Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Публичная коммуникация, формы публичной коммуникации






Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значи­тельному числу слушателей. Для публичных коммуникаций характер­на передача информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Публичный статус подразумевает сообщение информации лицом, обладающим определенным социальным статусом, т.е. формально установлен­ным или молчаливо признаваемым местом индивида в иерархии со­циальной группы.

При публичном общении слушатели должны находиться в поле зрения говорящего. В це­лом слушатели, как правило, — это специально организованная ау­дитория, и ее параметры должны быть известны говорящему. Слушатели яв­ляются в определенной степени заинтересованной аудиторией, специально пришедшей послушать выступающего в силу своей со­циальной роли (например, работники организации, студенты, при­хожане, сторонники политической партии и т.д.).

Формы публичной коммуникации развивались в соответствии с по­требностями общества. Публичная коммуникация существовала еще в дописьменном обществе, ее прообразом можно считать син­кретичные ритуальные формы общения шамана и племени. С возникновением государства и формированием литературного языка выделились отдельные виды публичной коммуникации в соответствии с государственными институтами. Они были описаны Аристо­телем в трактате «Риторика» и получили название речей: речь по­казательная (на торжественном собрании), речь судебная (в народ­ном суде), речь совещательная (в народном собрании). Целью таких речей было объединение людей, установление справедливос­ти в споре, обеспечение будущей безопасности.

С появлением письменности, особенно книгопечатания, устная публичная речь стала делить свои функции с письменными текстами, а в сфере управления государством была оттеснена письменной речью.

Сохранению высокого статуса устной публичной речи способствовали ее некоторые несомненные преимущества перед письменной речью. Во-первых, в устной речи больше каналов передач» информации; помимо слов большую долю информации несут жесты и интонация. Во-вторых, контактная устная форма коммуникации обеспечивает непосредственную обратную связь с адресатом, что позволяет вносить коррекцию в речевое сообщение не только на этапе планирования и контроля. В-третьих, оратор с по­мощью специальных приемов может непосредственно внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями.

С появлением средств трансляции устной речи на устную пуб­личную коммуникацию стала оказывать влияние массовая коммуни­кация. Она сделала возможным устное общение, разде­лила производителя и получателя речи в пространстве и времени.

В настоящее время возросла роль и традиционного публичного монолога, что связано с увеличением количества ситуаций, в кото­рых необходимо вступать в общение и убеждать людей, будь то предвыборная кампания или реклама товаров и услуг. В XX в. по­явились новые коммуникативные технологии и профессионалы, специализирующиеся на воздействии на индивидуальное и массо­вое сознание: РК-менеджеры, имиджмейкеры, пере­говорщики, специалисты по слухам, пресс-секретари, рекламисты. В этих профессиях формы публич­ной коммуникации являются составной частью коммуникативных технологий.

Таким образом, история развития публичной коммуникации по­казывает, что ее самостоятельная роль в обществе постепенно сни­жается, однако ее формы продолжают активно использоваться в сложных информационных системах.

 

53.. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) предполагает некоторую информацию, мысль, эмоцию, чувство, которые передаются от человека к человеку, от одного поколения к другому, т.е. она представляет собой специфическую форму взаимодействия и общения людей в процессе их совместной деятельности.

Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека.

В самом общем виде теория политической коммуникации рассматривает следующие комплексы проблем:

1) сущность и особенности строения и функционирования разнообразных средств политической информации: речи, жестикуляции, печати, средств массовой информации. Соответственно, изучаются деятельность коммуникативных сетей, по принципу: “отправитель - переработчик - адресат политической информации”, проблемы взаимодействия речевых и электронных каналов информации, властного контроля над СМИ и др.;

2) разработка и совершенствование знаковой, символической и семиотической систем для политико-коммуникативных передач, способы шифровки и дешифровки политической информации, создания различных политических мифологем, символических, рекламных и пропагандистских образов и сюжетов;

3) социально-политические последствия информационного воздействия на поведение и деятельность субъектов политики, формирование общественного мнения, течение электоральных процессов, политическое управление обществом.

Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.

Существуют три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), средства массовой информации.

Массовая политическая коммуникация выполняет в обществе определенные функции:

1. Информационная функция отвечает за распространение в обществе необходимых сведений и знаний о политической системе, государственном устройстве и политическом процессе. Обычно это осуществляется двумя способами. Вербальный (словесный) способ включает речи лидеров, передачу хроники событий по СМИ, митинги, статьи и книги, т.е. все виды политического информирования через знаково-языковые (семантические формы).

К невербальному способу относится мимика, жесты, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета в поведении, разная символика и др.

2. Функция социализации удовлетворяет потребность членов общества в информации, в налаживании, расширении, углублении и развитии межличностных, групповых и межинститутских контактов. Она нужна для выработки у граждан необходимых норм политического поведения, для ориентировки человека в огромном мире социальных явлений, для усвоения им социального опыта предшествующих поколений и современников. Очень важное значение для человека имеет приобщение к группе, сопричастность с её жизнью, особенно к той, которая для него как личность интересна, авторитетна. Члены этой группы могут служить примером для подражания. Таким образом, функция социализации играет роль превращения человека в сознательного члена общества, в единицу социума.

3. Регулятивная функция направлена на то, чтобы выработать оптимальный механизм взаимодействия между элементами политической системы – государством и гражданским обществом, политическими институтами, организациями и корпорациями. Главную роль здесь играет идеология, право, обычаи и традиции, на основе которых (а они выступают как коммуникативные инструменты) проходит, осуществляется регуляция политических отношений в обществе.

4. Функция контакта выводится из необходимости человека, получившего информацию как реципиент, поделиться мнением с другим человеком, даже с незнакомым и в любом месте – в транспорте, магазине, в рабочем коллективе и др. Характерно, что окончательное формирование впечатления от полученной информации происходит лишь после обмена мнением с другими реципиентами. Таким образом, массовая коммуникация имеет двухступенчатый характер: услышал, затем обсудил. Кроме этого, может происходить самоутверждение, когда слушатель находит подтверждение своим взглядам и вкусам. Это поднимает личный статус, делает человека более активным в общественных делах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.