Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетное устройство и бюджетная система РФ






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета определяется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Р Ф.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Федеральный бюджет вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов образует первый уровень бюджетной системы Российской Федерации, которую также составляют: второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и третий уровень - местные бюджеты.

Функции бюджета.

Распределительная функция.

Содержание этой функции реализуется в процессе формирования централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления и перераспределения ВВП или использование бюджетного фонда.

Таким образом, распределительная функция имеет две непрерывно связанные стадии:

образование доходов бюджета;

использование средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые, безвозмездные поступления, доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Денежные средства выделяются бюджетополучателям – организациям производственной и непроизводственной сферы, перераспределяются по уровням бюджетной системы через дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды. В основном бюджетные средства выделяются на безвозмездной основе, кроме бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Источники доходов и направления расходов утверждаются в бюджете ежегодно.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Она позволяет контролировать степень и формы разумного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Бюджет – основной финансовый план страны, централизированный фонд денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства и его территориальных подсистем.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней системы и бюджет. государственных внебюджетных фондах (пенсионный, социально-страховой, медицинское страхование);

Осуществление государственных и муниципальных заимствований регулирования гос. и муниц.долга;

Составление и рассмотрение проекта бюджетной системы их утверждение, исполнение и контроля за их исполнение.

Бюджетная система состоит из 3 уровней:

первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет используется для расчётов минимальных, социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планирование и при анализе эффективного распределения и использовании бюджетных средств. Показателем является также основания для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.

Принципы Бюджетной Системы (ст. 28): единство; разграничения доходов и расходов между уровнями БС; самостоятельность; полнота отражения доходов/расходов; сбалансированность; эффективности и экономности использования средств; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.

 

34.Бюджетный процесс: сущность, назначение и участники

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Участники бюджетного процесса – организации, наделенные в соответствии с законодатель-ством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями в отношении бюджета. Такими полномочиями наделены:

1. Органы представительной и исполнительной власти (Правительства и Думы).

2. Финансовые и налоговые органы (входят в исполнительные органы.

3. Органы денежно-кредитного регулирования (банки, ЦБ).

4. Органы государственного финансового контроля.

5. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

6. Государственные внебюджетные фонды.

7. Контрольно-счетные органы.

Подробнее по каждому пункту:

1. Органы представительной и исполнительной власти (Правительства и Думы).

Представительные органы (Думы) – рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчеты об исполнении бюджетов.

Исполнительные органы (Правительства и Администрации) – осуществляют:

– сводное финансовое планирование

– перспективное финансовое планирование

– составление проектов бюджетов

– внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов

– исполнение бюджетов

– анализ и контроль исполнения бюджетов.

2. ЦБ – разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы:

– основные направления денежно-кредитной политики государства

– обслуживает денежные счета федерального казначейства и счета государственных вне-бюджетных фондов

3. Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) – это органы исполнительной власти, т.е. министерства и ведомства, первые прямые получатели бюджетных средств. Они распределяют бюджетные средства между распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств.

Например, ГРБС – министерство образования, РБС – агентство высшего образования, ВУЗы – получатели средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган исполнительных средств, распределяющий средства между бюджетополучателями.

Бюджетополучатель – организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера.

4. Контрольно-счетные органы – Счетная Палата РФ и контрольно-счетные палаты (это те же организации, созданные в субъектах РФ). Все они не подчиняются Правительству, и под-чиняются только Думам.

Бюджетный процесс включает следующие действия:

1. Финансово-бюджетное планирование, в т.ч.:

– сводное финансовое планирование

– составление перспективного финансового плана

– составление проекта бюджета

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

3. Исполнение бюджета в течение бюджетного года

4. Анализ и контроль исполнения бюджета.

Реформирование бюджетного процесса

Естественно что жизнь вносит коррективы в бюджетный процесс. В настоящее время реформирование осуществляется в соответствии с концепцией, которая была утверждена Правительством в 2004 году. Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий для эффективного управления государственными финансами.

В настоящее время главной задачей является эффективное использование бюджетных ресур-сов. Для этого необходимо иметь четкую привязку бюджетных ассигнований к функциям бюджетной организации (оказание различных бюджетных услуг). При планировании бюд-жетных средств главное внимание должно уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. В рамках конкретной задачи вводится модель бюджетирова-ния, ориентированного на результат (БОР). Суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств (министерствами, ведомствами) в соот-ветствии с реализуемыми ими бюджетными программами в прямой зависимости от достижения конкретных результатов. Эта модель (БОР) предусматривает создание системы мониторинга результативности бюджетных расходов, в зависимости от которой распределяются бюджетные средства. Реформирование бюджетного процесса предполагается осуществить по следующим направлениям:

1. Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета.

2. Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств.

3. Совершенствование среднесрочного финансового планирования.

4. Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюд-жетного планирования.

5. Упорядочение процедур составления и рассмотрения проекта бюджета.

Бюджет действующих и принимаемых расходных обязательств

В практику Бюджетного процесса вводятся новые понятия:

1. Расходные обязательства

2. Реестр расходных обязательств

3. Действующие расходные обязательства

4. Принимаемые расходные обязательства

Расходные обязательства – обусловленные законом или другим нормативным актом, догово-ром или соглашением, обязанности органов власти предоставить физическим или юридиче-ским лицам средства соответствующего бюджета.

Реестр расходных обязательств – свод законов, нормативных актов, договоров, соглашений по предоставлению бюджетных средств, и этот свод должен вести орган исполнительной власти.

При формировании бюджета все расходные обязательства разделяются на две группы: дей-ствующие и принимаемые.

Действующие расходные обязательства – это объем средств, необходимый для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, обусловленных действующими нормативными актами.

К действующим обязательствам относятся:

1. Трансферты населению, установленные нормативными актами.

2. Обязательства по предоставлению, оплате государственных или муниципальных услуг.

3. Обязательства, вытекающие из долгосрочных бюджетных целевых программ.

4. Погашение или обслуживание государственного или муниципального долга.

5. Обязательства, вытекающие из договоров, соглашений, в т.ч. международных.

6. Средства, подлежащие перечислению в другие бюджеты.

Бюджет принимаемых обязательств – это объем средств, необходимых для исполнения в плановом периоде расходных обязательств органов власти, обусловленных вступающими в силу нормативными актами, договорами. К принимаемым обязательствам относятся:

1. Увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению.

2. Увеличение зарплаты бюджетникам.

3. Досрочное погашение государственного и муниципального долга.

4. Предоставление услуг сверх установленных нормативов.

5. Увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализа-цию новых или действующих программ.

6. Новые бюджетные инвестиции.

7. Предоставление бюджетных кредитов.

Выделения ассигнований на новые обязательства могут быть только в случае и в пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов. Т.е. принимаемые обязательства финансируются во вторую очередь, если имеется превышение прогнозируемых ресурсов. Иначе власть имеет право не финансировать принимаемые обязательства.

 

35.Налоги: сущность, основные элементы, классификация

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст­венности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства имуниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органамиместного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг формируются доходы субъектов. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством, посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налогов, то налогоплательщик наоборот, желает низких налогов, что позволяет ему уменьшать свой доход.

Налоги в экономике выполняют следующие ФУНКЦИИ: 1)фискальная функция, с помощью которой формируется бюджетный фонд страны; 2)регулирующая (стимулирующая). Здесь государство влияет на воспроизводство, стимулирует или сдерживает его развитие и тем самым усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения. 3)распределительная (социальная) – через механизм бюджета происходит перераспределение доходов от имущих к неимущим для устранения социальной напряженности в обществе. 4)контрольная – с ее помощью государство контролирует процесс мобилизации поступления налогов и сборов в бюджет, вносит коррективы в налоговую и финансовую политику.

Налоговая система — совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы.

НК РФ устанавливает: виды налогов и сборов; основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов; формы и методы налог-го контроля; ответственность за совершение налог.правонарушений.

Классификация налогов: По уровню бюджета (федеральные; субъектов РФ; местные); По виду дохода бюджета (закрепленные и регулирующие); По способу переложения (косвенные и прямые); По субъекту налога (с ЮЛ и с ФЛ); По источнику уплаты (выручка; себестоимость; финансовый результат); По объекту налогообложения (имущественные; ресурсные; на доход; на действия); По виду ставки (пропорциональные; прогрессивные; регрессивные); По способу налогообложения (по декларации; у источника; кадастровый).

Прямые (налоги, которые изымаются из доходов ЮЛ и ФЛ) -налог на прибыль ЮЛ; налог на прирост капитала; налог на сверхприбыль.

Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы): акцизы; фискальные монопольные налоги; таможенные пошлины.

Отчисления в фонды соц.страхования: пенсионный фонд; фонд соц.страха; фонд занятости; фонд медицинского страхования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.