Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные особенности организации и проведения занятий физическими упражнениями с лицами пожилого возраста.






Старение – это длительный биологический процесс постепенного снижения функциональных возможностей всех органов и систем, начинающихся задолго до наступления старости. Старость же – это закономерный этап индивидуального развития. Существенной особенностью стареющего организма является замедленное приспособление функциональных систем к изменяющимся условиям. Возрастные изменения происходят во всех органах и системах

С возрастом слабеет сократительная сила сердечной мышцы; понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, происходят изменения и в дыхательной системе: понижается эластичность легочной ткани; ослабевают межреберные дыхательные мышцы.

Основными задачами в процессе физического воспитания людей пожилого и старшего возраста являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья, предупреждение, устранение или ослабление возрастных изменений, расширение функциональных возможностей и повышение работоспособности организма.

2. Восстановление старых и формирование новых жизненно необходимых двигательных навыков и умений.

3. Привитие знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и самостоятельному применению средств физического воспитания в быту.

К пожилому возрасту относят: мужчин от 60 до 75 лет и женщин от 55 до 75 лет.

Физическое воспитание людей пожилого возраста осуществляется при различных формах организации занятий: занятия в группах здоровья, занятия ЛФК, самостоятельные занятия

В процессе занятий физической культурой в старшем возрасте особое значение имеет контроль за состоянием здоровья. Максимальную ЧСС определяют по формуле

ЧСС = 190 - возраст (лет)

В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.

К числу основных средств сохранения и восстановления здоровья в пожилом возрасте относятся:

· утренняя гигиеническая гимнастика;

· основная гимнастика;

· лечебная гимнастика;

· дыхательная гимнастика.

В обще-оздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах и другие аэробные упражнения циклического характера. Применяются также такие игры, как городки, бадминтон. Даже настольные игры (лото, шашки, шахматы, домино и др.) способны поддерживать интеллектуальную активность и нормальное психологическое состояние лиц данного возраста.

Физическое воспитание людей пожилого возраста проводится на самодеятельных началах и осуществляется при различных формах организации занятий:

· коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.)

· групповые и малогрупповые (занятия ЛФК);

· самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Группы формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в группе15-20 чел. Занятия носят обще-оздоровительный характер для людей, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 45-60 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока - 40-45%, в дальнейшем может постепенно увеличиваться до 60%. В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 ОРУ, чередуемых с ходьбой и бегом. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4--6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8--20 раз.

Средства и содержание профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)

Профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

ОФП служит основой ППФП.

Задачи ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.

ППФП строится на основе и в единстве с общей физической подготовкой.

Для построения конкретных методик и содержания профессиональной деятельности являются следующие показатели:

— типичные трудовые действия, операции;

— основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

— двигательная активность, физическая нагрузка и ее направленность;

— характер психической и психофизической нагрузки;

— климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия;

— профессиональные вредности и заболевания;

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Средства ППФП. Основными средствами ППФП служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности.

Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:

а) развитие профессионально важных физических способностей;

б) воспитание волевых и других психических качеств;

в) формирование и совершенствование прюфессионально-прикладных умений и навыков;

г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В качестве средств ППФП широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.

Формы занятий по ППФП. В средних специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1) академические учебные занятия. Комплексные учебные занятия могут включать: а) средства ОФП и профессионально-прикладной физической подготовки; б) только средства ППФП. Специализированные занятия имеют более узкую, избирательную направленность;

2) занятия в период учебной практики;

3) спортивно-прикладные соревнования.

4) самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.