Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные пособия






Ожидаемые результаты

В результате изучения дисциплины студент должен:

· знать основные категории и понятия культуры, ее структуру и функции; наиболее значимые концепции культурологического знания; место и роль в культуре профессиональной сферы

деятельности, базовые ценности культуры;

· иметь представление о типологических и семиотических структурах культуры; об особенностях культурных эпох, характере и тенденциях современной культуры; о месте национальной культуры в общемировой; о специфике культурологического анализа процессов и явлений;

  • уметь выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического

знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной

жизни, так и профессиональной деятельности; работать с гуманитарными текстами; формировать и обосновывать личную позицию;

  • обладать навыками поведения, свойственного культурному человеку.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

I. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1. Предмет и задачи культурологии.

Культурология как наука. Философские обоснования и определения культуры. Культурология как общая теория культуры. Основные категории и понятия культурологии. Методологические и теоретические основы культурологии. Исследование культурологических явлений и процессов. Связь культурологии с другими науками. Проблема синтеза культурологического знания. Функции культурологии.

1.2. Генезис культуры

Предпосылки возникновения культуры. Возникновение человека разумного как условие становления культуры. Первые материальные и духовные проявления культуры. Синкритический характер первобытной культуры. Памятники первобытной культуры. Культура как деятельность и поведение людей. Культура как социальная память человечества. Открытость категории “культура”.

II. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

2.1. Возникновение культурологии и основные этапы ее развития.

Мифологические представления о происхождении культуры в древних цивилизациях. Роль античной философии в осознании культуры и культурности. Ренессанское представление о культуре, понимание гуманистами значения цивилизации и роли личности в развитии культуры. Философско-теоретическое осмысление культуры в Новое время. Развитие социальных наук и их роль в определении предмета культурологии. Формирование конкретных наук о культуре и методов изучения культуры как общественного явления.

2.2. Культурологические теории ХХ века

Становление современной культурологии. Цивилизационные подходы к изучению культуры. Противопоставление культуры и цивилизации у О.Шпенглера. оциокультурная теория П.А.Сорокина. Структурная антропология К.Леви-Строса. Влияние идей М.Вебера на современную науку. Концепция игровой культуры (Й.Хейзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе.

 

III. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

3.1. Проблема типологизации культуры.

Многообразие подходов к понятию “тип культуры”. Ведущие основания типологии культуры: исторические, формационные, цивилизационные, сословно-групповые, религиозные, этнические и др. Взаимосвязь и взаимовлияние различных типов культур.

3.2. Античная культура

Социально-экономические предпосылки расцвета материальной и духовной культуры античности. Миф в структуре античной духовной культуры. Развитие философии, естествознания, истории и искусства: идеализация, реализм, гедонизм.

Архитектура, эпос, скульптура, театр как ведущие виды античного искусства. Культура и искусство Рима. Римское право, ораторское искусство в системе духовных ценностей древнеримской культуры. Проблема культурно-исторического наследия. Античность и современность.

3.3. Культура средневековья

Особенность европейского средневековья и его культуры. Влияние феодальной раздробленности на культуру средневековой Европы. Формирование монастырской культуры. Средневековые университеты и их роль в развитии культуры средневековья. Средневековое искусство и его специфика. Народная культура и средневековой эпос. Значение средневековой культуры в мировой историко-культурном процессе.

3.4. Культура Возрождения и Нового Времени, Реформации, Просвещения

Специфические черты культуры Возрождения: идея самоценности и самодостаточности человеческой личности, гуманизм, универсализация, восстановление античного принципа гедонизма. Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения (Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Р.Рабле). Позднее Возрождение и кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Утопизм как элемент культуры эпохи Возрождения (Т.Мор и Т.Кампанелла). Реформация как идеологическая и культурная революция (М.Лютер, Ж, Кальвин, Т.Мюнцер). Социально-культурные аспекты Реформации. Мировоззрение и идеология Просвещения. Особенности культуры Просвещения: исторический оптимизм, антикрепостническая направленность, многообразие и плюрализм философских, этических и эстетических учений. Идеи Просвещения в европейской художественной культуре (литература, театр, музыка, изобразительное искусство).

3.5. Культура ХIХ - ХХ вв.

Основные черты культуры 19 века. Идейные искания романтизма, индивидуализма в художественной культуре ХIХ в. Романтизм и реализм (Гете, Диккенс, Стендаль, Бетховен). Взаимосвязь и взаимодействие искусств. Кризис религиозного сознания (А.Шопэнгауэр, Ф.Ницше) и его отражение в культуре. Натурализм в искусстве. Отражение социальных противоречий Х1Х-ХХ вв. В культуре. Начало научно-технической революции. Культурологическое содержание крупнейших научных открытий ХХ века и технических достижений. Глобальные проблемы современности и их отражение в конце ХХ века. Множественность культур, традиций, направлений, школ, стилей и течений в культуре ХХ века (кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, модернизм и постмодернизм).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Справочная литература

Кравченко А. Культурология: Словарь. М.: Академический проект. 2003.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.

Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. СПб.: Университетская книга, 1998.

Теоретическая культурология. М.-Екатеринбург, 2005.

 

Учебные пособия

Багдасарьян Н.Г. Культурология. М.: Юрайт, Высшее образование, 2010.

Викторов В.В. Культурология. М.: Вузовский учебник, 2007.

Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: РОССПЭН, 2005.

Гуревич П.С. Культурология. М.: «Юнити-Дана», 2011.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник для вузов. М., 2011.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

Кармин А.С. Культурология. СПб.: Лань, 2011.

Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2006.

Культурология /Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.

Культурология /Под ред. Драча Г.В., Штомпель О.М. СПб.: «Питер», 2011.

Культурология /Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.: «Юрайт», 2010.

Культурология: Курс лекций, Учебное пособие /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Библионика, 2007.

Очерки по истории мировой культуры /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.