Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика психологического климата класса старшего подросткового возраста.






Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.

Старший подростковый возраст - это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей общества, его социальных норм, ролей и форм поведения, которые не всегда соответствуют внутренним установкам старшего подростка.

Жизнь старшего школьника состоит не только из школы, но и он сознает свою принадлежность к нескольким коллективам, и наиболее значимым для него становится «тот, который дает наибольшие возможности для саморазвития и самореализации».

Для детей старшего подросткового возраста характерно эмоционально-личностное отношение к коллективу. «Особенно большое значение придается его сплоченности, дружбе его членами, причем требования эти нередко бывают максималистскими». При чем девочки настроены более критично, чем юноши, а городские школьники – более критично, чем сельские.

На психологический климат в классе старших подростков большое влияние оказывает новая система отношений со взрослыми. Старшеклассники хотят от педагогов не только и не столько формы взрослого обращения, сколько действительного уважения своих прав. «Они нуждаются в признании своего «суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций, права на оценку поведения и морального облика взрослых».

Старшеклассник не принимает правил на веру, ссылка на авторитеты его не удовлетворяет, юноша осуществляет собственный моральный и интеллектуальный поиск. «Но так как собственная система в юношеском возрасте еще не сложилась, то старшеклассник может одновременно выглядеть то суровым и безжалостным моралистом, то равнодушным циником, отрицающим всякую нравственность».

Старшеклассник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, он хочет признания его индивидуальности. «Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые)». Стремясь к самостоятельности в юношеском возрасте потребность в общении со взрослыми становится даже больше, чем раньше.

Статус старшеклассника в коллективе оказывает на него поведение и самосознание сильное влияние. Низкий статус старшего школьника порождает у него высокую тревожность и заниженную самооценку. Высокий статус может привести к неоправданной завышенной самооценке личности, приводящей часто старшеклассников к возникновению конфликтов с окружающими.

Неблагоприятное положение старшеклассников в учебном классе является одной из причин преждевременного ухода из школы. «Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам резко отрицательно.Часто повышается в стихийных группах статус «отверженных». Как отмечает Б. С. Волков, «чем ниже социометрический статус в школьном коллективе, тем выше он в стихийной группе, и наоборот».

Изолированность старшеклассника в классе может быть также следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т.д.

В юношеских взаимоотношениях проявляется и реализуется важное для личности чувство принадлежности: чтобы быть «своим», надо выглядеть «как все» и разделять общие увлечения. Страстное желание быть «как все» распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Данное единообразие тщательно поддерживается группой, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее, элементарнее отношения в группе, тем нетерпимее в ней к индивидуальным различиям, инакомыслию и непохожести.

Отношения в учебной группе во многом зависит от межличностного общения, потребность в котором в юношеском возрасте очень велика. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. Так же свойственно «юношескому общению свойственна огрубленность, нет высоких слов и проявлений нежности».На взаимоотношение старшеклассников в группе оказывают влияние «не только отдельные личности, но и те культурные и духовные ценности, которые существуют в группе. Особенно большое влияние в этом отношении оказывает социальная направленность группы».

Общение в юношеском возрасте строится на основе двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность).

Таблица 3

обособления (приватизации) аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность).  
- как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими проявляется в эмансипации от контроля старших. -позволяет старшекласснику «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения. «Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному».   - у многих старшеклассников «непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет -какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков». - глубинные мотивы потребности в аффиляции у ребят индивидуальны и многообразны. Например, одни ищут в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности, другим чувствуют эмоциональную сопричастность, слитность с группой, третьи черпают в общении недостающую информацию и коммуникативные навыки. И. С. Кон отмечает, что чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для юношей значительно важнее, чем для девушек.

 

На психологический климат в группе старших подростков большое влияние оказывает новая система отношений со взрослыми. Старшеклассники уже хотят от педагогов не только и не столько формы взрослого обращения, сколько действительного уважения своих прав. «Они нуждаются в признании своего «суверенитета» при обсуждении жизненных проблем, уважения своих позиций, права на оценку поведения и морального облика взрослых».

Старшеклассник уже не принимает правил на веру, ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет, юноша осуществляет собственный моральный и интеллектуальный поиск. «Но так как собственная система в юношеском возрасте еще не сложилась, то старшеклассник может одновременно выглядеть то суровым и безжалостным моралистом, то равнодушным циником, отрицающим всякую нравственность»

Старшеклассник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, он хочет признания его индивидуальности. «Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые)».

Отстаивая независимость от старших, старшеклассники зачастую не видят недостатков в собственной группе и ее лидерах. «Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо».

Разные виды общественно деятельности существенно расширяет сферу социального общения старшеклассника, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности таких, как чувство долга, коллективизма, товарищества. В данный возрастной период «становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определёнными людьми».

Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. «Дружеские отношения возникают под влиянием взаимного тяготения и чувств симпатии между отдельными членами группы».

Характерная особенность личности старшего школьника является рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Высокий уровень самосознания старшеклассника приводит к самовоспитанию.

Раннее созревание девушек способствует раннему появлению сложных форм самосознания, а, следовательно, и потребности в интимной дружбе. «Подлинная интимность наблюдается при совмещении жизненных целей двух индивидов и сохранении индивидуальности. Последнее предполагает наличие относительно стабильного «Я». Если этого нет, то в отношениях существует напряженность. Старшеклассник мечется между желанием активно общаться с другом и боится потерять себя в этом общении». Для юношей важным в общении остаются сверстники своего пола. Только они помогают самоутвердиться юноше в мужественности.

Таким образом, знание индивидуально-психологических особенностей старшеклассников, постоянное наблюдение за их межличностными отношениями дадут педагогу возможность предупреждать появление в учебной группе обостренных отношений и последовательно улучшать групповую совместимость учащихся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.