовке, то есть такой, которая направлена на достижение минимально необходимой готовности человека к труду вообще, безотносительно к особенностям условий и характера труда представителей той или иной профессии. Для некоторых профессий само ОФП является ППФП. Так для космонавтов – разносторонность основной элемент физической подготовки. Но Проф - Пприк знания, умения и навыки, психофизические качества которые можно приобрести при занятиях вполне определенными видами спорта, нужны практически всем работникам в любой из сфер народного хозяйства.

Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс и по совпадению психофизических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией. Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми видами спорта совершенствуют определенные функции и системы организма, нужные для приобретения высокой квалификации. Таким образом физическая культура, составной частью которой является ППФП – это неотъемлемый элемент научной организации труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.