Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧСС, МОК и МПК как показатели функционального состояния организма. Изменение этих показателей при мышечной работе различной интенсивности у тренированных и нетренированных людей.






Сердечнососудистая система включает значительное число различных органов и их систем. Согласно одной общепринятой классификации она может быть разделена по уровню кровяного давления: область высокого и область низкого давления. К области высокого давления относят левый желудочек сердца, артерии крупного, среднего и мелкого калибра, артериолы. К области низкого давления - левое и правое предсердия, правый желудочек, вены, венулы, капилляры.

Наиболее общие параметры работы сердечнососудистой системы, широко используемые в физиологии: ЧСС, АД, УОК, МОК. По пульсу судят о сердечной деятельности и ее нарушениях. Артериальный пульс - колебание артериальной стенки, вызванное систолическим повышением давления в артериях. Он отражает деятельность сердца и функциональное состояние артерий. Артериальный пульс можно исследовать путем пальпации любой доступной артерии. Оцениваются следующие качества пульса: частота, ритм, высота, скорость, напряжение. Различают пульс:

)нормальный и частый (Частота пульса характеризует частоту сердечных сокращений. В состоянии покоя частота пульса колеблется от 60до 80 в минуту. Урежение пульса (менее 60) называется брадикардия, а учащение (более 80) - тахикардия.);

)ритмичный и аритмичный (В норме сердце сокращается достаточно ритмично. Но вместе с тем наблюдаются небольшие изменения ритма, связанные с фазами дыхания. В конце фазы выдоха частота сокращений сердца уменьшается, что связано с повышением тонуса блуждающих нервов, а во время вдоха частота несколько возрастает. Это дыхательная аритмия. Наиболее выраженные аритмии пульса наблюдаются при патологии сердца. Ритмичный пульс - пульс, когда количество ударов за каждые 10 с изменяется не более чем на один удар);

)высота: высокая и низкая амплитуда (Амплитуда пульса - это амплитуда колебания стенки сосуда. Амплитуда пульса зависит в первую очередь от величины систолического объема сердца. На нее также влияет эластичность сосудов: при одинаковом ударном объеме амплитуда пульса тем меньше, чем больше эластичность сосуда и, наоборот.);

)быстрый и медленный (Быстрота пульса - это скорость, с которой происходит повышение давления в артерии во время подъема пульсовой волны и снижение во время ее спада. Быстрый пульс наблюдается при недостаточности аортального клапана, когда давление в сосуде быстро падает после окончания систолы. Медленный пульс наблюдается при сужении аортального устья, когда давление в сосуде медленно нарастает во время систолы.);

)напряженный и мягкий (Напряжение пульса (твердость пульса) оценивается тем усилием, которое необходимо приложить, чтобы сдавить артерию до прекращения ее колебаний).

Показатели работы сердца: у высококвалифицированных спортсменов большие аэробные возможности (МПК) в основном определяются исключительно высокой производительностью сердца, способного обеспечивать большой сердечный выброс, который достигается за счет увеличенного систолического объема, т. е количества крови, выбрасываемого желудочками сердца при каждом сокращении. Частота сердечных сокращений у спортсменов снижена по сравнению с нетренированными. В условиях покоя скорость потребления кислорода, сердечный выброс у тренированных спортсменов, по существу, не отличаются от этих показателей у нетренированных. При одинаковом сердечном выбросе у спортсменов, тренирующих выносливость, ЧСС на 10-20 уд/мин ниже, чем у не спортсменов или спортсменов скоростно-силовых видов спорта. Снижение ЧСС (брадикардия) является специфическим эффектом тренировки выносливости (ЧСС в покое может быть ниже 30 уд/мин " рекордная" ЧСС покоя - 21 уд/мин). Степень брадикардии покоя положительно коррелирует с МПК и со спортивным результатом в стайерском беге: при более низкой ЧСС покоя, в среднем, выше МПК и спортивный результат.

