Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.






Активизация — это совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся во всех звеньях учебного процесса.

Выделяют три основных вида активизации на уроке:  бессознательная, непроизвольная активизация;  произвольная, внешняя активизация, стимулирование;  произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы [1].

Во-первых, есть приемы, безусловно активизирующие участников, бессознательно, что называется, на уровне физиологии: проветрили помещение – легче дышится, думается, работается; включили свет поярче – и мысли пояснее стали формулироваться; предложили ребятам работать стоя, а не сидя, и в этом случае активизация происходит безусловно. Даже такой факт, как стаканчик воды в ходе урока. (Вспомните бутылочки с минералкой на столах во время серьезных официальных встреч. В частных школах сегодня это уже имеет место: вода стоит на партах учеников). Как правило, учителя всегда помнят о смене деятельности или форм деятельности. Здесь хочется вернуться к мысли, высказанной нами в связи с проблемами внимания, – соблюдение на уроках принципа контраста ощущений – по звуку (громче, тише), по свету, по содержанию, что позволяет уменьшить монотонию действия и соответственно поддерживать активное внимание учащихся. В этом ряду можно припомнить многое, что улучшает наше самочувствие и способствует более активному протеканию разнообразных психических процессов. Важно, что приемы, опирающиеся на непроизвольность действий учащихся, не требуют от них энергозатрат: это скорее приемы, дающие энергию, а не расходующие ее. И от педагога это требует не так много сил, как в работе с другой группой активизирующих приемов, действующих на уровне сознания учащихся.

Второй вид активизации. Речь идет об активизации произвольной, т. е. требующей сознательного, волевого усилия учащихся на основе внешних побуждающих действий учителя. Это приемы внешней активизации, стимулирующие и побуждающие к активности благодаря привлекательности и действенности внешних стимулов. Активизация возникает как результат стимуляции, то есть внешнего предъявления стимула, побуждающего к деятельности, с понятными и открытыми целями для участников деятельности. Эти стимулы называют реально действующими. В частности, к реально действующим стимулам относятся приемы поощрения, хорошие отметки, обещания не задавать домашних заданий, вопросы учителя, предложения поработать в группе или парах. Такие стимулы вызывают быструю, правда, краткосрочную реакцию. Основная печаль при работе с этой группой стимулов состоит в том, что, как только прекращается их действие, сразу пропадает и активность учащихся. Это верный признак внешней мотивации, когда мотив деятельности связан со стимулом, а не с самой деятельностью. Абсолютный победитель реально действующего стимула среди учащихся, например, старшей школы – «досрочное освобождение» – обещание учителя закончить урок пораньше (это не всегда совпадает с возможностью выйти из класса, но зато минуты тишины и возможности заняться своими делами наступят раньше).

О таком мощном стимуле, как положительное поощрение, оценка, подпитка, и проблемах, которые могут возникнуть в связи с их чрезмерным использованием, интересно написано в книге американских психологов Л. Росса и Р. Нисбетта «Человек и ситуация».

В-третьих, нужно выделить еще один вид активизации, особенно важный для современного этапа развития образования. Этот вид активизации также является произвольным, а значит, предполагает волевое усилие и энергозатраты. Но в этом случае, педагог использует группу приемов, где активизация становится результатом мотивации, то есть пробуждения внутреннего желания, инициативы самого учащегося для осуществления предлагаемой деятельности. В этом случае тоже возможно использование внешних стимулов, но принципиально других – смыслообразующих. Это те задания и предложения, исходящие от учителя, которые для учащегося личностно значимы, актуализируют в нем не просто функцию ученика, а скорее его человеческую сущность – обращение к личному жизненному опыту, самостоятельная формулировка разнообразных проблемных вопросов и ситуаций, самопознание, самоопределение, самоанализ, творческие задания, побуждающие к поиску собственных способов и вариантов решения задач.…

В самом общем виде можно выделить традиционно используемые формы и методы активизации:
- индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т. п.);
- тренинговые процедуры;
- профориентационные игры и упражнения;
- специально организованные дискуссии;
- использование элементов дискуссий-экспромтов в рамках лекций и семинаров (для большей эффективности обычно такие " экспромты" также специально готовятся);
- активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения);
- совместное с клиентом (или с классом) рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения;
- использование собственных примеров консультанта или преподавателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интересными и убедительными для клиентов) и др.

Если исходить из реальности профконсультационной практики, то можно выделить следующие обобщенные схемы (модели) активизирующего воздействия на клиентов и разные аудитории:

1. Вариант " Прелесть". Общая схема активизирующего воздействия примерно следующая: сначала у клиентов вызывается состояние восторга, клиенты просто очарованы таким " прелестным" профконсультантом (консультант обычно демонстрирует свое обаяние, мастерство и эрудицию). После чего " очарованные" таким образом клиенты с готовностью воспринимают любые рассуждения и рекомендации психолога. К сожалению, достигнутый эффект " очарования" почти не оставляет возможностей для самостоятельных размышлений и переживаний клиентов, то есть активизирующий эффект крайне низкий (хотя все при этом очень довольны).

