Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзестенциально-феменологическое направление в гуманистической психологии.






Каждое новое направление в науке определяет свои позиции через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала не­полноценность ведущих западных психологических направле­ний в том, что они игнорировали такие конституирующие при­знаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. Гуманистическая психология выступила с призывом понять че­ловеческое существование во всей его непосредственности. На этой основе, несмотря на некоторые теоретические расхождения, многие гуманистически ориентированные теории объединились в движении за человеческий потенциал («третьей силы»).

Экзистенциально-феноменологическое на­правление в гуманистической психологии

Рассматривая гуманистическое направление в теории лич­ности, нельзя обойти вниманием родственный ему по методо­логическим корням и ставший его частью экзистенциально-феноменологический подход, благодаря которому идеи гумани­стической психологии обрели прикладную основу и завоевали по­пулярность среди многих психологов за глубинный гуманизм, а также как эффективное направление психотерапии, психокор­рекции и психологического консультирования.

Методологическая основа экзистенциальной психологии фор­мировалась под влиянием обретшей в первой половине XX века силу и авторитет в Европе и США экзистенциальной философии. Экзистенциальная философия стала популярной в культурных и научных кругах благодаря новому, гуманитарному (если быть точным, эзотерическому - авт.) взгляду на природу человека, его бытие и сущность. Экзистенциалистский взгляд на че­ловека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в кон­кретный промежуток времени и пространства.

Труды М. Хайдеггера и К. Ясперса послужили своего рода мостом к психологии и психиатрии. Их принципиальная идея заключалась в том, что индивид есть бытие в мире. Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Сущность человека заключается в его существовании (эк­зистенции). Он не существует как вещь, объект или тело, взаи­модействующее с другими вещами, составляющими Мир. Мир -это не мир вещей, это форма существования или бытие. Люди су­ществуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существова­ние, поскольку есть раскрывающее его Бытие.

Бытие и Мир - едины. Иными словами, то, что нас окружает, и мы сами является плодом того, что традиционно принято на­зывать сознанием. Таким образом, экзистенциальная психоло­гия - наука о человеческом сознании и субъективной реально­сти, которая является отражением жизни в образе индивидуаль­ного жизненного пути.

Экзистенциальная психология в том виде, в котором она су­ществует в настоящее время, представлена, главным образом, в трудах Л. Бинсвангера, М. Босса и Р. Мэя, где отражены ее ключевые теоретические позиции:

1. Отрицание принципа причинности в психологии (каузальности, детерминизма и материализма). Утверждение, что в человеческом существовании нет причинно-следственных отношении, а, в основном, есть лишь последовальность поведенческих событий. Поэтому психология не походит на другие науки и не должна строиться по той же модели, что они. Она требует собственного метода - феноменологии - и собственных понятий — «бытие-в-мире», «модус су­ществования», «свобода», «ответственность», «становление», «трансценденция» (выход за пределы личного опыта, а также возможность проявления экзистенции и недостижимая полнота всех экзистенций - авт.) и многих других.

2.Вместо понятия «каузальность» (причинность) экзистенциальная психология предлагает понятие «мотивация». Мотивация всегда предполагает понимание - верное или неверное - отношений между причиной и следствием. Каузальность мало относит­ся - или вообще не относится - к поведению человека. Мотивация и понимание - основные принципы при экзистенциальном анализе поведения.

3.Экзистенциальная психология утверждает единство индивида-в-мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, разрывает на части человеческое существование. Каждый психический акт - это феномен (в экзистенциальной психологии - непо­вторимая проекция объективной реальности или субъективная реальность - прим. авт.) проявления данного единства.

4. Экзистенциальная психология также отрицает, что за фено­менами стоит нечто, что их объясняет или служит причиной их существования. Феномены есть то, что они есть во всей непосред­ственности. Дело психологии - более тщательное описание фено­менов. Цель психологической науки - феноменологическое опи­сание, а не объяснение и не доказательство.

5. Для экзистенциального психолога реально то, что может быть увидено или прожито. Истина обнаруживается или раскры­вается в феноменах человеческого бытия. С точки зрения экзи­стенциальной психологии, изучать - значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятости.

6. Экзистенциальная психология твердо противостоит взгля­дам на индивида как на вещь или материальный объект исследо­вания. Такие взгляды - воплощение дегуманизации людей. Человек свободен в своих решениях и полностью ответственен за свое существование. Свобода есть нечто, что есть сами люди. Люди должны принимать на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотят того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны как минимум за одну человеческую жизнь - свою собственную. Избегать свободы и ответственности - значит быть не подлинным (неаутентичным). Аутентичный жизненный путь предпола­гает целостное творческое самоосу­ществление. Именно этот принцип экзистенциальной психологии связывает ее с гуманистическим движением (движением за человеческий потенциал) в психологической науке.

7. Экзистенциальная психоло­гия отрицает эволюционную доктри­ну. Экзистенциалисты полагают, что люди - уникальные существа среди всех на Земле; им нельзя найти ме-сто в филогенезе животного мира, не разрушая при этом человеческой сути. Человек - не животное, поэтому нельзя переносить на людей открытия, сделанные при экспериментировании с животными.

8. Экзистенциальная психология признает, что человеческое существование имеет основу, например, наследственность или даже судьбу, но люди свободны создавать на этой основе многое соответственно своему внутреннему выбору, что недоступно дру­гим видам (в экзистенциальной психологии это получило назва­ние «интенциональность» - авт.). Как отмечал Ж.-П. Сартр: «Я есть мой выбор».