Снижение ЧСС повышает экономичность работы сердца, так как его энергетические запросы, кровоснабжение и потребление О2 увеличиваются тем больше, чем выше ЧСС. Поэтому при одном и том же сердечном выбросе (как в покое, так и при мышечной работе) эффективность работы сердца у тренированных спортсменов выше, чем у нетренированных людей. Механизмы спортивной брадикардии покоя разнообразны. Снижение ЧСС у выносливых спортсменов компенсируется за счет увеличения систолического объема. Чем ниже ЧСС в покое; тем больше систолический объем. Если у нетренированного человека в покое он составляет в среднем около 70 мл, то у высококвалифицированных спортсменов (с ЧСС в покое 40-45 уд/мин) - 100 - 120 мл. Систолический объем увеличивается постепенно в результате продолжительной интенсивной тренировки выносливости и является следствием двух основных изменений в сердце: 1) увеличения объема полостей сердца и 2) повышения сократительной способности миокарда. Благодаря увеличению объема желудочка растет его конечнo - диастолический объем, т. е. максимальное количество крови, которое может вмещать желудочек; повышается функциональная остаточная емкость, т. е. количество крови, остающееся в желудочке после окончания систолы; увеличивается и резервный объем крови в желудочке, т. е. разность между функциональной остаточной емкостью и остаточным объемом крови. Резервный объем крови служит мерой функционального резерва сердца: чем этот резерв больше, тем больше крови может быть выброшено из сердца при каждом его сокращении во время мышечной работы. Несмотря на то, что в условиях покоя систолический объем у спортсменов больше, чем у не спортсменов, он составляет у первых менее 50%, а у вторых около 80% полного (конечно-диастолического) объема левого желудочка (В, Л. Карпман).

Максимальные показатели работы сердца регистрируются при выполнении максимальной аэробной нагрузки (на уровне МПК). Большое МПК может быть только у спортсменов с большим максимальным сердечным выбросом, который может быть вдвое больше, чем у не спортсменов. Так, у выдающихся шведских лыжников при беге на тредбане на уровне МПК сердечный выброс в среднем составил 38 л/мин, а у одного из них, с наибольшим МПК в 6, 24 л/мин (81, 1 мл/кг-мин), - 42, 3 л/мин.

Максимальная ЧСС несколько снижается даже в результате непродолжительной тренировки выносливости, но не очень значительно - на 3-5 уд/мин. У высококвалифицированных спортсменов максимальная ЧСС обычно равняется 185-195 уд/мин, что на 10-15 уд/мин ниже, чем у неспортсменов. Это может быть следствием как продолжительной многолетней тренировки, так и конституциональных (врожденных) особенностей. Не исключено, что к снижению максимальной ЧСС может вести само увеличение объема сердца.

Максимальный сердечный выброс у спортсменов повышается исключительно за счет увеличения систолического объема. В какой степени увеличен систолический объем, в такой же повышается и максимальный сердечный выброс, а следовательно, и МПК. Увеличение систолического объема - это главный функциональный результат тренировки выносливости для сердечнососудистой системы и для всей кислородтранспортной системы в целом.

Большой систолический объем при относительном сниженной ЧСС главным образом определяет и увеличенный кислородный пульс, т. е. количество потребляемого кислорода, приходящееся на каждое сокращение сердца.

Увеличенный максимальный систолический объем возможен благодаря прежде всего:

большим размерам полостей сердца (желудочков), т. е. увеличенной конечно-диастолической и функциональной остаточной емкости желудочков;

увеличенному венозному возврату крови к сердцу, что обеспечивается, в частности, за счет относительно большего общего объема циркулирующей крови и центрального объема крови;

повышенной сократимости миокарда, что обеспечивает более полное опорожнение желудочков, т. е. более полное использование резервного объема крови тренированным сердцем.

Следует также отметить, что у нетренированных людей систолический объем нарастает с увеличением рабочей нагрузки чаще всего примерно до 40% МПК. При дальнейшем повышении нагрузки он заметно не меняется и сердечный выброс растет почти исключительно за счет увеличения ЧСС. У тренированных спортсменов систолический объем часто увеличивается вплоть до максимальной аэробной нагрузки. Это означает, что у них рост систолического объема (с повышением ЧСС) является резервом увеличения сердечного выброса при работе большой мощности, вплоть до максимальных аэробных нагрузок. Кроме того, отсюда следует, что при каждом сокращении сердце спортсмена способно выбрасывать большой объем крови даже при ЧСС 185-190 уд/мин. Это возможно только благодаря повышенной сократимости миокарда. Вероятно, при еще более высокой ЧСС, систолический объем должен уменьшаться из-за критического укорочения диастолы (времени наполнения) и систолы (времени сокращения). Это может объяснить, почему максимальная ЧСС у хорошо тренированных спортсменов редко превышает 190 уд/мин.

