Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности тренерской деятельности






1.постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных.

2.вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников.

Третьей особенностью тренерской деятельности является ее стрессогенностъ и период соревнований - тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение.

Для тренера практически не бывает выходных дней, так как в будние дни он проводит тренировки, а в выходные - курирует своих спортсменов на соревнованиях. Это создает напряженность в семейных отношениях и трудности в воспитании собственных детей. Это обстоятельство является одним из главных факторов, лимитирующих представительство тренеров-женщин в командах мастеров. Они более обременены семейными делами, воспитанием детей.

Бесконечные переезды с места на место, проживание в непривычных, подчас некомфортных условиях тоже не способствуют установлению нормального ритма жизни тренеров, что усиливает их нервно-эмоциональное напряжение.

6.шестая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, - с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общении с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой.

Седьмая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, - это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем.

Восьмая особенность - публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается средствами массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.

К основным функциям тренера относятся:

Информационная функция. Тренер выступает перед спортсменами как специалист, источник необходимых знаний. В связи с этим он должен обладать большим запасом знаний по истории спорта, теории и методике спортивной тренировки. Обучающая функция. Тренер осуществляет целенаправленны педагогический процесс. Под руководством тренера спортсмены совершенствуют свои двигательные навыки, умения и физические качества и д.р. Воспитательная функция. Тренер оказывает целенаправленное влияние на развитие личности спортсменов, формирование у них своих взглядов, убеждений. Руководящая функция. В ней наиболее полно выражаются профессионализм и мастерство тренера. Как руководитель тренер несет ответственность за всю ее внутреннюю жизнь, от формирования до достижения высоких спортивных результатов. Административная функция. Тренер организовывает сборы и соревнования, арендует помещения, снабжает инвентарем и д.р. В процессе многолетней работы у каждого тренера формируется индивидуальный стиль руководства командой и общения со спортсменами.

К общим пед. Требованиям относятся:
1) высокий уровень нравственного самосознания;
2) педагогическое образование;
3) широкий идейно-политический кругозор;
4) устойчивые морально-волевые качества;

5) высокий общий культурный уровень;
6) умение управлять собой в любых условиях;
7) хорошие организаторские способности;
8) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности:
1) знание теоретических и методических основ физического воспитания;
2) умение владеть технико-тактическими навыками;
3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
4) способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;
5) умение воспитывать у учеников стремление заниматься спортом;
6) способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.