Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сспособы защиты денег.






1.Водяной знак

2.Защитная нить

3.Скрытое (латентное) изображение

4.Совмещающееся изображение

5.Металлографская печать

6.Антикопировальная сетка

7.Микротекст

8.Микроперфорация

9.Метка для людей с ослабленным зрением

10.Бескрасочное тиснение

11.Краска изменяющая цвет (OVI)

12.Люминесценция в УФ–лучах

 

30. Деньги – это свобода, выкованная из золота.

Денежная масса - это совокупность денежных средств (то есть денег и денежных заменителей), принадлежащих гражданам, хозяйствующим субъектам и государству и обслуживающих экономические связи

На величину денежной массы влияет множество факторов:

- объем валового внутреннего продукта и темпы экономического роста;

- уровень развития и структура кредитной и банковской систем, финансовых рынков;

- соотношение наличного и безналичного денежных оборотов;

- денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства;

- скорость оборота денег;

- состояние платежного баланса страны

Деньги в узком смысле словаявляются наиболее ликвидным компонентом денежной массы. К ним обычно относят наличные деньги и депозиты (вклады) до востребования. В отличие от срочных вкладов депозиты до востребования можно в любое время без всяких ограничений использовать в полной сумме для проведения расчетов и платежей.

Деньги в широком смысле слова” наряду с наличностью и депозитами до востребования включают “потенциальные деньги” — срочные депозиты и сберегательные вклады, ценные бумаги и т.п. Необходимость определения объема “денег в широком смысле слова” и его регулирования обусловлена развитием финансовых рынков, появлением все большего числа новых финансовых инструментов (например, различных видов ценных бумаг), их растущей взаимозаменяемостью.

Номинальная денежная масса рассчитывается на основе сложившегося уровня цен.

При определении реальной денежной массы номинальную денежную массу корректируют с учетом темпов инфляции, поэтому реальная денежная масса меньше номинальной

Денежный агрегат (от лат. присоединенный) это показатель, измеряющий объем определенных составляющих денежной массы.

Система денежных агрегатов построена таким образом, что каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий, соответственно последний денежный агрегат измеряет всю денежную массу в целом.

Принцип расчета денежных агрегатов заключается в том, что:

а) каждый последующий денежный агрегат включает предыдущий;

б) каждый последующий денежный агрегат включает менее ликвидные финансовые активы, чем предыдущий (т.е. по мере роста денежных агрегатов их ликвидность уменьшается).

Для оценки платежеспособного спроса выделяют активную денежную массу: рублевую и совокупную.

Рублевая активная денежная масса включает наличные деньги в обращении и переводные депозиты в национальной валюте, то есть равна по величине агрегату М1.

Совокупная активная денежная масса наряду с агрегатом М1 содержит депозиты до востребования в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте).

29. Резервные требования – минимальный объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать в течение периода выполнения резервных требований в фонде обязательных резервов в соответствии с правилами, принятыми в той или иной стране.

Фиксированная часть резервных требований – объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать на счете по учету фонда обязательных резервов на конец первого рабочего дня и в течение последующих календарных дней периода выполнения резервных требований;

Усредняемая часть резервных требований – объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать на корреспондентском счете банка в Национальном банке в порядке, определенном настоящей Инструкцией;

Резервная база – сумма ресурсов банка, которая служит основой для расчёта резервных требований.

Резервный коэффициент (норма резервирования) – установленное центральным банком соотношение обязательных резервов и базы резервирования.

Коэффициенты могут дифференцироваться в зависимости от видов депозитов, от резидентства.

Период расчёта резервов – период времени в днях, за которые учитывается резервная база. В большинстве стран – 1 месяц.

Период поддержания (период выполнения резервных требований) – период времени в днях, на протяжении которого резервы хранятся. Обычно этот период составляет 1 месяц.

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь (резервных требований):

от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – 0 процентов;

от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – 9 процентов;

от привлеченных средств в иностранной валюте – 9 процентов

Норматив фиксированной части резервных требований в размере 10 процентов.

В соответствии с пунктом 19 Инструкции о порядке формирования банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, период выполнения РТ устанавливается Правлением Национального банка.

