Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 33. Основные современные издательские группы Европы.






Монополизация прессы. Совмещение выпуска периодических изданий с книгоиздательской и другими видами коммерческой деятельности. Понятия «издательская группа», «концерн». Издательские группы Великобритании: Associated newspapers, Mirror Group Consortium, Thomson Regent newspapers, News Corporation (транснациональный), United newspapers. Издательские группы Франции: Le groupe " Hachette" (Ашетт), Le groupe de presse Hersant (Группа Эрсана), Charger, Alcatel Alstom & Havas. Концерны Германии: «Аксель Шпрингер»/ Axel Springer Verlag, «Хуберт Бурда Медиа», «Бертельсманн»/ Bertelsmann, Sü ddeutscher Verlag, Heinrich Bauer-Verlag.

С тех пор как в 1892 году Скриппс вместе со своим партнером Макрэ основал первую «цепь» из пяти газет, процесс монополизации прессы не прекращался. В США подсчитано, что, начиная с 1962 году, «заинтересованные финансовые группы» скупали примерно по 68 «независимых газет» в год. В 1979 году тираж ежедневных газет, принадлежащих монополистическим объединениям, составил 71% общего тиража газет. При этом из 38 ежедневных газет, которые перешли в собственность другого владельца, за 7 месяцев 1979 году, 34 стали собственностью именно монополистических объединений.

Немаловажно и то, что особенно активно наращивают свою мощь газетные группы, которые и по числу изданий, и по тиражу давно занимают лидирующее положение. В 1979 году в США с 11 до 13 увеличилось число монополий, совокупный разовый тираж газет которых превысил 1 млн. экземпляров. В результате эти 13 монополий контролируют 42% ежедневных газет и 50% – воскресных. Неуклонно сокращается число так называемых независимых газет, находящихся в семейном владении.

Содержание коммуникаций во многом определяет монополия на информацию. Современная пресса является мощным, разветвленным и гибким орудием в руках господствующего класса и умело используется им для идеологической обработки масс, для обеспечения поддержки проводимого политического курса. Издание крупнейших газет и журналов в ряде наиболее развитых в информационном отношении стран сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов, газетных трестов и других объединений, собственники которых тесно связаны с наиболее могущественными группировками финансово-промышленной олигархии.

Наступление на средства массовой информации привело к невиданной ранее концентрации в руках немногих всех нитей руководства американской прессой. По подсчетам американских специалистов, 50 крупных корпораций контролируют почти все средства массмедиа США: 20 из них держат в своих руках более половины всех газет страны, 4 – телевидение; 10 – радиовещание, 12 царствуют в книгоиздательстве, 4 – в кинематографе. В начале 80-х годов во всех городах США, где издавались ежедневные газеты, 98% из них контролировались из одного центра. Из 1700 ежедневных газет в США свыше 1000 принадлежали к «цепям».

Концентрация и монополизация средств массовой информации идет высокими темпами. Этому, в частности, способствует отмена многих антимонопольных ограничений, которая была проведена многими странами вслед за США. Так, отменен запрет на основании студий кабельного телевещания телефонным компаниям, оказывающим телефонные услуги в данной местности; во многих странах нет ограничений на количество телестанций, принадлежащих одному физическому или юридическому лицу; разрешено дублирование передач средневолновых радиостанций станциями УКВ, отменены ограничения на владение одновременно эфирными станциями и кабельными каналами и т.п.

Монополизация СМИ в современных условиях идет по целому ряду направлений, среди которых основными можно считать следующие.

Прежде всего, это объединение (путем поглощения или на договорных партнерских началах), а также создание новых зависимых однотипных СМИ, например цепи газет, сети радио- или телестанций и т.д. Сюда следует отнести и экспансию каких-либо национальных СМИ в другие страны. Затем, объединение разнородных СМИ в единый комплекс (газета + радио + телевидение и проч.).

Третьим, наиболее распространенным, направлением можно считать приобретение различных средств массовой информации промышленно-финансовыми корпорациями, что позволяет большому бизнесу лоббировать свои интересы при подготовке важных государственных решений и формировать общественное мнение в нужном направлении. Кроме того, это позволяет добиваться финансовой устойчивости всей корпорации и несколько снижает степень зависимости СМИ от рекламодателей.

Четвертым направлением, доступным лишь мощным медийным компаниям, является приобретение ими промышленных предприятий, зачастую не связанных с редакционно-издательским или радио- телевизионным бизнесом. В некоторой степени подобную деятельность СМИ может продемонстрировать «Нью-Йорк таймс, корпорейшн» с дочерними организациями и фирмами. У корпорации есть свои лесные угодья в Канаде, целлюлозно-бумажные предприятия, издательства, радио- и телесети, организации компьютерщиков-программистов и т.д.

Пятым направлением можно назвать перераспределение информационных потоков в каналах коммуникации. Наблюдается перенос деловой информации в специализированные информационные агентства и компьютерные сети. Так, агентство Рейтер основную часть доходов получает не от подписки на международную информацию, а от распространения в реальном режиме времени сведений о биржевых сделках и т.п.