2. Схема " Проблемного обучения" предполагает специально созданные ситуации " удивления" клиента, после того как ему не удается решить предложенную задачу (внешне такую простую) своим обычным способом. Клиент как бы сам обращается за помощью к консультанту, а психолог-консультант с помощью системы небольших подсказок подводит клиента к самостоятельному поиску нового средства решения задачи. При удачной реализации данной схемы активизирующий эффект может быть достаточно высоким. Главная проблема - разработать системы усложняющихся подсказок под конкретные задачи-ситуации.

3. Схема " Незавершенного действия" предполагает первоначальную интригу со стороны психолога и даже начало совместной деятельности по решению данной проблемы (осмыслению ситуации самоопределения). Но в самый интересный момент, когда у клиентов уже возникло ощущение, что они на правильном пути, работа прекращается. Расчет на то, что уже включенные в деятельность клиенты продолжат ее за рамками занятия или консультации. И здесь активизирующий эффект может оказаться значительным. Важно лишь выбрать удачный момент для резкого прекращения совместной работы.

4. Схема " Психолого-педагогического поступка" самого профконсультанта. Сначала следует заинтриговать клиентов (учащихся) какой-то важной проблемой (обычно ценностно-нравственного плана). Далее преподаватель как бы невзначай начинает размышлять вслух в присутствии аудитории. Предполагается, что такие размышления носят нешаблонный и в чем-то даже парадоксальный характер, что может вызвать у клиентов первоначальное непонимание и даже элементы агрессии (ведь известно, что любое серьезное отклонение от существующих шаблонов и стандартов осуждается, в том числе и в подростковых аудиториях). Поэтому проводить такую работу следует очень осторожно, также рассчитывая при этом на " отсроченный эффект".

5. Схема " Специально организованной дискуссии". Предполагается, что психолог сначала должен также заинтриговать учеников определенной проблемой, то есть спровоцировать желание обсуждать ее. Но, как известно, импровизированное обсуждение часто превращается в хаос (редкие исключения относятся к " культурным" аудиториям). Поэтому очень важным условием реализации такой схемы является совместная выработка правил совместного обсуждения. Другим важным условием является выделение наиболее спорных вопросов и разных точек зрения (из-за которых обозначается разногласие). Наконец, важно и такое условие, как специальная подготовка участников дискуссии. Естественно, при проведении таких дискуссий профконсультант не должен открыто поддерживать какую-то из спорящих сторон, не позволять себя эмоционально втягивать в спор. Его задача - лишь организовывать процесс совместного размышления. Напомним также, что результат дискуссии - это не столько получение " окончательной истины", сколько сам факт совместного размышления над сложной проблемой, прояснение своих позиций и знакомство с иными точками зрения.

6. Схема занятия, близкого к " тусовке". В основе работы лежит создание особой " атмосферы" элитного (или псевдоэлитного) обсуждения тех или иных проблем самоопределения. Само обсуждение обычно организуется со ссылками на популярных в определенной среде авторов, с использованием изысканных (или псевдоизысканных) выражений и интонаций, а также с " легким жонглированием" сложных научных (или псевдонаучных) терминов и понятий. Надо быть реалистами и признать факт существования немалой группы клиентов, которым важен не столько результат размышлений над проблемами самоопределения, сколько сам процесс таких размышлений, где наиважнейшим становится внешне эстетическое (" тусовочное") оформление подобных обсуждений. Стремление к такой псевдоэлитарности можно объяснять разными причинами, но это также может рассматриваться как один из вариантов работы с определенными группами клиентов...

7. " Академическая схема" построения взаимоотношений с аудиториями (или с клиентом) предполагает логически обоснованное и в чем-то даже методичное изложение разных позиций, их обобщение и четкие выводы. Для реализации такой схемы и получения желательных активизирующих эффектов необходима подготовленная аудитория, что в большинстве случаев является редкостью. Ранее уже говорилось о такой характеристике активизирующей методики, как " двухплановость" действия. Так вот, " академическая схема" предполагает ярко выраженный план воображения и готовность аудитории работать с научными абстракциями. К сожалению, в большинстве случаев такая схема активизации оказывается непригодной для обычных аудиторий учащихся (хотя, слава Богу, иногда бывают и исключения).

8. Схема организации подлинного диалога с клиентом (или с группой). Опыт показывает, что часто для построения такого диалога все-таки требуется определенная подготовительная работа (определенная готовность клиента к диалогу, создание мотивационной основы для диалога и т. п.). Именно организации такого диалога, позволяющего " активизировать" клиента, а затем и формировать его готовность к самостоятельным и осознанным действиям, то есть выводить его на уровень " активности" и посвящено данное пособие.

47. Раскройте цели, задачи профориентационной работы в школе.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели профориентационной работы в школе:
– подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

- Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.

- Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.

- Развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей.

- Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.

- Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.

- Пропаганда востребованных в обществе профессий. - Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.

- Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.