Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночное хозяйство






Рынок – способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном механизме ценовых сигналов. Рыночные связи охватывают все экономические системы, всех субъектов хозяйства. Под рыночной экономикой понимается система различных рынков (товаров, услуг, труда, ссудного капитала, валюты и т.д.), функционирующая на основе децентрализованного механизма ценовых сигналов

Основные субъекты рыночного хозяйства:

1. Домашние хозяйства. Функционируют в потребительской сфере экономики. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты. Домашние хозяйства – основные собственники и поставщики ресурсов (факторов производства). Потребление домашних хозяйств носит конечный характер, направлено на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание капитала.

2. Предприятия (бизнес, фирмы). Функционируют в сферах производства, распределения, обращения. Цель – получение дохода. Доход от применения капитала (как собственного, так и заемного) расходуется на расширение производственной деятельности. Предприятия – собственники и поставщики товаров.

3. Государство (правительство). Представлен бюджетными организациями, реализующими функции государственного регулирования экономики. Прибыль целью не является.

 

Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда. Отдельные виды хозяйственной деятельности разделены между отдельными группами людей. Разделение труда - дифференциация трудовой деятельности, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Разделение труда приводит к необходимости обмена деятельностью и/или результатами деятельности. Итог – специализация – данный вид хозяйственной деятельности прочно срастается с личностью индивида. Действует принцип сравнительного преимущества – при специализации индивид может производить продукцию с относительно меньшей альтернативной стоимостью.

2. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Обмен осуществляется независимыми, автономными в принятии решений производителями. Производитель сам принимает решения: что, как, сколько производить; где, с кем, как обмениваться. Это возможно только при наличии собственности на средства производства. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться» (Д.Хайман. «Современная микроэкономика: анализ и применение»).

3. Свободный обмен ресурсами (без контроля со стороны центра). Свободное распределение ресурсов на основе косвенных ценовых сигналов (свободных рыночных цен) обеспечивает минимизацию трансакционных издержек при установлении рыночного равновесия.

 

Объект рыночных связей – товар. Товар – экономическое благо, обладающее общественной полезностью (то есть представляющее интерес, обладающее полезностью не для собственного производителя, а для кого-либо другого), и произведенный для обмена.

Товар обладает следующими свойствами:

· полезность (способность удовлетворять какую-либо потребность);

· ценность (способность обмениваться на другие товары в определенной пропорции).

 

Барьеры на вход и выход с рынка. Барьеры – препятствия для проникновения на рынок новых фирм и для попыток фирм, действующих на рынке, уйти с него.

Барьеры на вход в отрасль, препятствующие проникновению новых фирм в отрасль, служат основой для установления цены по усмотрению фирмы. Они направлены на то, чтобы сделать затраты по проникновению в отрасль настолько высокими, чтобы окупаемость инвестиционных затрат стала проблематичной.

Виды барьеров на вход:

1. Патенты, лицензии.

2. Право на ресурсы.

3. Исключительные права, полученные от государства, барьеры, создаваемые государством (например, допуск на рынок только лицензированных фирм).

4. Высокий уровень капиталоемкости производства.

5. Территориальное размещение объектов (например, размещение объектов розничной торговли).

6. «Естественная монополия». Возникает в связи с «экономией на масштабе». В ряде отраслей функционирование одной крупной фирмы эффективнее, чем нескольких мелких. Дело в том, что производство эффективно только при определенном объеме выпуска (так называемый «эффективный выпуск»), и данный объем совпадает с масштабами спроса на товар, то есть с размерами рынка данного товара. Имеется в виду отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает рынок. Пример; связь, торговля и услуги в малонаселенных районах и т.п.

 

Выходные барьеры мешают фирме покинуть данный рынок и заставляют фирму функционировать в условиях низкой рентабельности.

Виды барьеров на выход:

1. Необходимость списания крупных издержек.

2. Нежелание утратить имидж.

3. Честолюбие менеджера.

4. Вмешательство правительства.

5. Большие затраты на ликвидацию предприятия.

6. Оппозиция поставщиков, клиентов, дилеров, профсоюзная оппозиция.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.