При немаксимальных аэробных нагрузках с одинаковым потреблением О2 сердечный выброс у хорошо тренированных спортсменов в среднем такой же, как и у нетренированных людей. Очень небольшое снижение его обнаружили лишь немногие исследователи у спортсменов в состоянии высокой тренированности (" спортивной формы").

Частота сердечных сокращений у спортсменов, как и у нетренированных людей, повышается линейно с увеличением нагрузки или скорости потребления О2. При одинаковой абсолютной нагрузке (одинаковой скорости потребления О2) ЧСС у спортсменов ниже, а, следовательно, систолический объем выше, чем у неспортсменов. Чем выше тренированность спортсмена и чем выше его аэробные возможности (МПК), тем ниже ЧСС при выполнении любой немаксимальной аэробной нагрузки.

Снижение ЧСС при выполнении любой немаксимальной аэробной работы является наиболее постоянным и наиболее выраженным функциональным изменением в деятельности сердца, связанным с тренировкой выносливости. Сравнительно низкая ЧСС при относительно большом систолическом объеме указывает на эффективную работу сердца. В отличие от брадикардии покоя, которая у тренированного человека является в основном результатом усиления парасимпатического торможения, относительная рабочая брадикардия связана, по-видимому, с уменьшением симпатических возбуждающих влияний на сердце.

Большие различия между нетренированными людьми и спортсменами с разным уровнем аэробных возможностей выявляются лишь тогда, когда сравниваются абсолютные показатели ЧСС (уд/мин) при одинаковых абсолютных нагрузках, т. е. при одинаковой скорости потребления О2, выраженной в л/мин. Эти различия сильно уменьшаются, когда сравнивается ЧСС при равных относительных аэробных нагрузках, т. е. при одинаковой относительной скорости потребления О2, выраженной в процентах от индивидуального " кислородного потолка" (%МПК). Этот факт можно понять, если учесть, что интенсивность симпатоадреналовых влияний во время мышечной работы пропорциональна относительной рабочей нагрузке на кислородтранспортную систему, определяемой по %МПК.

Разница пульсовой реакции на нагрузку у людей с разным уровнем тренированности практически полностью исчезает, если не только нагрузка, но и ЧСС выражаются в относительных величинах. Иначе говоря, при равных относительных аэробных нагрузках (одинаковом % МПК) относительная рабочая пульсовая реакция (% максимальной ЧСС) в среднем одинакова у людей с разной степенью тренированности (с разным МПК).

 

.2 Размеры, эффективность работы сердца

 

Как уже говорилось, важнейшими механизмами, обеспечивающими увеличение производительности сердца (сердечного выброса), служат увеличение - размеров сердца (дилятация), повышение сократимости миокарда, а также рост эффективности работы сердца. Все эти механизмы взаимосвязаны.

" Большое (спортивное) сердце". В литературу впервые понятие ввел ученый Хенше в 1899 году. Под этим понятием он подразумевал увеличенное в размерах сердце спортсмена и рассматривал это явление как патологическое. Определение, данное соотечественником Г. Ф. Лангом спортивному сердцу; термин «Спортивное сердце» можно понимать двояко:

.как сердце работоспособное (в смысле способности удовлетворять, в результате систематической тренировки, более высокими требованиями, предъявляемым ему при усиленной и длительной физической работе);

.как сердце патологически измененное, с пониженной работоспособностью в результате чрезмерных напряжений спортивного характера.

Говоря о спортивном сердце следует упомянуть работу крупного советского терапевта В. Ф. Зеленина, который расценивал увеличение сердца как адаптацию и обратил внимание на то, что увеличение сердца спортсменов происходит главным образом за счет увеличения его полостей. Увеличение размеров сердца является следствием либо увеличения его полостей, либо утолщения стенок желудочков.

У представителей видов спорта, требующих проявления выносливости, общий объем сердца, определяемый по рентгенограммам, в среднем значительно больше, чем у представителей других видов спорта и у не спортсменов.

Общий объем сердца у выносливых спортсменов превышает 1000 см3 (максимально до 1700 см3), а у других спортсменов ненамного больше, чем у нетренированных людей, - около 800 см3. Еще большие различия выявляются в относительных объемах сердца, т. е. в отношении общего объема сердца к весу тела. У спортсменов, тренирующих выносливость, относительный объем сердца равен в среднем 15 см3/кг (максимально - до 20 см3/кг), а у нетренированных - около 11 см3/кг. У спортсменов, тренирующих выносливость, между общим и относительным объемами сердца, с одной стороны, и МПК, с другой, выявляется положительная корреляционная связь. В среднем, чем выше спортивная квалификация (спортивный результат), тем больше объем сердца у спортсменов одной специализации.

