Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое задание: раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.






Диагностический минимум направлен на решение многих задач, но главное – помогает обеспечивать индивидуализацию обучения как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся. Минимум представляет собой комплексное обследование всех школьников определенной параллели. Его проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка: поступление в школу (1-й класс), переход в среднее звено (4-5-й классы), наиболее острый период подросткового возраста (8-10-й классы), подготовка к уходу из школьной среды (11-й класс). Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных минимума:

· На начальном этапе обучения в школе,

· На этапе перехода из начальной в среднюю школу,

· На этапе перехода учащихся в профильные классы.

Психодиагностический минимум – схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов.

Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.

Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе. При зачислении ребенка в школу психолог получает информацию из ДОУ. Дополнительная диагностика при этом не проводится. В сентябре-октябре учитель совместно с психологом заполняет карты адаптации на учащихся первого класса. Цель данного мероприятия – выделение детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит. Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе – выделение группы детей, у которых осложненно протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повышенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.

К числу изучаемых явлений относятся: особенности развития интеллектуальной сферы, личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности, тревожности), внутригрупповые процессы в классах.

При выборе методик диагностики целесообразно ориентироваться на наличие в них, кроме количественной еще и дифференциально-уровневой оценки. Задачей является выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов. Это:

· Учащиеся с особенностями психофизического развития,

· Учащиеся с повышенными интеллектуальными способностями, одаренные дети,

· Школьники с проблемами в учебной деятельности.

Коррекцией психических познавательных процессов в начальной школе занимаются в основном логопеды, рекомендации эффективного взаимодействия должны быть сформулированы для учителей и родителей. Результаты изучения мотивации учения анализируются: для выделения группы интеллектуально достаточных школьников с недостаточным уровнем развития мотивации учения; для сравнительного анализа по классам с целью определения тенденций в формировании мотивации и влиянии стиля преподавания учителя на ее формирование у школьников. При изучении личностных особенностей (анализ проективных тестов) выделяются группы школьников, имеющих тенденции к низкой самооценке; с проявлением агрессивности, тревожности, для формирования рекомендаций учителям и родителям. Выявление межличностных отношений и статуса ребенка в классе используется метод социометрии.

По итогам первого минимума заводится папка на каждый класс с развернутыми протоколами полученных данных. При необходимости планируются мероприятия.

Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу. Основная цель – мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся, создание благоприятных психологических и социально-педагогических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.

Два этапа: в апреле – в 4-х классах и в октябре – в 5-х классах. Основная задачав четвертом классе – выделение групп учащихся, которые по опредленным характеристикам отличаются от всего обследуемого контингента. Это:

· Учащиеся, склонные к дезадаптации, имеющие нарушения в коммуникативной сфере;

· Учащиеся, имеющие особенности учебной деятельности (темп, утомляемость, мотивация, низкие показатели успешности в учебной деятельности);

· Учащиеся, имеющие особенности развития в личностной, социальной и эмоциональной сферах (недостаточно развиты навыки сотрудничества, неустойчивая сниженная самооценка, несформированное представление о себе, неадекватное эмоциональное реагирование и т.д.).

Результаты интеллектуальных тестов позволяют оценить общий уровень развития интеллекта, а также темповые характеристики деятельности. Соотнесение с успешностью в учебной деятельности дает основание выделить группы школьников, у которых существует прогноз снижения успешности в учебной деятельности в пятом классе.

Методики для четвертого класса: матрицы Равена, проективные рисуночные тесты, карта наблюдения для учителя, методика «Незаконченные предложения» и другие.

Рисуночная методика (например, «Несуществующее животное») используется для исследования актуального эмоционального состояния, самооценки, агрессивности, тревожности. Первоначально определяется круг сфер, необходимых для исследования. Это могут быть отношения со сверстниками, отношение к школе, удовлетворенность положением в классе, отношение к себе, к учению.

Результаты по всему психодиагностическому минимуму используются для организации коррекционно-развивающей работы с учащимися четвертых классов.

В пятом классе психодиагностические исследования начинаются после мероприятий, проводимых для адаптации. Цель диагностики в пятом классе – содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы. Рекомендуемые методики: социометрия, тест школьной тревожности Филипса.

Третий психодианостический минимум. Проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы. Данные психодиагностических обследований учащихся могут обеспечивать формирование профилей и служить основанием для комплектования профильных классов, создания новых профилей. Методики: анкеты для учащихся и родителей, карта интересов, школьный тест умственного развития, методика измерения мотивации учения.

Возможный перечень методик:

Общее интеллектуальное развитие учащегося:

· Таблицы Равена (до 8 лет – детский вариант, после 8 лет – взрослый);

· 3-6 классы – ГИТ;

· 7-11 классы – ШТУР;

· Культурно-свободный тест на интеллект Кетелла;

· Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Оценка уровня развития познавательных психических процессов:

· Уровня развития внимания по таблицам Шульте и тесту Э.Ландольта (концентрация, переключение, распределение, произвольность);

· Памяти (объем, оперативная, долговременная, кратковременная, особенности запоминания)

· Восприятия (ведущая сенсорная система);

· Речи (способность к вербальной рефлексии, словарный запас)

· Понятийных форм мышления (по методике В. М. Астапова)

Диагностика эмоционального состояния и адаптационных ресурсов ребенка:

· Методика САН;

· Тест школьной тревожности Филлипса;

· Тест «Субъективное время» - классическая психофизиологическая проба на работоспособность;

· Анкета на оценку эмоционального отношения к школьным предметам и педагогам (Т.Ю. Федотова, М.И. Шихалеева)

Школьной мотивации и адаптации:

· Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова);

· Карта наблюдений Д.Скотта;

· Тесты готовности к обучению в школе;

· Тесты готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков

Диагностика личностных отклонений подросткового возраста

· Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого);

· Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (по А.Е. Личко);

· Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса в адаптации Гришиной Н.В.);

· Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) (адаптация методики Д.Роттера в авторстве Бежина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.)

Личностные особенности ребенка:

· Опросник Кеттелла (полный и сокращенный варианты; для младших школьников, подростков и взрослых людей)

Профориентационные диагностики:

Для 5 – 7 классов:

· Изучение профессиональной мотивации учащегося (Л.А. Головей);

· Исследование мотивации к достижению/избеганию неудач А. Мехрибиана;

· Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича);

· Определение уровня общего интеллектуального развития (Краткий отборочный тест Вандерлика);

· Изучение отношения к учению и учебным предметам (Г.Н. Кузнецова).

Для 7 – 11 классов

· Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов);

· Карта интересов (А.Е.Голомшток)

· Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А. Головей);

· Исследование самооценки (Дембо – Рубинштейн);

· Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина);

· Исследование межличностных отношений (Т. Лири);

· Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина);

· Конструктивный рисунок человека (А. А. Карелина).

 

Проведите сравнительный анализ методов строгоформализованной и малоформализованной диагностики. Какие методы психолого-педагогической диагностики являются приоритетными в работе психолога образования? Обоснуйте свой выбор.

Буревич разделил методы диагностики на 2 группы:

· Строгоформализованные (точность, стандартизация, надежность и валидность: тесты, опросники, психофизические методы и проективные методы),

· Малоформализованные (гибкость процедуры проведения, субъективизм диагностических суждений: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности).

ТЕТРАДЬ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ (ЛЕКЦИЯ ЗА 10.09)

Приоритетными методами, скорее всего, будут являться строгоформализованные, т.к. они являются более точными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.