Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.






Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами:

ощущение;

восприятие;

память;

мышление;

воображение.

Этим процессам сопутствует состояние внимания.

Психические свойства и состояния личности:

- эмоции;

чувства;

воля;

потребности;

мотивы;

интересы;

цели и др.

Индивидуально-типологические особенности личности:

- темперамент;

характер;

способности.

Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Разделы психологии (структура):

1. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека:

педагогическая психология изучает психологические особенности обучения и воспитания человека;

инженерная психология;

медицинская психология:

a) психотерапия;

б) нейропсихология;

в) психофармакология и т. д.

юридическая психология;

военная психология;

психология торговли;

психология спорта;

психология научного и художественного творчества.

. Психология развития изучает, как происходит развитие человека:

возрастная психология (изучает развитие психики в онтогенезе - «индивидуальное развитие от рождения до смерти»);

сравнительная психология (развитие психики в филогенезе - «историческое развитие психики»);

специальная психология (психология аномального развития);

социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах);

общая психология (изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования психики).

Общая психология определяет методологию психологии и методы, которыми пользуется психология.

 

2. Методы психологии:

 

эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.

Основные:

1. Наблюдение - это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.

Этапы научного наблюдения:

) Наличие гипотезы;

) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);

) Фиксация результатов в специальном дневнике;

) Наличие выводов или рекомендаций.

Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.

Виды наблюдений:

. Внешнее наблюдение (за другими людьми);

. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение - первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);

. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное);

. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно).

Объективный - точный, истинный.

Необъективный - ложный.

Субъективный - может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя).

Если человек будет внимательно и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные.

Вспомогательные методы:

1. Опрос - метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.

Виды опросов:

а) беседа;

б) письменный опрос - анкета:

. Тесты - стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.

Личностные опросники.

Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью.

Социометрия - это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности.

Биографический метод - анализируется биография человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.