Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе






Главное положение психологической теории деятельности А. Н.Леонтьева заключается в том, что психика есть «функциональный орган» деятельности и поэтому не может быть изучена отдельно от нее (понятие «функциональный орган» было введено в науку, как мы уже говорили, А.А.Ухтомским).

Каждый орган (в том числе функциональный) выполняет в той системе, в которую он входит, определенную работу. Психика выполняет в жизни субъекта ориентировочно-регулирующую функцию, т.е. решает задачи 1) отражения мира, в котором субъект действует, и 2) регуляции на основе полученного образа мира деятельности субъекта. Психическое отражение мира субъектом имеет особый характер. Для того чтобы подробнее познакомиться с его особенностями, обратимся к философской категории отражения и его формам в живой и неживой природе.

В современной отечественной философской литературе категория отражения по известным причинам является «немодной», так как связывается с так называемой ленинской теорией отражения. По мнению В.А.Лекторского, сам термин «отражение» является крайне неудачным, «ибо вызывает представление о познании как о следствии причинного воздействия реального предмета на пассивно воспринимающего это воздействие субъекта» [58, 179].

Однако, на наш взгляд, это слишком узкое определение категории отражения, которое в марксистской философии определяется как «сторона взаимодействия», а взаимодействие может быть самым разным, в том числе активного, деятельного субъекта с миром, в котором он живет1. В «Кратком философском словаре» отражение определяется как «свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем» (52, 224]. В ряде философских и психологических работ выделяют разные виды отражения, свойственные различным системам неживой и живой природы. Мы воспользуемся классификацией форм отражения в деятельностном подходе, данной П.Я.Гальпериным [19].

П.Я.Гальперин выделяет четыре уровня (вида) действий, которым соответствуют разные формы отражения мира (отражение, как уже говорилось, есть сторона взаимодействия).

Первый уровень — уровень физических действий. Взаимодействие двух физических объектов приводит к появлению отпечатков (следов) на их поверхности или каким-либо другим изменениям их структуры. Особенностью физического отражения является принципиальная «безразличность» данного следа для физического объекта; например, этот след никак не используется им для продления времени своего существования. Напротив, различные физико-химические процессы, происходящие в результате отражения одним физическим объектом другого, могут привести к возрастанию деструктивных процессов в них и даже к полному разрушению объектов.

Для живого существа характерно уже небезразличное отношение живой системы к обмену веществ между ней и средой — обмен веществ не только не разрушает живую систему, а, напротив, поддерживает ее существование. Поэтому отражение среды организмом активно. П.Я.Гальперин называл этот уровень действий живой системы уровнем физиологических действий, предполагая при этом необходимость особого типа отражения — физиологического. Активность живой системы выражается на этом, втором, уровне в определенном учете меняющихся условий среды (так, например, в жаркий летний день устьица листьев некоторых растений закрываются для уменьшения испарения воды и предотвращения необратимых ее потерь) и поддержании на должном уровне постоянства внутренней среды организма, для чего существуют специальные системы контроля и регуляции. Многим живым организмам вполне достаточно таких форм активности и соответствующих форм отражения мира для продолжения своего существования и размножения (представители царства растений живут подобным образом).

Однако с появлением необходимости существования в иных условиях, требующих новых форм активности и соответствующих форм отражения, что происходит в филогенезе с возникновением предметно расчлененной среды, появляется собственно деятельность субъекта и психика как особая форма отражения субъектом его мира на смысловом уровне (П. Я. Гальперин назвал этот уровень — третий в его классификации — уровнем действий субъекта). Далее следует уровень действий личности, который мы рассмотрим позже, поскольку не определили еще понятие «личность».

Для понимания специфики психического отражения необходимо более подробно остановиться на важнейших для школы А.Н.Леонтьева психологических категориях «психика» и «смысл» в их соотношении с категорией «деятельность».

Научный этап развития психологии.

1. Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Хотя В.Вундт придерживался традиционных для донаучной психологии взглядов и методов (структура сознания, ассоцианизм, метод интроспекции), широкое использование эксперимента было, несомненно, новаторством.

 

После открытия лаборатории Вундта, на рубеже XIX и XX веков, начинают возникать новые научные психологические теории. Это очень разные направления, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии. По сути, в это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего, существуя в противоположность друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Он важен для нашего обсуждения в связи с тем, что в нем происходит трансформация предмета психологии, и в том, что в этот период зарождается современная психология, не только теоретическая, но и практическая.

 

2. Одним из наиболее важных для развития психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии – в одно из важных направлений философии XX века. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые, поэтому, либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, оговорок и т.д.)

З. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений – стремления к любви и жизни (либидо) и стремления к смерти и разрушению (мортидо). Основное место в исходной концепции З.Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой им либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.

Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия) – центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников.

Итак, в психоанализе предметом изучение стала динамика отношений между бессознательным и сознанием.

 

3. Другим деятельным направлением, также существующем до настоящего времени, и которому так же, как и психоанализу, иногда приписывается «революционное» значение, стал в начале XX века бихевиоризм (от английского слова behavior – поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958). Бихевиоризм складывается как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны. Наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами.

В качестве описательной и объяснительной Дж. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул, порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию, и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. Поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками и крысами, распространяются и на человеческое поведение.

 

4. Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение направления связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это произошло в 50-60 гг. XX века.

В центре гуманистической психологии – понятия становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В отличие от психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

Задача человека, по А. Маслоу, стать тем, чем возможно, - а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состоятся.

Предмет психологии здесь – процесс личностного роста.

5. Отечественная психология пошла по другому пути. Основы ее также закладывались в конце XIX – начале XX вв.

Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая психология», разработанная Л.С. Выготским (1896-1934).

Л. С. Выготский в своих теоретических построениях опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему как к философскому учению. Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается, согласно положениям марксизма, в использовании человеком орудий труда для преобразования мира. Л.С. Выготский задается вопросом: возможно ли найти нечто аналогичное применительно к внутреннему психологическому миру человека? И также орудия есть, и именно они делают возможным произвольное поведение, логическое запоминание и т.д. Он различает два уровня психологического – натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Одна из важнейших характеристик ВПФ является опосредованности, т.е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Основные идеи Л.С. Выготского продуктивно разрабатываются и сейчас, причем не только в психологии, но и в дефектологии, педагогике, культурологи и т.д.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - теория деятельности. Внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Поэтому, изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

Один из важнейших принципов – принцип «интериоризации – экстериоризации».

Итак, предмет психологии у Л.С. Выготского – формирование ВПФ, а у А.Н.Леонтьева – деятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.