Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Модели и структурные компоненты коммуникации






План:

  1. Структура коммуникационного процесса.

2. Коммуникационная деятельность.

  1. Коммуникационные каналы.
  2. Биогенные и социогенные коммуникационные явления.

5. Межличностная, специализированная (групповая) и массовая коммуникация.

  1. Модели коммуникации.

 

Основные понятия темы: Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Коммуникационная деятельность – коммуникационные процессы, целенаправленно осуществляемые субъектами коммуникации. Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту, предоставляя им средства для создания и восприятия сообщений (языки, коды, технические устройства). Коммуникационные явления – коммуникационные средства и методы, созданные искусственно людьми или возникшие естественным путем. Биогенные коммуникационные явления – это врожденные коммуникационные явления (речевая способность, память). Социогенные коммуникационные явления – это созданные людьми социально-коммуникационные институты, учреждения, службы. Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Групповая коммуникация – обмен информацией между членами группы, формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы. Коммуникативная структура группы – это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации. Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Методические рекомендации:

Студенты должны иметь представление о коммуникации как о процессе и структуре. Социальная коммуникация представляет собой социально-коммуникационный процесс, движущими силами которого являются стихийные естественные силы, чуждые сознательному целеполаганию и целенаправленно действующий субъект (деятель), стремящийся использовать доступные ему средства для достижения собственных целей. Коммуникационная деятельность может быть выражена элементарной схемой коммуникации: К – С – Р, а также представлена как коммуникативный акт, основные составные элементы которого - коммуникант, реципиент, сообщение (информация), код, канал, ситуация, реакция (эффективность). Формы коммуникационной деятельности определяются в зависимости от целевых установок, свойственных партнерам по коммуникации: общение, управление, подражание. В зависимости от форм коммуникационной деятельности будут выделяться и виды социальной коммуникации: межличностная, специализированная (групповая), массовая. Коммуникационная деятельность зависит от коммуникационных явлений как своих необходимых предпосылок, методов и средств. Достаточно назвать такие коммуникационные явления, как речевая способность и естественный язык, без которых немыслима социальная коммуникация. Коммуникационные явления по происхождению делятся на два рода: биогенные и социогенные. Студенты должны раскрыть сущность этих коммуникационных явлений. Также отдельного внимания требует классификация коммуникационных каналов, которые в зависимости от средств передачи сообщений делятся на естественные и искусственные. В зависимости от применяемых каналов, различаются и три рода коммуникации: устная, документальная и электронная. В процессе человеческой эволюции коммуникационные каналы видоизменялись и взаимодействовали, что породило возникновение синтетических каналов коммуникации. Взаимодействие различных коммуникационных каналов объясняется Законом ККК (кумуляции коммуникационных каналов). Студентам необходимо выявить и объяснить особенности передачи информации: одновременное распространение по разным каналам, синтезирование разнородных средств коммуникации. В арсенале коммуникативистики огромное количество моделей, каждая из которых по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. В теории коммуникации рассматриваются модели Аристотеля, Лассуэлла, Шеннона – Уивера, М. де Флера, циркулярная, двухканальная модель речевой коммуникации, двухступенчатой коммуникации, ИСКП «SMGR».

 

Вопросы для размышлений:

1. Что такое коммуникационная деятельность и как она обусловлена коммуникационными явлениями?

2. В чем заключаются особенности межличностной, специализированной (групповой), массовой коммуникации?

3. В чем заключается сущность Закона ККК?

4. Объясните в чем заключаются достоинства и недостатки каждой из моделей коммуникации?

 

Литература:

1. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2002. 460 с.

2. Шарков Ф.И. Реклама в коммуникационном процессе: учебник для вузов. М.: Дашков и К, 2008. 346 с.

3. Основы теории коммуникации: учебник для вузов / под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2007. 615 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.