Общий размер сердца зависит от объемов его полостей и от толщины их стенок и поэтому может изменяться, как за счет дилятации (увеличения размеров полостей), так и за счет гипертрофии миокарда (утолщения стенок полостей.

Для сердца спортсменов, тренирующих выносливость, характерны большая дилятация желудочков и нормальная или слегка увеличенная толщина их стенок. Дилятированные желудочки способны вмещать большое количество крови в период диастолы, что создает предпосылки для увеличенного систолического объема.

Наоборот, у представителей скоростно-силовых видов спорта сердце обычно имеет нормальные или лишь слегка увеличенные размеры полостей желудочков, но заметную гипертрофию стенок. Общий объем сердца у этих спортсменов может превышать таковой у неспортсменов, но способность увеличивать систолический объем у тех и других почти одинаковая.

Таким образом, гипертрофия сердца специфична - тип ее определяется особенностями тренировочной деятельности. Упражнения на выносливость характеризуются многократными, но относительно небольшими по силе сокращениями большого числа скелетных мышц и требуют поддержания большого объема сердечного выброса. В ответ на действие таких тренировочных стимулов, которые можно назвать " объемным стрессором", возникает дилятация полостей сердда большим количеством крови, заполняющим их и вызывающим повышение конечно-диастолического давления. Поэтому данный тип гипертрофии называют тоногенной дилятацией (тонос - давление). При выполнении скоростно-силовых упражнений необходимо сильное кратковременное повышение АД («стрессор напряжения»). В ответ на этот стимул развивается гипертрофия сердца с утолщением стенок желудочков.

В основе гипертрофии миокарда лежит усиление синтеза белка в миокардиальных волокнах. Причем при тренировке выносливости в сердце усиливается синтез не только контрактильных белков (актина, миозина и др.), но и белков, связанных с его окислительным метаболизмом, в частности митохондриальных белков и ферментов. Параллельно увеличивается и число капилляров, что улучшает условия кровоснабжения и аэробного метаболизма сердечной мышцы.

Эффективность работы дилятированного сердца. Дилятация сердца дает ему ряд энергетических преимуществ. Дилятированное сердце спортсмена позволяет в большей степени: повышать сердечный выброс за счет увеличения систолического объема при относительно низкой ЧСС. Это снижает энергозатраты сердца и повышает его механическую эффективность по сравнению с нетренированным сердцем, обеспечивающим такой же сердечный выброс за счет более высокой ЧСС. Кроме того, удлиненные миокардиальные волокна дилятированного сердца развивают большее напряжение при меньшем укорочении, чем волокна сердца обычных размеров (механизм Франка-Старлинга). В результате спортсмены с большим объемом полостей сердца способны поддерживать большой систолический объем даже при высокой ЧСС.

 

Определение понятия «спортивная форма», «пик спортивной формы», закономерности развития спортивной формы, фазовый характер приобретения спортивной формы, взаимосвязь механизма формирования спортивной формы с периодизацией годового цикла тренировки.

 

