Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 63. Репортаж как жанр телевизионной и газетной журналистики.






Аудиовизуальные и печатные СМИ: основные отличия. Основные элементы телевизионного репортажа: закадровый текст сообщения, видеоряд, звуковой фрагмент или синхрон, шумы (интершум и люфт). Виды современного газетного репортажа. Основные элементы газетного репортажа, предмет, цели, тематика жанра, композиция. Примеры из творчества известных современных репортёров (печатных и аудиовизуальных СМИ).

Репортаж – наиболее распространенный, жанр тележурналистики.

Возник термин в середине прошлого века, но вполне понятно, что и до появления его в периодической печати встречались сообщения, содержащие некоторые репортажные элементы.

репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

В сущности, вся история журналистики - история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии.

телекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телезрителя (точнее, телезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.

журналист в большинстве случаев выступает свидетелем, а иногда и участником отражаемого действия.

По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.

Синхрон(естественные шумы, речь участников), видео ряд, закадровый текст, стенд ап.

К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические (проблемный) и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может – вредной и непрофессиональной. Но обо всем по порядку.

Первая, начальная форма использования репортажа может быть названа некомментированным показом, или трансляцией события (в прямом эфире или в записи).

Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений. Сюда относятся имеющие основополагающее значение заседания высших законодательных органов страны, пресс-конференции отечественных и зарубежных государственных деятелей, представляющие всеобщий интерес, спортивные состязания, в которых комментарий сведен до минимума.

В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер – это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия.

Цель репортажа - оперативно, динамично и достоверно рассказать «историю события», причем репортер выступает как свидетель или участник этого события.
Известно несколько видов репортажа. Репортаж в печати использует исключительно словесно-логическую символику письменной речи; радиорепортаж существенно ближе к событию, отражая его реальное течение во всем богатстве звучания - от рассказа репортера, наблюдающего динамику развития события, до передачи всевозможных шумовых характеристик. Но и газетный, и радиорепортаж лишены данного компонента - зрелищности.
Зрелищность присуща кинорепортажу. Кино, однако, показывает - в данный момент - событие, которое происходило в прошлом, было зафиксировано на пленке и соответствующим образом обработано посредством монтажа (уплотнено во времени, из него изъято все побочное, второстепенное), причем репортер до комментирования (озвучивания пленки) осведомлен о всех перипетиях действия, его кульминации, исходе. Здесь, при всем различии изобразительно-выразительных средств, обнаруживается некоторое сближение с работой репортера газетного; «сжатие» события, сообщение второго порядка (в прошедшем времени), т.е. результат предварительного отбора, композиционной
обработки и пр.
В газете и на радио репортер должен, прежде всего «нарисовать» событие, поэтому описательная функция - главная в творческой работе газетного и радиорепортера.
Иначе обстоит дело в телевидении: телекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телезрителя, так же, как и он, переживая волнение первой встречи с событием. Понятно, что описательная функция осуществляется камерами, репортер же становится комментатором, анализирующим развивающееся действие.
Непосредственная (прямая) передача, так же как и запись (съемка) ведутся по одним и тем же изобразительно-выразительным законам. Поэтому стилистически прямой и зафиксированный репортаж - явления одного порядка; монтаж, выполняющий в основном задачу отбора, этой стилистики практически не разрушает.
Таким образом, можно сказать, что телевизионный репортаж - это показ события, происходящий в реальном времени и пространстве.
Использование жанра «репортаж», как совокупности методов максимально достоверного, приближенного к жизни изображения действительности - и реальной, и созданной авторской фантазией, присуще всем жанрам журналистики. Однако существуют основные, определяющие черты, органически присущие телерепортажу.
Объект репортажа - реальное событие, динамичный, относительно законченный отрезок жизни, наиболее актуальный и существенный в цепи сходных явлений. Но предметом внимания может быть не только событие: репортаж может использовать событие как повод, толчок к развитию действия, в дальнейшем направляемого, организуемого репортером. Следовательно, объектом репортажа может быть как событие в целом (выступление руководителя государства, концерт и т.п.), так и его часть (например, запуск космического корабля как повод для показа научно-технических достижений). Но событийность остается одним из существенных признаков жанра.
Назначение жанра - информационное, репортаж, его структура не оставляют в газете или на радио места для авторского анализа, для отходов от описания развивающегося действия, для обобщений и выводов. Такая возможность появляется лишь у телевизионного репортера благодаря изобразительно-описательной работе камер.
Композиция репортажа, следовательно, либо полностью, либо частично обусловлена характером объекта - естественной динамикой события; можно говорить а «реальной фабульности» репортажа, о его «саморазвитии» либо действительном (когда камеры и репортер идут за событием), либо организованном (когда пружина действия - репортер в кадре, форсирующий развитие действия).
Изобразительно-выразительные средства телевизионного репортажа - это монтажное «слияние» кадров в непрерывный поток изображений, сопровождаемых звучащим текстом. (Преобладание кадров прямой передачи, несущих зрителю образ настоящего, над кадрами, зафиксированными ныне, уже не может считаться определяющим признаком репортажа на телеэкране.)
Жанр требует и особых литературно-стилистических средств: лаконизма и конкретности, эмоциональной приподнятости, ритмического соответствия словесно-логического ряда объективному характеру отображаемого события.
Репортаж телевизионный - это, используя известное выражение уже не в переносном, а в прямом смысле слова-«жизнь в формах самой жизни». Наблюдая процессы реальной действительности в их возникновении, становлении и развитии, репортер создает особое состояние сопричастности, психологического и эмоционального соучастия аудитории. Это состояние называют «эффектом присутствия», и его также следует считать одним из основных признаков жанра.
«Эффект присутствия» возникает у аудитории не только вследствие восприятия зрительного образа настоящего, но и в результате усилий журналиста, ведущего репортаж. За исключением трансляций, телерепортаж несет на себе печать активного отношения журналиста к происходящему. Это жанр персонифицированный, явление личностной журналистики. Камеры, несущие поток изображений, выполняют функцию собственно» информационную, репортер обращен к оценке, разъяснению событий.
Репортаж - это жанр-разведчик. И репортер должен всегда находиться на передовых рубежах жизни. В умении среди множества событий отобрать самое существенное, самое характерное и важное в данный момент раскрывается не только профессионализм репортера, но и его профессиональная зрелость, его мировоззрение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.