Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические школы в исследовании международных отношений






В условиях отсутствия исследовательского консенсуса по поводу основных закономерностей функционирования международной системы (см. об этом подробней корневую статью Мировая политика, а также субкатегорию Теория международных отношений) теоретическое осмысление предметного поля мировой политики проходит в рамках параллельных и конкурирующих научных школ.

В числе наиболее значимых школ следует выделить следующие:

· школа реализма, рассматривающая систему мира главным образом как проекцию национальных интересовсуверенных государств и используемую ими силу/мощь (англ. power) для реализации этих национальных интересов. Для школы реализма характерно представление об анархичной природе международных отношений. Основные положения данной школы были разработаны в трудах Ганса Моргентау, а ее современная версия (неореализм или структурный реализм) – в работах Кеннета Уолтца. В российской политической науке в рамках этой школы работает А.Д. Богатуров.

· школа либерализма, делающая акцент не на борьбе государств, а на их сотрудничестве в международной сфере. Ее классическая трактовка нашла свое отражение в работах и в политической практике президента США в 1913-1921 гг. Вудро Вильсона. Современная трактовка этой школы (неолиберализм или транснационализм) связаны с трудамиРоберта Кеохейна и Джозефа Ная. В неолибералистской версии основное внимание уделяется процессам взаимозависимости в современном мире и растущей роли негосударственных акторов в мировой политике. В российской политической науке в рамках этой школы работает М.М. Лебедева.

· школа неомарксизма, делающая акцент на неравенстве в развитии между отдельными частями мира и процессах эксплуатации развитым миром (т.н. «золотым миллиардом») развивающегося мира. Современные трактовки этой школы концептуализированы главным образом в работах Иммануила Валлерстайна. Новый взлет популярности этой школы произошел на рубеже 1990-2000-х гг. в связи с использованием неомарксистских концептов в идеологииантиглобализма. Отдельно от западного неомарксизма в рамках марксистского направления проходило становлениесоветской школы в теории международных отношений, оформление ее исследовательских направлений и закрепление ее научных результатов связано с работами В.И. Гантмана в ИМЭМО и И.Г.Тюлина, В.А.Злобина иМ.А.Хрусталева в МГИМО.

· школа конструктивизма, делающая акцент на субъективных восприятиях акторов мировой политики, определяемых их представлениями о собственной идентичности и т.н. «значимом ином», в результате чего реальные политические действия в мире определяются не тем или иным типом рациональности (как в реализме или либерализме), а иррациональными (но ценностно важными) культурными, историческими и психологическими особенностями и предрассудками акторов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.