Понятие спортивной формы. Фазы ее развития.
Спортивная форма — это состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата, которое приобретается при определенных условиях в каждом годичном цикле (макроцикле) тренировки.
Спортивная форма характеризуется комплексом физиологических, медицинских и психических признаков. В целом она представляет собой гармоническое единство всех сторон подготовки спортсмена: физической, технической, тактической, психологической. Основным показателем спортивной формы, являются результаты в конкретных соревнованиях (восхождениях).
Спортивная форма имеет фазовый характер. Различают три фазы развития спортивной формы: приобретение, сохранение (стабилизация) и временную утрату (Рис.6). На рисунке, на оси ординат обозначен график приобретения спортивной формы. Пик спортивной формы приходится на 100%. Спортсмен старается набрать пик формы к главному старту в сезоне.
Фаза приобретения спортивной формы — характеризуется повышением общего уровня функциональных возможностей организма, развитием физических и волевых качеств, формированием необходимых технических навыков.
Фаза сохранения — характеризуется стабилизацией спортивной формы на требуемом уровне, обеспечивающей оптимальную готовность к спортивным достижениям. В этой фазе достигается пик формы, но время ее сохранения ограничено.
Фаза временной утраты спортивной формы — характеризуется переключением организма на процессы восстановления после тяжелых нагрузок.
Возникает вопрос, почему спортивную форму нельзя сохранять на максимальном уровне постоянно? Существует несколько причин препятствующих этому. Во-первых, это возможно только при непрерывном выполнении спортсменом максимальных нагрузок, что естественно не возможно, так как привело бы его к истощению.
Во-вторых, организму необходимо давать возможность не только восстанавливаться, но и формировать какие-то новые качества. В-третьих, наличие календаря соревнований, а в альпинизме сезонность восхождений, не требуют от спортсмена быть в пике формы на протяжении всего года и соответственно утрата формы неизбежна. И в-четвертых, по мере спортивного совершенствования, у спортсмена понятие " спортивная форма" существенно видоизменяется. Так, например, в одном сезоне спортсмен совершает восхождение в скальном классе, в следующем - в высотном классе, и соответственно к каждому из них он должен набрать качественно новую " спортивную форму» Поэтому попытка сохранить один раз приобретенную форму, в спорте равносильна стоянию на месте.

Рассматривая фазы развития спортивной формы можно сделать вывод, что для процесса тренировки характерен относительно законченный кругооборот определенных периодов. Каждая фаза развития спортивной формы достигается при особом, строго определенном содержании и построении тренировки.

В связи с этим учебно - тренировочный процесс имеет три периода:

подготовительный, за время которого создают предпосылки для приобретения спортивной формы и обеспечивают ее непосредственное становление;

соревновательный, где тренировка направлена на сохранение спортивной формы и на реализацию ее в спортивных достижениях;

переходный, обеспечивающий активный отдых и связывающий между собой два цикла тренировки. Эти три периода составляют в сумме один – два цикла тренировки. Например, при розыгрыше первенства РБ по футболу учебно-тренировочная работа проводится в течение одного годичного цикла. Баскетболисты, волейболисты, участвующие в соревнованиях зимой и летом, сводят учебно-тренировочную работу в два больших цикла: один цикл — осенне-зимний (примерно октябрь — март), второй — весенне-летний (примерно апрель — сентябрь).


Примерная схема периодизации учебно-тренировочного процесса

Длительность периодов и их содержание зависят от подготовленности занимающихся (возраста, пола, состояния здоровья, степени физической подготовленности, спортивного разряда, вида спортивной игры, сроков соревнований, климатических условий и др.).

В каждом периоде учебно-тренировочного процесса проводятся все виды подготовки (физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая). Однако в различные периоды тренировки тем или иным видам подготовки уделяется больше или меньше внимания.

Подготовительный период начинается с каждым новым циклом учебно-тренировочного процесса, а завершается к началу первых календарных игр основных соревнований. Длительность подготовительного периода зависит от того, какой объем нагрузки необходим для закладки новых основ достижений. При этом решающую роль играют специфические особенности того или иного вида спорта, тренировочный стаж и способность переносить нагрузки. Как при одноцикловой, так и при двухцикловой периодизации подготовительный период должен быть больше, чем соревновательный. У подрастающих спортсменов длительность его должна составлять около двух третей всего времени цикла. Такой срок необходим прежде всего в интересах полноценной физической и технико-тактической спортивной подготовки.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Цель тренировки Обеспечить приобретение спортивной формы, гарантирующую достижение результатов, соответствующая возможностям спортсмена в данном микроцикле Задачи: 1. приобретение и дальнейшее улучшение общей физической подготовки с помощью разнообразных средств из различных видов спорта и гимнастики; 2. дальнейшее развитие быстроты, силы, выносливости и других качеств, способствующих лучшему освоению технических и тактических приемов игры; 3. изучение техники и тактики игры, совершенствование ранее изученных приемов и действий; 4. дальнейшее совершенствование морально-волевых качеств; 5.приобретение новых теоретических знаний.
Этапы, входящие в период Общеподготовительный Направленность тренировки -создание, расширение и совершенствование предпосылок формирования спортивной формы: повышение уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических способностей, пополнение фонда двигательных навыко и умений Типичными формами мезоциклов на этапе являются втягивающие и базовые. Число мезоциклов зависит от уровня подготовленности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и друг» обстоятельств Специально-подготовительный Направленность тренировки -обеспечение становления спортивной формы. Фундаментальные предпосылки, сформированные на первом этапе, требуется свести воедино и обеспечить гармоническое единство компонентов готовности к спортивным достижениям Создание спортивной формы достигается в результате выполнения упражнений, частично или полностью моделирующих соревновательную деятельность. Поэтому увеличивается доля специальной подготовки. Изменяется и состав средств в пользу увеличения количества соревновательных упражнений Повышается роль и частота применения соревнований, как формы занятий, так и метода тренировки

