Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические особенности семейных отношений. Фазы супружеских отношений. Формы брачно-семейных отношений. Семейные роли. Классификация профилей брака






Фазы супружеских отношений:

1.Выбор партнера.

2.Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки».

3.Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил.

4.Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое?

5.Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу.

Формы брачно-семейных отношений: групповой брак, полигамия, полиандрия, моногамия.

Одним из признаков институциализации семьи является наличие ролей, которые выполняют члены семьи. Семьянин – одна из социальных ролей человека в обществе. Причем в семье каждый может выполнять несколько ролей одновременно: супружеские роли – жена, муж; родительские – мать, отец и т.д. Любой человек в семейной структуре является и ребенком (сыном, дочерью), и супругом (мужем или женой), и родителем и т.д. Распределение и исполнение ролей в семье зависит от типа семьи.

Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.

Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами:

1. Заискивающий

2. Обвиняющий

3. Расчетливый

4. Отстраненный

5. Уравновешенный или гибкий


 

30. Категория «успешность брака». Признаки успешных брачно-семейный отношений. Факторы семейной прочности

Категория «успешность брака» с точки зрения социологического подхода к семье включает в себя следующие компоненты: характер и степень выполнения социальных функций; характер и степень выполнения индивидуальных функций; степень удовлетворенности супругов отношениями между ними и между другими членами семьи; степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых членов; степень стабильности брака (субъективная оценка вероятности развода).

Факторы семейной прочности – это такие типы взаимоотношений, межличностные нормы поведения и компетенции, социальные и психологические характеристики, которые позволяют говорить о соответствии семьи своему предназначению.

Взаимоответственность. В прочных семьях она означает, что и семья в целом ответственна за то, чтобы каждый ее член достиг раскрытия своих возможностей, но не в ущерб развитию других.

Духовная близость – вера в позитивность взаимодействия людей, которая позволяет членам семьи доверять друг другу, учиться любить и быть любимыми. Однако наличие духовной близости не означает отсутствия проблем.

Взаимообщение. Правильное общение предполагает взаимную ясность и откровенность между говорящим и слушающим. В прочных семьях развиваются сложные способы коммуникации.

Положительная взаимооценка – результат взаимодействия, взаимоответ-ственности, духовной близости, правильного взаимообщения и других факторов. Она заключается в способности распознавать красоту, положительные качества других и давать им понять, что вы цените эти качества.

Совместное времяпрепровождение, пожалуй, довольно существенный источник удовлетворения членов семьи. Оно имеет две главные характеристики: качество и количество.

Позитивное поведение в критических ситуациях. Все вышеперечисленные факторы определяют внутреннее содержание прочности семьи, служат ее основой и помогают ей преодолевать стрессы, предотвращать множество конфликтов и кризисов. Прочные семьи способны пережить тяжелое для них время и даже еще более сплотиться.

Большинство авторов выделяют субъективные и объективные факторы стабильности семьи.

Субъективные факторы стабильности предполагают готовность к браку и семейной жизни – социально-психологическое образование в структуре личности, интегрирующее принятие ценностей семьи как социального института, личностные знания и умения в области психологии семейных отношений, семейной педагогики.

 


 

31. Сущность понятия «готовность к браку». Подготовка молодежи к семейной жизни: сущность, цель, основные компоненты подготовки подрастающего поколения к семейной жизни

Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты.

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье.

4. Психологический, формирующий понятия о личностном развитии, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический – формирование представлений о роли семьи в воспитании детей.

7. Хозяйственно-экономический – вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Содержание, принципы и направления процесса подготовки подрастающего поколения к семейной жизни

Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Принципы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни:

− принцип дифференцированного подхода к организации процесса подготовки подростков к семейной жизни (процесс подготовки ориентируется на возрастные, половые, социальные и индивидуально-личностные особенности включенных в него подростков);

− принцип субъектности включения подростка в процесс его подготовки к семейной жизни (ориентация на формирование рефлексивной позиции участников, работу по повышению мотивации к активному включению в предлагаемые виды деятельности);

− принцип создания эмоционально положительной атмосферы в процессе подготовки (необходимость обеспечения комфортного самочувствия подростка в процессе формирования его готовности к семейной жизни);

− принцип создания условий для самореализации подростка в процессе подготовки (создание условий для реализации социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений участников процесса, удовлетворение от общения со сверстниками, наличие положительных эмоций в процессе совместной деятельности);

− принцип ориентации подготовки на интересы и потребности подростков (необходимость изучения данных интересов и потребностей, организация различных видов деятельности, в которых этот потенциал может реализоваться).

Направления процесса подготовки к семейной жизни:

Первый блок - психологическая и практическая подготовка молодого поколения к семейной жизни. Она включает в себя освещение нравственно-психологической стороны семейных отношений: мотивов вступления в брак и создания семьи, ответственного отношения к женитьбе и замужеству, осознанный выбор партнера.

Второй блок - формирование педагогических знаний, умений и навыков воспитания детей. Дети являются неотъемлемой составляющей семьи. Большинство конфликтов в молодых семьях происходит по причине столкновения различных позиций и взглядов в воспитании детей.

Третий блок - половая ориентация и обучение половой гигиене, психология и физиология половых отношений. Многие ученые говорят о том, что разрушителем семей с полным правом можно назвать половую неграмотность, часто влекущую за собой невротические расстройства и болезни.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.