Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.






Основным непосредственным объектом данного преступления является половая неприкосновенность лица, не достигшего 16-летнего возраста. Кроме того, в качестве дополнительного объекта выступают интересы нормального психического и физического развития несовершеннолетних[1]. Как отмечается, раннее начало половой жизни, особенно при значительной разнице в возрасте партнёров, может приводить к нарушению процесса формирования нравственных установок, касающихся сексуальных отношений, к возникновению у потерпевших циничного отношения к половым контактам. Жертвы таких преступлений чаще демонстрируют распущенность в половой жизни, легче вовлекаются в занятие проституцией. Вовлечение в сексуальные отношения в подростковом возрасте детерминирует совершение в будущем сексуальных преступлений жертвами такого вовлечения[2].

Факультативным объектом выступает здоровье лица, не достигшего 16-летнего возраста. Вред здоровью может причиняться как в связи с недостаточным развитием половых органов потерпевших, так и в связи с возможным наступлением беременности, которая у неполностью половозрелой девушки способна негативно сказаться на её состоянии[3].

Потерпевшими при совершении деяния в форме полового сношения могут быть любые лица, в форме мужеложства — лица мужского пола, в форме лесбиянства — женского пола[1].

Основными признаками потерпевшего, определяющими возможность применения данной статьи, выступает возраст. В деяниях, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 134 УК РФ, потерпевшим может быть только лицо, достигшее возраста 14 лет, но не достигшее 16-летнего возраста. В деяниях, предусмотренных частями 3 и 6 ст. 134 УК РФ, потерпевшим может быть только лицо, достигшее возраста 12 лет, но не достигшее возраста 14 лет. Потерпевшими от деяний, предусмотренных частями 4 и 5 ст. 134 УК РФ, могут быть как лица в возрасте от 12 до 14 лет, так и лица в возрасте от 14 до 16 лет. При этом квалификация преступлений по соответствующим возрастным признакам возможна лишь в случаях, когда виновный знал или допускал, что потерпевшим является лицо, не достигшее определённого возраста (п. 22 ППВС № 16).

Потерпевшим от данного деяния не может быть лицо, не достигшее возраста 12 лет, поскольку законодатель в примечании к ст. 131 УК РФ однозначно презюмирует, что такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, то есть не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.

Объективная сторона состава, предусмотренного частью 1 ст. 134 УК РФ, включает в себя такое действие, как совершение полового сношения, то есть совершение полового акта между мужчиной и женщиной. В юридической литературе и судебной практике содержание понятия «половое сношение» обычно рассматривается при характеристике ст. 131 УК РФ. В отличие от изнасилования (ст. 131 УК РФ), инициатором полового сношения может выступать как совершеннолетний мужчина (в отношении несовершеннолетней девушки), так и совершеннолетняя женщина (в отношении несовершеннолетнего юноши).

Объективная сторона состава, предусмотренного частью 2 ст. 134 УК РФ, включает совершение мужеложства (сексуальные контакты между мужчинами) или лесбиянства (сексуальные контакты между женщинами). Конкретные формы таких действий в законодательстве не конкретизированы, что вызывает споры в среде специалистов относительно их содержания (например, относительно включения оральных половых контактов в понятие «мужеложство»). Данные вопросы обычно рассматриваются применительно к квалификации насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ).

Следует отметить, что иные действия сексуального характера (к которым относится, в частности, оральный и анальный секс) хотя и упомянуты в названии статьи, не включены в диспозицию данной уголовно-правовой нормы. Отмечается, что расширительное толкование диспозиции в данном случае недопустимо, и подобные действия не должны квалифицироваться по ст. 134 УК РФ[8]. Предлагается до устранения пробела в законодательстве квалифицировать такие действия как развратные действия (ст. 135 УК РФ)[9]. Некоторые авторы предлагают также расширенно толковать понятие «половое сношение» применительно к ст. 134, включая в него также анальный и оральный половой акт. Это даёт возможность квалифицировать такие действия по ст. 134 УК РФ, однако имитация полового акта, в том числе с использованием различных предметов, всё же не может охватываться диспозицией данной статьи и должна рассматриваться как развратные действия[10].

Важным признаком объективной стороны преступления является использование способа, отличного от применения насилия, угрозы применением насилия в ближайшем будущем или использования беспомощного состояния потерпевших[8]. Использование подобных способов для принуждения к вступлению в половую связь требует квалификации деяния по ст. 131 или 132 УК РФ как изнасилования или насильственных действий сексуального характера соответственно. Квалификация по ст. 134 УК РФ возможна, даже если используемый способ получения согласия на вступление в половую связь сопряжён с определённым пороком воли несовершеннолетнего лица. Например, квалифицируется по ст. 134 УК РФ фактическое вступление в половой контакт, если для получения согласия использовались такие способы понуждения как шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества, использование материальной или иной зависимости (ст. 133 УК РФ), угроза насилием, обращённая в будущее, обман относительно истинных намерений совершеннолетнего лица и т.д. Не исключается также квалификация деяния по данной статье, если инициатором вступления в сексуальный контакт является несовершеннолетний партнёр.

Следует, однако, учитывать, что несовершеннолетний партнёр должен понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу, поскольку в противном случае внешнее отсутствие признаков насилия или угрозы насилия не имеет значения, так как имеет место использование беспомощного состояния. Для установления данного обстоятельства может использоваться судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Состав формальный, для квалификации деяния по ст. 134 УК РФ не требуется наступления каких-либо негативных последствий для несовершеннолетнего потерпевшего. Окончено деяние с момента физиологического начала полового сношения или иных действий сексуального характера[8].

