Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство и власть, теории лидерства, соотношение менеджмента и лидерства Второй вопрос, контроль, функции контроля, этапы контроля, виды контроля






Лидерство — возможность вести за собой людей. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации.
Власть — означает способность (возможность) влиять на поведение других людей людей, с целью подчинить их своей воле.
Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее:
1. Власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, т.е. она существует не только тогда, когда используется.
2. Власть является функцией взаимозависимости, т.е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость.
3. Власти не является абсолютной, т.е. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
ВИДЫ ВЛАСТИ
В компании должен существовать баланс власти. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Власть зависит от личности и ситуации. Существует власть подчиненных над руководством (например, контракты, которые могут получить артисты и спортсмены).
Основные виды власти:
§ Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.
§ Власть, основанная на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения.
§ Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данный тип власти менее устойчив, чем харизматическая.
§ Харизматическая власть. Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера).
§ Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы.

Она основана на традициях. Может вредить организации. Подчиненные не хотят менять уклад руководства, структуру.
Власть должности возникает не из самой должности, а делегирует ее обладателю теми, кому он подотчетен. Основными формами проявления власти в этом случае будет выступать принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.
Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости их целей. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.
Формальная и реальная власть
Власть бывает формальной и реальной.
Формальная власть — это власть должности, обусловленная официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией, и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими. В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации.
Реальная власть — это власть, как должности, так и влияние и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.
Теории лидерства.
Теория лидерских черт Лидерами рождаются, а не становятся. Черты лидера: интеллект, эмпатия, уверенность в себе. Сейчас данный подход сместил акцент с черт характера на лидерские навыки. К ним относятся креативность, организаторские способности, способность убеждать, умение хорошо говорить и т.д.
Теория обмена Для достижения групповых целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями. Влияние последователей на лидера. Если производительность группы высока, то лидер уделяет внимание отношениям. Если производительность группы низкая, тогда лидер уделяет внимание деятельности. Лидер делит подчинённых на своих и чужих. Больше времени он тратит на руководство своими, а те в свою очередь вносят больший вклад в групповую деятельность.
Ситуационные теории. Ситуационная модель Фидлера. Эта модель описывает стиль лидерства и благоприятность ситуации. 3 параметра: 1. Взаимоотношения между лидером и членами группы. 2. Степень структурированности задачи. 3. Позиционная власть лидера. Ситуация благоприятна когда высоки показатели по всем трём параметрам. Стиль лидерства в сочетании с благоприятностью ситуации определяет эффективность лидерства. В очень благоприятной и в очень неблагоприятной ситуации наиболее всего эффективен лидер, нацеленный на задачу. Если ситуация умеренно благоприятная, то наиболее эффективен лидер, нацеленный на человеческие отношения. Значение модели: 1.первая ситуационная модель. 2. Важность как ситуации, так и качеств лидера. 3.Стимулирование других исследований.
Теория когнитивных ресурсов. особое значение для деятельности группы играют когнитивные ресурсы лидера: интеллект, опыт, технические знания.
Теория лидерства «путь-цель» (М.Эванс, Р.Хаус) Эта теория пытается объяснить какое влияние оказывает поведение лидера на мотивацию его подчинённых, их удовлетворённость и деятельность. Данная теория выделяет 4 основных типа лидерства. 1) Директивное лидерство. Поддерживающее лидерство. Вовлечение подчинённых в принятие решений. Ориентированное на достижения. Лидер ставит перед подчинёнными сложные задачи и демонстрирует уверенность, что они смогут их разрешить и сработать эффективно. Данная теория предполагает что на практике эти 4 стиля могут быть использованы одним лидером но в разных ситуациях. Ситуационные факторы: личные качества подчинённых, давление окружающей среды, требования, предъявляемые к подчинённым. Теория утверждает, что лидер в зависимости от факторов использует 1 из 4 стилей и таким образом пытается влиять на мотивацию подчинённых.
2. Контроль в управлении организацией.
Управление основывается на четкой системе контроля, поэтому контроль — это наблюдение за достижением организацией своих целей и корректировка отклонений от них. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Цель контроля – предупреждение ошибок, постоянный сбор информации и её анализ.
В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:
• проверочную (установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений);
• информационную (сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта);
• диагностическую (изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов);
• прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;
• коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;
• ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;
• стимулирующую (по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание);
• корректирующую (на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них);
• защитную (способствует сохранности ресурсов).
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.
Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами.
1. Всеохватывающим, т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в не
2. иметь четкую стратегическую направленность задаваемую основными приоритетами развития организации. Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.
3. гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям.
4. своевременным, позволять устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.
5. должен быть экономичным (приносимые выгоды должны превышать затраты).
6. эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.
Желательно избегать чрезмерного контроля над ними, тем более из недоверия, ибо, кроме пустой траты средств и лишних эмоций, это ничего не дает.Выполнение работы нужно контролировать, хотя и не обязательно скрупулезно, и если она не сделана, разобраться, почему так произошло.С другой стороны, слабый контроль, а тем более бесконтрольность являются признаком безразличного отношения руководства к людям и делам организации.
Различают 3 основных видов контроля:

1. Предварительный. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
2. Текущий (стратегический и оперативный). Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь; Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.
3. Заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Этапы процесса контроля
в любом процессе контролирования есть четыре главных этапа.
Утверждение стандартов и критериев. Первой стадией в процессе контролирования есть утверждение стандартов. Стандарт контроля - это контрольная цифра, с которой будут сравнивать фактическое выполнение. Конечным аспектом утверждения стандартов есть определение показателей выполнения. На первом определяются параметры функционирования и развития организации, которые необходимо контролировать, и источники информации о них. Эти параметры имеют вид различных стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи.
Оценка выполнения. Вторым этапом в процессе контроля есть оценка выполнения. Она должна быть постоянной для большинства организаций, а чтобы повысить эффективность контроля - еще и обоснованной. Уровень выполнения работников часто измеряют в показателях качества или размерах выпуска продукции, однако для многих работ оценка выполнения не является такой однозначной.
На втором этапе создается модель организации, на которой отражаются потоки
ресурсов, информации, места возникновения затрат, образования промежуточных
и конечных результатов, являющиеся наиболее подходящими для наблюдений, -
так называемые точки контроля.
Сравнение показателей выполнения со стандартами. Третьим этапом в процессе контроля есть сравнение оцененного выполнения с утвержденными стандартами. Выполнение может быть ниже, выше или отвечать стандартам. Для продолжительных периодов и высоких стандартов приемлемы сравнения по годам. Другие обстоятельства могут требовать более частых сравнений. Третий этап процесса контроля заключается в получении информации о состоянии и результатах функционирования его объекта, позволяющей принимать обоснованные решения о том, как действовать дальше.
Проведение корректирующих действий. Последней стадией в процессе контроля есть определение потребности в коррективах. Решение относительно корректив зависят от аналитических и диагностических навыков менеджера. После сравнения выполнения со стандартами возможна одна из трех альтернатив: сохранение status quo (ничего не делать); скорректировать отклонение; изменить стандарт (если он занижен или завышен). Четвертый этап процесса контроля состоит в анализе и оценке информации. Это позволяет определить наличие и степень отклонений от заданных параметров и необходимость осуществления корректирующих действий.

Билет 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.