Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы и организация работ по созданию системы качества на предприятии.






Как правило, в процессе разработки и внедрения системы качества на предприятии можно выделить несколько основных этапов:

Первый и один из самых важных этапов - это организационный этап;

Второй этап - собственно разработка и внедрение системы качества;

Завершающий третий - проведение внутренних аудитов системы качества - фактически контроль правильности сделанной работы.

Для успешного их выполнения надо создать необходимые организационные, ресурсные, методические и социально-психологические условия в организации. Важно иметь в виду, что ошибки или недочеты, допущенные на организационном этапе, как правило, приводят к трудоемким корректировкам и переделкам на последующих этапах работ.

Организация работ по созданию СМК включает:

- назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ;

- обеспечение участников работ стандартами и другими документами;

привлечение внешних консультантов;

диагностирование действующей СМК;

проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом организации;

выделение ресурсов, необходимых для выполнения работ в установленные календарные сроки.

Лица, ответственные за организацию и проведение работ по созданию СМК, должны быть представителями высшего и среднего звена руководства. Лучше всего, когда Уполномоченным по качеству, ответственным за общую организацию работ, назначается представитель высшего руководства рангом не ниже Заместителя Генерального директора, а руководителем работ по проекту СМК менеджер среднего звена.

Надлежащее выполнение этих работ предполагает наличие в организации как базовых, так и вспомогательных стандартов ИСО серии 9000.

Для методической обоснованности и минимальной вероятности ошибочных решений в ходе создания СМК целесообразно привлекать квалифицированных внешних консультантов. Их преимущества перед специалистами организации в независимости и непредвзятости взглядов; более высоком уровне квалификации в области менеджмента качества; ориентации на успешный опыт других организаций; высокой интенсивности работы, обусловленной жесткими временными рамками.

Обследование действующей в организации СМК представляет собой предварительный анализ системы и оценивание степени ее соответствия требованиям МС ИСО 9001. Обследование, выполняемое чаще всего внешними консультантами, направлено на определение необходимости внесения в действующую систему конкретных изменений. Особое значение при этом имеют изменения, связанные с организационной структурой. Желательно, чтобы такие изменения были включены в начальные этапы разрабатываемого на основе обследования плана внедрения СМК. Между тем на практике довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда руководство организации начинает проводить серьезную структурную перестройку после того, как уже завершено документирование СМК, закрепившее ответственность и полномочия основных должностных лиц и подразделений. А это неизбежно влечет за собой переработку многих документов системы.

Для разработки СМК, а также для ее результативного и эффективного функционирования руководство организации должно обеспечить необходимую подготовку персонала. Поскольку подготовка персонала должна быть непрерывной, то на начальной стадии работ целесообразно провести базовое (в объеме, не превышающем 20 ч) обучение по стандартам ИСО серии 9000 руководителей организаций, начиная с высшего их звена, и так называемой рабочей группы (команды проекта), включающей сотрудников службы качества и специалистов из других подразделений.

Наряду с обучением при создании СМК необходимо разъяснить цели, задачи организации, базовые принципы менеджмента качества и отдельных положений стандартов ИСО. Разъяснительные беседы, которые возлагаются на службу качества, призваны вовлечь персонал в работу по качеству и предупредить появление социально-психологических барьеров, связанных с внедрением стандартов ИСО серии 9000. Отсутствие необходимых разъяснений может привести к недопониманию отдельными работниками значимости внедрения стандартов. И если число недопонимающих в организации превысит критическую массу, это может свести на нет эффект от внедрения.

 

16. Сущность системы качества на основе стандартов серии СТБ ИСО 9000: 2000

Стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) серии 9000 применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества любых предприятий, независимо от масштабов и сфер их деятельности, организационно-правовых форм собственности, характера выпускаемой продукции и рода оказываемых услуг.

Сертификация систем качества как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов ИСО серии 9000 (а конкретно требованиям стандарта 9001) носит двухуровневый характер. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных предприятий занимаются специально сформированные аудиторские организации - органы по сертификации, которые, в свою очередь, аккредитуются, согласно мировой практике, национальными аккредитационными обществами. Но такой типовой подход не исключает существования независимых систем аккредитации.

Соответствие системы менеджмента качества предприятия стандарту ИСО 9001 свидетельствует о способности предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. С точки зрения внутрифирменных оценок сертификат соответствия требованиям стандарта ИСО 9001 рассматривается как минимальный уровень качества, дающий возможность вхождения в рынок. С точки зрения внешних оценок сертификат соответствия требованиям стандарта ИСО 9001 служит независимым подтверждением третьей (внешней) стороной достижения требований стандарта.

Основная цель стандартов серии ИСО 9000 - обеспечение стабильного функционирования документированной системы менеджмента качества предприятия, его способностям удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества в целом.

В целом стандарты серии ИСО 9000 (в отечественной практике — стандарты-аналоги ГОСТ Р ИСО 9000) направлены на формирование на предприятиях систем менеджмента качества, базирующихся на реализации процессного подхода, направленного на постоянное улучшение, корректирующих и предупреждающих воздействий, контролируемых с использованием процедур внутреннего аудита.

Рассмотрим эволюцию стандартов серии ИСО 9000 Международной организации по стандартизации, цель которой, согласно уставу этой организации — «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

9000: 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

9001: 2008: Системы менеджмента качества. Требования.

9004: 2009: Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.