«Бытие-в-мире о - это фунда­ментальное понятие экзистенци­альной психологии. Вся струк­тура человеческого существова­ния базируется на этом явлении. Бытие-в-мире есть сугубо чело­веческое существование. Мир не имеет существования, отдельного от людей. Люди и вещи, ко­торые они раскрывают, взаимозависимы в своем сосуществова­нии. Человек не придает смысл объектам; они сами открыва­ют свои смыслы человеку, когда он открыт для их принятия.

Люди - это просвет, в котором все, что есть в мире, действитель­но высвечивается, возникает, появляется (отражается - авт.) как феномен. Основная характеристика человека - его откры­тость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем.

Бытие-в-мире устраняет разрыв между субъектом и объектом и восстанавливает единство человека и мира. Мир человеческого существования объемлет три пространства: 1) биологическое или физическое окружение, 2) человеческую среду и 3) самого чело­века, включая тело.

Другой базовой категорией является «бытие-за-пределами-мира» (человеческие возможности). Экзистенциальная психоло­гия подходит к человеческому существованию, полагая, что люди существуют в мире, но они стремятся выйти за его пределы. Это предполагает разнородные возможности человека в трансцендировании (выходе за пределы себя - авт.) из мира пребывания и выход в новый мир. Поскольку, лишь актуализируя свой потен­циал, люди могут жить аутентичной жизнью.

Чтобы люди могли осуществить мудрый выбор, им необходи­мо глубоко осознавать возможности своего существования. А для этого необходимо, чтобы возможности раскрылись для челове­ка. Однако в реальной жизни приближению к собственной экзи-стентности препятствует ряд факторов: отсутствие мудрости, пра­во каждого на неправильный выбор, влияние социального окру­жения, в том числе родительского воспитания и, наконец, страх перед Ничто (смертью).

Экзистенциальная психология была первым направлением психологической науки, в котором была сделана попытка кон­цептуально рассмотреть проблему смертности и конечности Бы­тия в структуре человеческого опыта. Ничто есть присутствие не-Бытия в Бытии. Знание о смерти не оставляет людям выбора кроме жизни в некотором постоянном отношении к смерти. Неиз­бежная конечность бытия-в-мире накладывает на человека ответ­ственность за максимальную реализацию каждого момента суще­ствования и за последствия своего существования. Смерть - аб­солютное Ничто, но есть и другие, не столь абсолютные способы вторжения не-Бытия в Бытие - например, отчуждение и изоля­ция от мира, деструктивное поведение и т. п. От того, насколь­ко возможности существования реализуются человеком, зависит представленность не-Бытия в Бытии.

С точки зрения представителей экзистенциальной психоло­гии, существование индивида - событие историческое. Пребывание в мире всегда означает пребывание одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Если мы вспоминаем нечто из прошлого, это означает, что наше существование здесь и сейчас открыто про­шлому. Точно так же, когда мы заглядываем вперед, в будущее, наше бытие в этот момент открыто будущему. В идеале бытие должно быть открыто всему прошлому человека, всему будущему, как и всему настоящему.

В исторических же событиях отражены различные возможности человеческого существования.
Наиболее важным из экзистенциальных понятий, связанных с развитием, является понятие «становление». Существование не статично; оно всегда - процесс актуализации своих возмож­ностей. Становление предполагает направленность и непрерывность, но направленность может меняться, а непрерывность разрушаться. Становление человека и становление мира всегда связаны; это - состановление. С ростом и расширением внутреннего мира человека растет и расширяется внешний мир. По той же логике, если один останавливается в росте, останавливается и другой. В экзистенциальной психологии моделью саморазвития выступает активное, субъектное достижение личностного совершенства. В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного лич­ностного потенциала. Личность ориентирована на будущее, а не на прошлое. Детерминация личностного развития выбором опре­деленного будущего активизирует врожденные процессы симво­лизации, что способствует откры­тию личностью новых, более глубоких смыслов.

Развиваясь и двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах. Экзистенциальные психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно характерно во времена глу­боких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путе­водными вехами для жизни или для нахождения смысла своего существования. Подлинность бытия предполагает наличие этих болезненных моментов в жизни и нахождение в себе смелости че­рез переживание чувства собственного достоинства сохранять це­лостность и способность выбирать будущее.

Экзистенциалисты утверждают, что единственная «реаль­ность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое направление.

И экзистенциалисты, и феноменологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические объяснения и внешнее поведение являют­ся вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Феноме­нологический анализ актуального человеческого бытия предста­вителями экзистенциальной психологии осуществляется путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, люб­ви и одиночества, смысла существования. Единственной реаль­ностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное чело­веческое переживание.

Феноменологическое направление теории личности подчер­кивает идею о том, что поведение человека можно понимать толь­ко в терминах его субъективного восприятия и познания действи­тельности. Феноменологи полагают, что именно внутренняя си­стема отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внеш­него поведения человека. Феноменологическое направление отри­цает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально су­ществует само по себе как неизменная действительность для всех.

Первоначально феноменология, как методологическая пози­ция, использовалась в работах гештальтпсихологов (М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и др.) для исследования феноменов таких психических процессов, как восприятие, научение, запоминание, мышление, чувствование, но не для изучения лично­сти. В последующем экзистенциальная психология воспользова­лась этим опытом для освещения тех феноменов, которые приня­то относить к сфере личности. Экзистенциальную психологию, таким образом, можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую методологию фе­номенологического анализа.

Принципиальных различий между экзистенциальным и фе­номенологическим подходами в гуманистической психологии нет. Их, скорее, можно отнести к авторским терминологическим вариациям в раскрытии тех или иных взглядов на личность. Эти подходы имеют общие корни, гармонично дополняют друг дру­га и, по сути, неразделимы. Поэтому нередко в психологиче­ской литературе встречается формулировка «экзистенциально-феноменологический подход» для более точного определения на­учной позиции в рассмотрении проблемы личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.