В случае если дата начала периода выполнения резервных требований (далее – РТ) выпадает на нерабочий день, она переносится на следующий рабочий день, а предыдущий период выполнения РТ увеличивается на такое количество дней, чтобы дата его окончания предшествовала дате начала следующего периода выполнения РТ.

Период выполнения резервных требований - период, в течение которого банки обязаны поддерживать в фонде обязательных резервов установленный объем денежных средств.

График периодов выполнения резервных требований утверждается заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность Главного управления монетарных операций Национального банка

Период поддержания и период расчёта резервов могут не совпадать. В зависимости от этого резервные обязательства делят на 3 вида:

1. Запаздывающие резервы – период расчёта предшествует периоду поддержания.

2. Частично запаздывающие резервы – период расчёта частично совпадает с периодом поддержания. Для расчёта резервов необходимо прогнозировать объём резервной базы в течение периода расчёта.

3. Совершенные резервы.

Усреднение резервов – поддержание резервов не на ежедневной, а на среднемесячной основе. Резервы должны соответствовать в среднем за месяц.

Вычеты из резервов – сумма, на которые банк имеет льготы.

Функции, которые выполняют резервные требования:

1. Функция денежного буфера. В случае резкого дефицита ликвидности и роста краткосрочной процентной ставки Центральный банк может как снизить резервный коэффициент, так и увеличить процент изъятия из резервов на основе усреднения.

2. Регулирование денежного предложения. Классически обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной экспансии банков. Увеличение норм резервирования ведёт к росту денежного мультипликатора.

 

 

34. Под текущей ликвидностью понимается обеспеченность банков денежными средствами в белорусских рублях для осуществления платежей с учетом необходимости выполнения ими резервных требований.

Регулирование текущей ликвидности является частью системы регулирования Национальным банком монетарной сферы и подчинено целям, определяемым Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, а также иными нормативными правовыми актами.

Целями операций Национального банка по регулированию текущей ликвидности (далее – операции Национального банка) не могут являться исправление структурных диспропорций балансов банков и разрешение вопросов, связанных либо вызванных проблемами долгосрочного характера.

К функциям регулирования текущей ликвидности банковской системы относятся:

- содействие бесперебойности проведения расчетов на основе поддержки необходимого уровня текущей ликвидности;

- сглаживание колебаний конъюнктуры финансового рынка и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера, повышение предсказуемости динамики ставок финансовых рынков, снижение процентного риска банков;

- формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики;

- содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Функции регулирования текущей ликвидности реализуются посредством:

- установления процентных ставок, сроков и иных параметров по операциям Национального банка;

- тактики осуществления Национальным банком операций с учетом прогноза текущей ликвидности;

- предоставления участникам рынка информации о прогнозном уровне и факторах текущей ликвидности.

Регулирование текущей ликвидности включает в себя согласованное проведение процентной и эмиссионной политики. При реализации монетарной политики путем регулирования текущей ликвидности Национальный банк отдает приоритет процентной ставке как основному операционному инструменту воздействия на денежную сферу.

В целях принятия решений по параметрам операций Национального банка используются следующие показатели:

- текущая ликвидность;

позиция банковской системы по операциям регулирования текущей ликвидности (далее – позиция банковской системы).

Количественно текущая ликвидность определяется как объем белорусских рублей на корреспондентских счетах банков в Национальном банке за вычетом требуемого их объема на данных счетах до конца периода выполнения резервных требований.

Отрицательная величина (дефицит) текущей ликвидности показывает объем заимствования банками средств из фонда обязательных резервов, а ее положительная величина (избыток) – объем средств в данном фонде сверх требуемой величины.

В зависимости от воздействия на текущую ликвидность операции Национального банка делятся на операции по поддержке и изъятию текущей ликвидности.

1.Операции по поддержке текущей ликвидности могут осуществляться в форме кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг (далее – кредиты), сделок прямого РЕПО, сделок СВОП; операции по изъятию текущей ликвидности – в форме краткосрочных облигаций Национального банка (далее – КО), депозитов, сделок обратного РЕПО.

1. Ставки по операциям поддержки текущей ликвидности устанавливаются на уровне не ниже ставки рефинансирования и не выше ставок по постоянно доступным операциям поддержки текущей ликвидности.