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Федеральным законом от 29.02.2012 № 14-ФЗ из диспозиции статьи исключено указание на заведомое знание о возрасте потерпевших. Ранее подобное изменение редакции уже произошло в ст. 131 и ст. 132 УК РФ, ввиду чего следует применять выработанные практикой применительно к данным статьям правила квалификации. Согласно им, в настоящее время не является обязательным установление достоверного знания виновного о возрасте потерпевших.

В то же время, следует учитывать возможность добросовестного заблуждения виновного о возрасте потерпевших (например, в силу того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста). Судебная практика исходит из того, что исключение указания на «заведомость» из редакции статей Уголовного кодекса РФ не освобождает органы следствия от обязанности доказывания наличия у виновного лица умысла на совершение инкриминируемых ему действий[12]. О возрасте потерпевшего лицо может судить как на основании достоверных сведений (например, если оно является её родственником, знакомым, соседом), так и на основании, например, внешнего облика.

Мотивы совершения преступления не имеют значения для квалификации. В данном половом преступлении преобладает сексуальная мотивация, в том числе осложнённая расстройствами полового влечения (такими как педофилия). Однако влечение к лицам, не достигшим половой зрелости, может быть и следствием недостаточной уверенности в собственной сексуальной состоятельности. В таких случаях мотивом совершения преступления может служить стремление к самоутверждению

Квалифицированные составы данного деяния предусмотрены частями 3, 4, 5 и 6 ст. 134 УК РФ.

Часть 3 ст. 134 УК РФ предусматривает ответственность за половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные с лицом, достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшим четырнадцатилетнего возраста.

Часть 4 ст. 134 УК РФ предусматривает ответственность за половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершённые в отношении двух и более потерпевших, входящих в описанные в ч. 1, 2 и 3 ст. 134 УК РФ возрастные категории.

Часть 5 ст. 134 УК РФ устанавливает ответственность за совершение указанных деяний в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.

Часть 6 ст. 134 УК РФ предусматривает ответственность за половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные с лицом, достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшим четырнадцатилетнего возраста, совершённое лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Половые сношения или иные действия сексуального характера в отношении двух или более лиц могут быть совершены одновременно или в разное время, не образуют совокупности преступлений и подлежит квалификации по ч. 4 ст. 134 УК РФ, а при наличии к тому оснований — по ч. 5 и 6 данной статьи, при условии, что ни за одно из данных деяний виновный ранее не был осужден (п. 19 ППВС № 16[14]).

Совершение оконченного деяния, предусмотренного ст. 134 УК РФ, в отношении одного потерпевшего и покушение на совершение аналогичного деяния в отношении другого потерпевшего не может рассматриваться как оконченное преступление, предусмотренное ч. 4 ст 134 УК РФ. В таких случаях независимо от последовательности преступных действий содеянное следует квалифицировать по ч. 1-3, 5-6 ст. 134 и по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 134 УК РФ (т.е. как совокупность оконченного деяния, направленного на одного потерпевшего, и покушения на аналогичное деяние, совершённое в отношении двух и более потерпевших).

Особенности квалификации группового совершения данного деяния разработаны в теории и практике уголовного права применительно к составу группового изнасилования (п. «а» ч. 2 ст. 131 УК РФ) и разъясняются п. 10 ППВС № 16[14]. Понятия «группа лиц», «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» определяются в ст. 35 УК РФ. По данной части осуществляется также квалификация преступного деяния, совершённого членами преступного сообщества (преступной организации), которое в такой ситуации приравнивается к организованной группе.

Групповое деяние может совершаться как в отношении одного, так и нескольких потерпевших. В последнем случае не имеет значения, совершали ли несколько лиц половое сношение или иные действия сексуального характера с одним потерпевшим, либо каждый из участников группы совершал указанные действия с одним из потерпевших.

Если лицо непосредственно не вступало в половое сношение или не совершало действия сексуального характера с потерпевшим лицом, а лишь содействовало совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации виновному лицу либо устранением препятствий, а также наблюдало за окружающей обстановкой в момент совершения изнасилования и т. п., оно признаётся пособником преступления, предусмотренного ст. 134. Пособничество должно быть активным: не являются пособничеством такие действия, как несовершение действий по воспрепятствованию совершению деяния[15]

Особенности имеет квалификация действий участников организованной группы: независимо от фактически выполняемой роли, организатор и участники группы несут ответственность как соисполнители преступления по ч. 5 ст. 134 без ссылки на ст. 33 УК РФ[16]. Некоторые учёные не соглашаются с таким толкованием закона, требуя оценки действий участников такой группы в соответствии с выполняемыми ролями[17].

Как и во всех случаях совершения группового преступления, квалификация по ч. 5 ст. 134 УК РФ осуществляется только если непосредственное исполнение преступления осуществлялось двумя и более лицами, способными нести уголовную ответственность и обладающими признаками специального субъекта, что применительно к данному деянию означает участие в совершении деяния не менее двух совершеннолетних лиц. Также не может быть признано групповым совершение полового сношения или иных действий сексуального характера несколькими лицами в отношении одного и того же потерпевшего, осуществлявшиеся независимо, без согласования и оказания содействия друг другу[18].

При групповом способе совершения данное преступное деяние окончено с момента начала совершения полового сношения либо иных действий сексуального характера любым из участников группы, поэтому независимо от того, удалось ли прочим соучастникам совершить аналогичные действия, они несут ответственность за оконченное преступление[19]. Иное решение вопроса об ответственности возможно лишь в случае совершения деяния группой лиц без предварительного сговора, когда имеет место присоединение лица к уже совершаемому преступному деянию; в таком случае действия каждого из соучастников квалифицируются исходя из содержания тех эпизодов преступления, в которых они принимали непосредственное участие[20].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.