Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации школьному психологу по формированию положительного климата в классе.






Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.
Важнейшими признаками благоприятного морально-психологического климата считаются:

1) доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для них решения;

5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из ее членов и пр.

9) активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.

10) высокая продуктивность коллективной работы.

11)положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.

Формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения любого коллектива.

Положительный морально-психологический климат не может быть достигнут сам собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности, при этом важнейшая роль в формировании положительного климата отводится руководителям.

Для формирования благоприятного морально - психологического климата в ученических коллективах необходимо:

- разработать систему морального и материального поощрения учеников;

- использовать различные методы мотивации – эмоциональные, познавательные, волевые, социальные;

- знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся (соматические, психологические, интеллектуальные);

- не перегружать избыточной информацией, не применять завышенные требования, дифференцировать учебные задания);

- предоставлять ученикам право на ошибку, досдачу, пересдачу и т.д.;

- использовать щадящий режим контроля;

- стараться гасить развитие конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса;

- проводить профилактику правонарушений, преступлений, нарушения правил для учащихся школы, среди учащихся.

Девиз: ученики – педагоги – родители – есть единая дружеская команда, в которой царит доверительная атмосфера.

Можно предложить такие виды тренингов:

Групповой поведенческий тренинг Н.П. Аникеевой.

Для каждого из присутствующих все ученики по очереди называют одно-два из присущих им положительных качеств, что сразу создавало необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено, и в этом варианте стать методом коррекции поведенияучеников. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва ребята по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствующих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу неприятные характеристики можно оформлять метафорически - “волк-одиночка”, “ежик в тумане” и другие.
Интервью. У каждого из членов класса все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком личная. Количество задаваемых вопросов не превышало 5-7. Необходимо контролирвать, чтобы по возможности через это упражнение прошли все ребята. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у “интервьюируемого”, на первых этапах занятия можно отвечать с частичной откровенностью или “в маске” - не за себя, а за кого-то другого. Весьма эффективным для “раскачки” оказалось интервьюирование “в ролях”: и спрашивающие, и отвечающие говорили не от своего лица, а от имени какого-то персонифицированного персонажа: Учителя, Инопланетян, Бэтмена, Винни-Пуха.

Видение других.
a) Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его задача - подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих.
б) Называется один из участвующих в занятиях. Вся группа вместе должна восстановить его поведение, настроение, самочувствие и высказывания с определенного момента занятия или с самого его начала.
Мимика и жесты. В этом упражнении каждый из участвующих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:
a). Продемонстрировать два противоположных состояния (горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т. п.);
б). Передать, другому неизвестное тому задание (вымыть посуду, убрать помещение и т. п.; для этого участники разбиваются на пары, и тому из ее членов, который должен передать задание, вручается письменный текст; естественно, что содержание записки другому неизвестно).
Во всех случаях сравнивается и обсуждается то, что предполагалось одним, и то, что было понято другим.
Варианты выполнение задания:
1. Только при помощи жестов;
2. Только при помощи мимики;
3. При помощи и мимики, и жестов.
Двойной диалог. Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-томнение, второй должен сначала дословно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога - 5-7 минут. Присутствующие на игре фиксируют количество искажений, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).
Инсценировка. Участники разбиваются на пары и получают задание подготовить инсценировку какого-либо небольшого произведения с двумя действующими лицами (басня “Ворона и Лисица”). Один из них - “режиссер” - должен объяснить второму - “актеру” - трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обращая первоочередное внимание на логику и особенности воздействия “режиссера”.
Театр. Выбирается небольшое, хорошо известное участвующим литературное произведение (сказка “Репка”) и выделяется группа, по численности равная количеству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте “Репки” я предлагала участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они “тащили удивительную репку”). После окончания спектакля проводилось его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.
Живая картина. Группе участников предоставляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача - “оживить” картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.
Оживший портрет. Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого - “оживить” портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплик, а по мере тренировки - и монолог за изображенного на портрете.
Таким образом, предложенные советы и тренинги помогут психологу и учителям улучшить психологический климат в классе подростков.

 

 

Заключение

Подводя итог работе, хочется отметить, что детско - родительские отношения могут не только влиять на психологический климат в классе, но и на самого подростка. Так же хочется отметить что школа занимает основную долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата, так же наличие хороших отношений со своими родителями.

Опираясь на поставленные задачи, в ходе работы удалось раскрыть содержание понятий детско – родительские отношений и психологического климата класса подросткового возраста.

На основании анализа психолого-педагогической литературы в работе была определено содержание понятия «психологического климата» с точки зрения разных учёных. Так же было определено, что может влиять на психологический климат. Были разобраны виды психологического климата.

Была определена специфику психологического климата класса подросткового возраста. Так же, рассмотрен старший подростковый возраст, класс подросткового возраста и что может на него влиять.

Рассмотретрена сущность связи детско – родительских отношений и психологический климат класса подросткового возраста. Были рассмотрены стили воспитания и крайности воспитания, которые могут влиять на подростков.

Так же были даны рекомендации школьному психологу по формированию положительного климата в классе. Были приведены тренинги которые может провести психолог в классе. Данные советы и тренинги так же могут помочь и педагогическому коллективу школы.

Таким образом, поставленные задачи в курсовой работе были успешно выполнены.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.