2. Ставки по операциям изъятия текущей ликвидности устанавливаются на уровне не выше ставки рефинансирования и не ниже ставок по постоянно доступным операциям изъятия текущей ликвидности.

3. График операций содержит информацию о датах, сроках проведения и при необходимости других характеристиках планируемых операций. Он составляется, как правило, на квартал.

 

33. Нормативный капитал банка, небанковской кредитно-финансовой организации состоит из основного капитала (капитала I уровня) и дополнительного капитала (капитала II и III уровня), за вычетом иммобилизации, недосозданных специальных резервов на покрытие возможных убытков, имущества, переданного банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в доверительное управление, выданных займов, а также предоставленного субординированного кредита (займа). Вычитаемые из расчета средства, переданные в доверительное управление, выданные займы и субординированные кредиты (займы) уменьшаются на сумму рассчитанного по ним расчетного размера специальных резервов на покрытие возможных убытков, сумму созданных по ним других резервов на возможные потери в соответствии с законодательством и локальными нормативными правовыми актами банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

Основной капитал (капитал I уровня) состоит из зарегистрированного уставного фонда; эмиссионного дохода; фондов и прибыли прошлых лет, подтвержденных аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), кроме фонда дивидендов. Основной капитал уменьшается на сумму собственных акций банка, небанковской кредитно-финансовой организации, переданных ему (ей) в залог; выкупленных собственных акций; убытков текущего года и прошлых лет; нематериальных активов (за вычетом начисленной амортизации); вложений в уставные фонды дочерних банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и иных дочерних юридических лиц; долевых участий, составляющих 20 процентов и более в уставном фонде юридического лица; относящихся к прошлым годам просроченных, а также начисленных и неполученных доходов. Вычитаемые из расчета вложения в уставные фонды дочерних банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и иных дочерних юридических лиц, долевые участия, указанные просроченные и начисленные доходы уменьшаются на сумму резервов, созданных по ним в соответствии с законодательством и (или) локальными нормативными правовыми актами банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

Дополнительный капитал II уровня включает прибыль прошлых лет, не подтвержденную аудиторской организацией (аудитором-индивидуальным предпринимателем); прибыль текущего года с учетом использования; фонды, сформированные за счет прибыли, включенной в дополнительный капитал, кроме фонда дивидендов, общие резервы на покрытие возможных убытков, создаваемые банком, небанковской кредитно-финансовой организацией в соответствии со своими локальными нормативными правовыми актами; суммы переоценки основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования, произведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь; суммы переоценки ценных бумаг (за исключением именных приватизационных чеков «Имущество»), имеющихся в наличии для продажи, прочих статей баланса; привлеченный долгосрочный субординированный кредит (заем) в пределах установленных ограничений. Положительные суммы переоценки ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, прочих статей баланса включаются в расчет с понижающим коэффициентом, равным 0, 70, отрицательные суммы переоценки исключаются в полном объеме. Дополнительный капитал уменьшается на относящиеся к текущему году просроченные доходы и доходы, начисленные и не полученные в срок свыше 30 дней

со дня их начисления. Вычитаемые из расчета указанные просроченные и начисленные доходы уменьшаются на сумму резервов, созданных по ним в соответствии с законодательством и (или) локальными нормативными правовыми актами банка, небанковской кредитно-финансовой организации.

Дополнительный капитал III уровня включает краткосрочный субординированный кредит (заем) в пределах установленных ограничений.

Прибыль прошлых лет и сформированные за счет нее фонды не включаются в расчет дополнительного капитала в случае отсутствия аудиторского подтверждения после 1 июля следующего года.

При расчете нормативного капитала в расчет принимается дополнительный капитал (II и III уровня в совокупности) в сумме, не превышающей сумму основного капитала.

Нормативное значение минимального размера нормативного капитала рассчитывается на первое число каждого квартала исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро по состоянию на последнее число предыдущего квартала и применяется для осуществления надзора начиная с первого числа квартала.

Нормативы достаточности нормативного капитала – это установленное предельное процентное соотношение размера (части) нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации и рисков, принимаемых на себя банком, небанковской кредитно-финансовой организацией.

норматив достаточности нормативного капитала – в размере 10 процентов;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.