Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика анализа формирования финансовых результатов коммерческих организаций






В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов, такие как:

· Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. В процессе горизонтального анализа финансовых результатов отслеживаются изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом. Данный анализ заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста или снижения. Цель данного анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных показатели прибыли за определенный период времени и дать оценку этим изменениям. Данный анализ позволяет изучить динамику показателей.

· Вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

· Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, и, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

· Анализ относительных показателей — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

· Сравнительный анализ — анализ, который включает как межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, так и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений и пр. Сравнительный анализ позволяет проводить сравнения:

- фактических показателей с плановыми, что дает оценку обоснованности плановых решений;

- фактических показателей с нормативными, что обеспечивает оценку внутренних резервов производства;

- фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет для выявления динамики изучаемых параметров;

фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий (лучших или среднеотраслевых).

· Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Факторный анализ позволяет выявить причины изменений показателей прибыли, а значит разработать соответствующие рекомендации.

Факторы, влияющие на изменение прибыли от продажи товаров, прибыли до налогообложения, чистой (нераспределенной) прибыли и методика расчета их влияния.

1. Прибыль от продаж продукции зависит от 4-х факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (3i) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат: ⅀ (VРПфi*Цплi) - ⅀ (VРПфi*Зплi)

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: ⅀ (VРПфi*Цфi) - ⅀ (VРПфi*Зплi)

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель: ∆ Пудi = ⅀ ((УДфi - УДплi)*Riпл)/100*100) * VРПобщ.ф

где Riпл - плановая рентабельность i-x видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

2. Факторный анализ балансовой прибыли. Балансовая прибыль определяется следующим образом: БП = Р - 3 + ВД – BP, где Р - сумма реализованной продукции (без НДС), 3 - себестоимость реализованной продукции, ВД - внереализационные доходы (доходы от реализации имущества без НДС), BP - внереализационные расходы.

Далее определяется, на какую величину изменилось отчетное значение балансовой прибыли по сравнению с базисным: ∆ БП.

Затем определяют, какое влияние на изменение балансовой прибыли оказали следующие факторы:

- сумма реализованной продукции: ∆ БПр = P1 – Р0

- сумма затрат, отнесенная на себестоимость реализованной продукции: ∆ БПз = З1 – З0

- внереализационных доходов: ∆ БПвд = ВД1 – ВД0

- внереализационных расходов: ∆ БПвр = ВP1 – ВР0

- Баланс отклонений: ∆ БП = ∆ БПр + ∆ БПз + ∆ БПвд + ∆ БПвр

3. Факторный анализ чистой прибыли. Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистая прибыль (убыток) отчетного периода определяется следующим образом:

ЧП = БП - ОП*СТНП/100 - Ш, где ОП - сумма налогооблагаемой прибыли (ОП = БП - НП, НП- прибыль не облагаемая налогом), СТНП - ставка налога на прибыль, %, Ш - штрафы, пени и т.п., уплаченные из прибыли.

Определяем общее изменение чистой прибыли: ∆ ЧП = ЧП1 – ЧП0

Величина общего изменения чистой прибыли обусловлена отклонением от базисного значения следующими факторами:

- суммой балансовой прибыли: ∆ ЧПбп = БП1 – БП0

- суммой облагаемой прибыли: ∆ ЧПоп = (ОП0 - ОП1)*СТНП/100

- ставка налога на прибыль: ∆ ЧИстнп = (СТНП0- СТНП1)*ОП1/100

- суммы штрафов: ∆ ЧПш = Ш0 - Ш1

Баланс отклонений: ∆ ЧП = ∆ ЧПбп +∆ ЧПоп + ∆ ЧИстнп+∆ ЧПш

Расчет резервов дальнейшего роста прибыли, остающейся в распоряжении коммерческих организаций.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции. Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:

, где: - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции, тыс.руб.; Пi - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции, тыс. руб.; РПki - количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения, шт.

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.