Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовое учение Аристотеля






Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий фило­соф, основатель античной политической науки.

Основные работы: «Политика» (около 329 до н.э.) (про­изведение относится к разряду записок, составленных в це­лях преподавания. В основе «Политики» лежат анализ и сравнение действующих конституций. Считается, что Арис­тотель вместе со своими учениками изучил конституции 158 государств); «Никомахова этика» (336-322 до н.э.).

Логическое основание политико-правового учения. В отличие от Платона («Платон мне друг, но истина доро­же») Аристотель считал, что идеи существуют не вне ве­щей, а в них, как форма. Любая вещь – это единство мате­рии и формы. Какую бы форму ни имела вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Таким обра­зом возникает иерархия форм.

Аристотель полагал, что человек – это душа, которая имеет два начала: разумное и волевое. При этом главное начало – разум. У человека есть много природных импульсов, которые разум должен контролировать. Разум призван оп­ределить «точную меру», средний путь. Это путь добродете­ли, Добродетель – это «середина между крайностями». К добродетелям человека относятся: мужество – это среднее между безрассудством и трусостью, щедрость – это среднее между жадностью и расточительностью, скромность – это среднее между бесстыдством и стеснительностью.

Содержание политико-правового учения Аристоте­ля. Понятие справедливости. Среди всех добродетелей есть одна, в которой отражены все остальные, – справедли­вость. Общего определения справедливости у Аристотеля нет. Он выделяет два вида справедливости: распределяю­щую и уравнивающую.

Критерий распределяющей справедливости – достоин­ство. Понятие достоинства меняется: при олигархии ценит­ся богатство, при аристократии – честь.

Согласно принципу распределяющей справедливости благ должно быть больше у тех, кто более достоин. К бла­гам относятся общественное положение, почет, власть и др.

Уравнивающая справедливость предполагает людей со­вершенно равными, а достоинство не имеет никакого зна­чения. Неважно, кто совершил преступление: достойный или нет, но наказание должно последовать.

Понятие государства. Человек по своей природе – суще­ство общественное. Государство – это высшая форма чело­веческого общения. К другим формам общения Аристотель относил семью и общину. Семья – это низшая форма, за ней следуют община и, наконец, государство. Каждая низшая форма содержит в себе возможность высшей формы.

«Государство – сообщество равных людей для достиже­ния возможно лучшей жизни». Вне государства в силу сво­ей природы могут находиться «либо недоразвитое в нрав­ственном смысле существо, либо сверхчеловек», «либо животное, либо божество».

«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастли­во; в противном случае следовало бы допустить также и го­сударство, состоящее из рабов или животных, чего в дей­ствительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют сообщества, стремящегося к благоденствию всех и строящих жизнь по своему предначертанию».

Классификация форм правления государства. Критерии классификации – количество правящих и интересы общего блага. Аристотель выделял шесть форм государственного правления: три правильные и три неправильные (табл. 2)

Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.