Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности






Комплексная оценка хоз. деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в результате комплексного исследования, т.е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).

Комплексная оценка предполагает, с одной стороны, характеристику эффективности хоз. деятельности, а с другой - характеристику положения предприятия в бизнес-среде, среди конкурентов, т.е. рейтинговую оценку в отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Базой для комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия и его положения в конкурентной среде является комплексный экономический анализ деятельности предприятий.

Комплексный экономический анализ предполагает изучение количественного соотношения экстенсивности и интенсивности экономического развития, которое выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов.

Особенностью экстенсивного и интенсивного использования ресурсов является их взаимозаменяемость. Так, недостаток рабочей силы можно восполнить повышением производительности труда и наоборот. Совершенствование управления всеми факторами интенсификация отражается в динамике производительности труда, материалоотдачи, фондоотдачи основных фондов, оборачиваемости оборотных средств и др.

Для комплексной оценки всей хозяйственной деятельности или ее отдельных сторон применяют различные статистические и экономико-математические методы:

· метод сумм, когда, например, суммируются темпы прироста отобранных показателей;

· средняя арифметическая взвешенная, например, исходя из тех же темпов прироста, но с учетом веса каждого показателя по какому-либо принципу;

· метод суммы мест, когда суммируются места, достигнутые предприятиями по различным отобранным показателям: наименьшая сумма мест означает первое место в рейтинге предприятий и т.д.

· метод балльной оценки, когда каждый показатель имеет свой весовой балл, и в баллах же оцениваются приращения показателей по определенной шкале;

· метод прироста совокупного ресурса на 1% прироста продаж продукции;

· метод определения доли влияния интенсификации на приращение продукции, взятое за 100%, метод суммы относительной экономии по производственным и финансовым ресурсам;

· " метод расстояний " для рейтинговой оценки объектов анализа.

Методика комплексной оценки, основанная на расчетах относительных отклонений по каждому виду ресурсов, включает:

1.относительное отклонение по фонду оплаты труда;

2. относительное отклонение по материальным ресурсам;

3. относительное отклонение по амортизации;

4. относительное отклонение по основным производственным фондам;

5. относительное отклонение по оборотным средствам.

Данная методика позволяет определить совокупный эффект, полученный благодаря более интенсивному использованию производственных ресурсов, и оценить влияние на него отдельных факторов. Прибыль в абсолютном выражении не обладает свойством совокупного эффекта. Она включает в себя такие факторы как себестоимость, приращение объема продукции, ее качество и ассортимент и т.д., но не отражает результаты применения ресурсов, т.е. авансирования капитала, что проявляется только в показателе рентабельности.

Существуют две группы методов комплексной оценки хозяйственной деятельности:

1. Без расчета единого интегрального показателя (основаны на эвристических методах анализа.)

2. Методы с расчетом единого интегрального показателя.

Примеры эвристическихметодов оценки, основанных на профессиональном опыте аналитика, — динамические сравнения (горизонтальный анализ) показателей, структурные сравнения (вертикальный анализ), пространственные сравнения, группировки показателей по разным признакам и др.

Сведение ряда показателей в единый интегральный показатель позволяет определить отличие достигнутого состояния от базы сравнения в целом по группе выбранных показателей, что позволяет сделать однозначный вывод о результатах работы за анализируемый промежуток времени.

Интегральный показатель предполагает оценку изменений в результатах хоз. деятельности, которые характеризуют финансовое состояние предприятия. В основе единого интегрального показателя комплексной оценки хоз. деятельности лежит показатель рентабельности.

Для определения положения предприятия в конкурентной среде применяются различные методы рейтинговой оценки. Под термином «рейтинговая оценка» - это место предприятия в классификации, полученной в ходе осуществления рейтинговой процедуры. Рейтинг является важным источником информации о деятельности организации. Собственникам рейтинговая оценка позволяет решить две основные задачи: самим оценить рыночные позиции предприятия по определенному показателю (относительно предприятий-конкурентов либо среднерыночного уровня), а также проинформировать деловое сообщество о финансовом состоянии их организации.

Если стоит задача ранжирования предприятий, то могут применяться метод эталонной группы, метод регрессионных остатков и построение рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия. При построении классификационного рейтинга широко применяются различные математико-статистические методы решения задач разбиения объектов на однородные группы. Методы «эталонного предприятия» и «удачливого конкурента». Этот метод авторы также называют «методом расстояний», т.к. в его основе лежит идея определения расстояния от каждого объекта исследуемой совокупности до «эталонного предприятия».

Метод регрессионных остатков - в его основе лежит регрессионный анализ. Базовая предпосылка заключается в том, что все предприятия поставлены в одинаковые условия хозяйствования и результат деятельности каждого конкретного предприятия зависит от нескольких известных параметров и эффективности его работы. Это означает, что рыночные условия позволяют всем предприятиям добиваться определенного результата в зависимости от параметров самих предприятий.

Метод рейтинговой экспресс-оценки финансового состояния предприятия состоит в сравнении реальных значений показателей с заранее установленными нормативными уровнями.

Основной идеей, на которой строится кластерный анализ, является определение взаимного расположения (степени близости) объектов в -мерном пространстве признаков. Результатом реализации кластер- процедуры является разделение исследуемой совокупности на заранее известное либо определяемое в ходе анализа, число однородных классов.

Дискриминантный анализ предполагает, что исследователю известны обучающие выборки. На основе обучающих выборок формируются классы, а основной задачей дискриминантного анализа становится определение, к какому из классов следует отнести исследуемый объект. Результатом проведения дискриминантного анализа является отнесение объекта к одной из заранее сформированных таким образом групп.

Метод суммы преимуществ является одной из модификаций метода парных сравнений альтернатив и заключается в последовательном сравнении пар альтернатив, для каждой из которых эксперту предлагается указать, какая из альтернатив более предпочтительна.

Метод непосредственного ранжирования альтернатив - Совокупность упорядочивается по убыванию рейтингового числа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.