Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы права в РФ






В настоящее время принято выделять лишь следующие источники права: 1)нормативный правовой акт; 2)нормативный договор; 3)правовой прецедент; 4)правовой обычай. Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации состав
ляют: 1) Конституция РФ; 2)федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы; 4)нормативные указы Президента РФ; 5)постановления Правительства РФ; 6)нормативные акты министерств и ведомств РФ; 7) законы субъектов РФ; 8) подзаконные акты органов власти субъектов РФ; 9) локальные нормативные акты. 1) Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. 2)Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции). 3)Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. 4)Указы Президента РФ могут быть: а)нормативными (содержать нормы права общего характера); б)ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности). 5) Актами Правительства РФ являются: а)постановления (содержат нормы права); б) распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы). 6) Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов. 7) Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы(Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам)Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ " Федеративный договор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

55.закон: понятие, признаки, виды

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке. Признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.Классификация законов может проводиться по различным основаниям: 1)по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации); 2)по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); 3)по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); 4)по сроку действия (постоянные законы и временные); 5)по характеру (текущие и чрезвычайные); 6)по сферам действия (общефедеральные и региональные); 7)по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); 8)по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.); 9)по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); 10)по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

56.подзаконные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они: 1) принимаются на основе закона, 2) принимаются во исполнение закона, 3) не могут противоречить закону.Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.