Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разметка листа.






Определение высоты букв минускула зависит от выбранной вами величины маюскула (или наоборот). По пропорции Золотого сечения, если высота прописных букв 8 модулей, то строчные будут 5 модулей, и т. д. В начале строк напишем себе модульные подсказки рабочим каллиграфическим широким пером, они зададут высоту букв. Теперь рассчитываем интерлиньяж. Помним, что некоторые буквы (б, в, д, з, у, р, ф) имеют выступающие вверх и вниз от основной линии письма выносные элементы – они в рассматриваемых нами пропорциях будут длиной 3 модуля примерно. Таким образом, интерлиньяж (пространство между строками) определяется суммой длин выступающих элементов, плюс небольшое пространство в ещё один модуль, чтобы они не «слипались», если вдруг встретятся одновременно и нижний выносной элемент, и верхний со следующей строки. То есть 3+1+3=7. При разметке строк под минускул получаем формулу: 5-7-5-7 и т.д. модулей. Строка 5, интерлиньяж 7, снова строка 5. Замеряем интервалы и размечаем строки остро отточенным карандашом и линейкой, угольником. Также можно воспользоваться для быстрой разметки двумя циркулями (есть специально для разметки, без грифеля). Следим, чтоб полученные линии были параллельны. Если вы заинтересовались циркульной разметкой, то выполняют её так: один циркуль закрепляют в размер высоты строки, а второй в размере интерлиньяжа, и делают поочередно ими «шаги». Разметка для этого упражнения каллиграфии наносится с двух сторон листа. Затем по этим точкам проводят строки по линейке.

Поля.

Немаловажно оставлять чистые поля по краям рабочего листа. Сразу возникает вопрос: а как определяется ширина полей? Согласно оптическим свойствам восприятия, нижнее поле листа должно быть шире, чем остальные, а верхнее чуть поуже боковых. В этом случае масса текста смотрится уравновешенно в поле листа. При переходе к конкретным вычислениям снова нам придёт на помощь числовой ряд Золотого сечения…

Можно определять ширину полей «на глаз», опираясь на уже имеющийся каллиграфический опыт. Делается это так: мысленно или на «черновике» планируется, сколько места займет текст (много его или мало по отношению ко всему листу). Затем в зависимости от выбранного размера букв и интерлиньяжа смотрим – каким получается текстовый блок по плотности (образно говоря, как некий раствор в стакане – насыщенный или прозрачный – в зависимости от самого выбранного шрифта и апрошей), от этой плотности текста зависит ширина полей. Для плотного текста нужно широкое поле вокруг, а для прозрачного, соответственно, поуже, тогда лист будет выглядеть гармонично. Итак, ещё раз убеждаемся, что в каллиграфии всё взаимосвязано и взаимообусловлено.

Для практического понимания описываемых ситуаций и накопления каллиграфического опыта работы предлагаю писать любые упражнения, даже «крючки и палочки», постоянно имея в виду задачу оптимального определения ширины полей. Как вы уже поняли, в каждом случае это решается индивидуально. Например, интересно и полезно будет написать несколько листов с примерно одинаковыми строками из букв или буквенных орнаментов, но в каждом листе, варьируя апроши и интерлиньяж, оставить широкие поля, средние и узкие. Отметим также, что во всех учебниках по типографике и шрифту есть информация о рассчитывании полей листа.
В одном из последующих уроков займёмся изучением геометрических способов определения ширины полей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.