 

На этапе общей подготовки большее внимание уделяется физической подготовке. ориентирована здесь на развитие «базовых» предпосылок спортивного результата. расширения объема тренировки повысить способность спортсмена переносить нагрузки, с тем чтобы создать физические, спортивно-технические, тактические, интеллектуальные и психические предпосылки более высоких спортивных достижений в избранном виде спорта. На этом этапе объем нагрузки выше, а средняя ее интенсивность ниже, чем на последующих этапах цикла. помогает подвести спортсмена к состоянию, на котором ему доступны более интенсивные нагрузки на последующих этапах и более стабильные достижения в течение всего соревновательного периода. «Воздержанность» в тренировочной нагрузке, особенно недостаточное повышение объема ее, влечет за собой недостаточный прирост достижений, недостаточную их стабильность и неспособность успешно пройти соревновательный период вплоть до его кульминационного момента.

Ей отводится до 40—45% общего времени. Соотношение общей и специальной физической подготовки в это время составляет примерно 2: 1. На техническую подготовку на этом этапе отводится 35—40%, а на тактическую — 35—40% 20—25% общего времени. Психологической и теоретической подготовке уделяется большое внимание на всех этапах.На первом этапе решается задача создания прочного фундамента физической подготовки. На нее отводят до 45% времени тренировочных занятий. На долю совершенствования техники приходится до 40%, на тактическую подготовку — до 25% времени. На протяжении всего этапа проводится работа по воспитанию морально-волевых качеств, по теоретической подготовке. Усложняются задания по технике и тактике, в учебных двусторонних играх проводится комплектование звеньев команды, отрабатываются их взаимодействия. в первую очередь отрабатывают «связки» элементов и комбинации

2 этап - специально-подготовительный - Специальная физическая подготовка начинает доминировать над общей физической. Соотношение общей и специальной физической подготовки составляет примерно 1: 2. физической подготовки. Технической подготовке отводится примерно 30—35%, а тактической — 50—55% общего времени.

В результате занятий в подготовительном периоде перед началом соревнований должен быть достигнут уровень подготовки более высокий, чем в предыдущем году. В совершенствовании техники основное внимание уделяется точности и быстроте выполнения игровых приемов. Усложняются условия выполнения приемов. По тактической подготовке отрабатываются системы взаимодействия в защите и нападении. Командные взаимодействия совершенствуются в двусторонних учебных и товарищеских встречах. Возрастает интенсивность в выполнении нагрузок. Технику здесь осваивают и закрепляют преимущественно в связи со специфическими соревновательными нагрузками, чтобы выработать соревновательный динамический стереотип. Благодаря этому создаются оптимальные связи между физическими способностями и двигательными навыками, а также достигается высокая стабильность спортивной техники в условиях соревнования. В то время как общий объем нагрузки приблизительно сохраняется, интенсивность ее в специальных и в соревновательном упражнениях нарастает Если же спортсмен в течение соревновательного периода не достигает лучших, чем в начале его, результатов или даже ухудшает свои результаты, то это часто свидетельствует о том, что на втором этапе подготовительного периода была слишком быстро повышена интенсивность, слишком завышена доля специфической соревновательной нагрузки, а общий объем нагрузки в конце периода был чрезмерно сокращен.

Для подготовительного периода особенно выгодна такая организационно-методическая форма, как круговая тренировка. Оценивать интенсивность упражнений на занятиях может 1 человек. Ведется хронометраж занятий. Регистрируется содержание и продолжительность упражнений (перерывов) с точностью до полной минуты, а также темп выполнения каждого упражнения. Вычисление нагрузки проводится в такой последовательности: 1) интенсивность упражнения, 2) объем каждого упражнения, 3) общий объем занятия, 4) средняя интенсивность занятия.

По этим показателям можно вычислить объем и среднюю интенсивность нагрузки за неделю, месяц и т. д.

Соревновательный период

Соревновательный период включает отрезок времени от первой до последней игры календарных соревнований.

ССоревновательный период. ЗОсновные задачи периода: оптимально развить и стабилизировать достижения спортсмена, способствовать достижению максимальных и стабильных результатов; сохранить спортивную форму в течение периода ответственных соревнований и реализовать ее в высокий для данного уровня тренированности спортивный результат. Основные черты Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной (для макроцикла) специальной тренированности
  1. дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовки; 2. совершенствование и закрепление спортивной техники; 3. овладение тактикой и приобретение опыта соревнований; 4.совершенствование моральной и волевой подготовки Технико-тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до высокой степени совершенства (увеличение степени надежности и вариативности, развитие тактического мышления) Специальная психическая подготовка направлена на мобилизацию физических и духовных сил и регулирование эмоциональных и волевых проявлений в спортивных состязаниях Особое внимание уделяется интегральной подготовке, важнейшим средством которой являются целостные соревновательные упражнения
  Основное структурное звено периода Подводяший микроцикл основное соревнованиенослесоревновательная фаза восстановления. При большой продолжительности соревновательного периода структура усложняется

Так как соревновательный период в спортивных играх очень продолжителен (до 6—7 м), то появляется необходимость дифференцированного планирования тренировок в зависимости от предстоящих игр. В начале объем нагрузок остается на уровне подготовительного периода. Затем объем постепенно сокращается, но зато возрастает интенсивность. К концу периода и объем, и интенсивность падают. В зависимости от интервалов между календарными встречами определяется оптимальное количество тренировок. Их может быть от 3 до 5 в неделю, в зависимости от класса команд и за учебными занятиями. Их объем и интенсивность также зависят от подготовленности, возраста и других причин.

В этом периоде много внимания уделяют тактической подготовке и психологическому состоянию игроков (установках на игру, проводится анализ игры, тактических схем, средств).

Эти задачи решаются с помощью специфических соревновательных нагрузок в тренировке и участия в соревнованиях. Ростом результатов в соревновательном периоде можно управлять в первую очередь с помощью частоты соревнований и объема специфических соревновательных нагрузок.

Если соревновательный период продолжается и после главных состязаний (спартакиад, юношеских первенств и т. д.), то рекомендуется включить особый этап в несколько недель, в течение которого доля специфических соревновательных нагрузок уменьшается, а общий объем нагрузок повышается за счет введения большого числа общеразвивающих упражнений (активный отдых!). Соревнования в это время нежелательны. Задача на данном этапе — восстановить физические и психические силы.

Переходный период начинается с окончания официальных соревнований и продолжается до начала тренировочных занятий в новом годичном цикле.

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Задачи: 1. постепенное снижение объема и интенсивности нагрузок; 2. полное физическое и психическое восстановление спортсмена, осуществление полноценного активного отдыха и сохранение определенного уровня тренированности 3. анализ результатов соревнований и всей учебно-тренировочной работы, проведенной за год.. Причины появления Реализация спортивной формы в спортивный результат связана с максимальными физическими и психическими напряжениями, которые приводят к исчерпанию адаптационных возможностей организма, что может привести к перетренировке Спортивная форма как оптимальное сочетание компонентов готовности спортсмена является таковым только для достигнутого в макроцикле уровня тренированности
Основное содержание занятий Общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха (смена характера и условий деятельности), физическая реабилитация Объем, интенсивность и частоту занятий надо подбирать так, чтобы, с одной стороны, был обеспечен отдых спортсмена, а с другой — могла сохраниться на достаточно высоком уровне его тренированность.      
Структура периода Два-три мезоцикла, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных      

Если в соревновательном периоде была значительно израсходована физическая и психическая энергия, новому подготовительному периоду должен предшествовать активный отдых — переходный период. Этот период относительно короток (не больше четырех недель). Это необходимая предпосылка для перехода в новом подготовительном периоде к большему объему нагрузки. Если же нагрузка повышается в стадии неполного восстановления, то в подготовительном периоде возникнут адаптационные трудности.

Уже к концу соревновательного периода, после последнего крупного соревнования, нужно постепенно сокращать объем специальных нагрузок. Во время переходного периода спортсмен должен заниматься теми упражнениями, которые ему наиболее интересны. В каждом отдельном случае нужно решать вопрос, оставить ли в программе тренировки специфические упражнения (соревновательные и специальные).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.