Процесс концентрации и монополизации СМИ на национальном рынке характерен для большинства стран; однако в настоящее время он дополняется активным внедрением в информационный бизнес транснациональных корпораций.

Концерн — финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений. Наиболее распространенная современная форма монополистического объединения многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных централизованному финансовому контролю и управлению.

Издательские группы Великобритании:

Группа компаний лорда Ротермира Associated newspapers - Совмещает газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, владеет газетами " Daily mail" и " Mail on Sandy", акции ряда коммерческих радиостанций, провинциальных газетно-издательских фирм, газетные компании " Nordkleef newspapers Group" и " Evening standard", издающие лондонскую вечернюю газету " The Standard - " 3намя". Группа получает доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанном бизнес, является крупным земельным собственником.

Mirror Group Consortium - Один из крупнейших в Европе газетных концернов, принадлежащий издательскому объединению " British Printing and Communication Corporation" и издательской компании " Pergamon Press". Дело продолжают сыновья, после гибели отца. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты " Mirror" и " Sporting Life", воскресные " Sandy People" и " Sandy Mirror".

Thomson Regent newspapers - В составе этой компании, принадлежащей канадскому магнату, - известная в Британии группа изданий " Thomson Regent newspapers". Консорциум контролирует около 15 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая издающиеся в Шотландии " Daily Record", " Sandy Mail" и " Scotsman…

Транснациональный холдинг News Corporation - Принадлежит австралийскому магнату, с 1985 г. гражданину США Рупперту Мэрдоку. Объединяет компании: " Times newspapers" (издающей общенациональные " Times", " Sandy Times") и " News Group newspapers" (издающей общенациональную газету " Sun" и воскресную " News of World" с самыми высокими около 4 милл. экз. каждая тиражами.

United newspapers - Газетно-издательский концерн финансиста Дэвида Cтивeнcа. Издает общенациональные газеты " Daily Star", " Daily Express", " Sandy Express", сотни провинциальных газет, в том числе одно из крупнейших региональных изданий " Yorkshire Post", а также журнал " Punch", " Countryman" и ряд других.

Издательские группы Франции:

Le groupe " Hachette" (Ашетт) - Была основана в 1826 году; нынче контролирует работу издательств " Грассе-Фаскель", " Файяр", " Сток", " Ле Шен", " Мазорин" … Издатель более трети общего количества учебных пособий и справочников, монополия на продажу книг, контролирует продажу газет и журналов через фирму " Нувель мессажри де ла пресс Паризьен" (49% акций). Объем производства - до 70 млн. экз. книг ежегодно, более 20 наименований газет и журналов, в частности, " Le Journal du Dimanche" (" Воскресная газета"), " Elle" (" Она"), " Тele 7 jours" (" Теленеделя")... За группой - около 1/5 журнальной продукции Франции.

Le groupe de presse Hersant (Группа Эрсана) - Основана в 1950 году Робером Эpcaнoм. Первым изданием был журнал для автолюбителей " Ото-журналь" Сегодня концерн контролирует около 1/5 части всей газетно-журнальной продукции страны, а также финансирует несколько бельгийских изданий. Сам Эрсан при жизни был владельцем 6 издательских компаний (самая крупная - концерн " Сокпресс"), выпускавших в Париже и провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализированных журналов. Группе Эрсана принадлежат влиятельные буржуазные ежедневные газеты " Фигаро", " Франс-суар" (" France-Soir" - " Франция вечером"), " Паризьен либере" (" Le Parisien Libere" - " Освобожденный парижанин") в Париже, " Дофине либере" (" Le Dauphine Libere" - " Oсвобожденная Дофине") в Гренобле, " Пари-Норманди" в Руане, " Сюд-Уэст" (" Sud-Ouest" - " Юго-Запад") - в Бордо… С начала 90-х годов концерн переживает экономические трудности. В 1994 году долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 годах снизились с 4 до 2, 6 млрд. франков. Эрсан был вынужден продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе и объединить три газеты в одну во Франции.

Charger - Именно промышленной группе " Шаржер" перешел после кризиса во французской прессе контрольный пакет акций газеты " Либерасьон". В 1994 году были истрачены колоссальные деньги на третье по счету преобразование этого издания, но затраты не спасли газету от кризиса.

Alcatel Alstom & Havas - В 1995 году эта одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций приобрела 21 процент акций французской группы " Гавас", которая при этом как бы взамен получила филиал " Алькатель Женераль оксиданталь", объединяющий журнальную периодику (" Экспресс", " Пуэн" и др.), книгоиздание, вклады в радиостанции (в частности, " Ностальжи") и телестанции (" Евроньюс"). Таким образом, " Гавас" становится мощным концерном, работающим в области журнальной периодики.

Концерны Германии:

Axel Springer Verlag - 1947 год. Гамбург. Предприниматель Аксель Цезарь Шпрингер создает газетно-издательский концерн, который в 1970 году преобразуется в АО “Axel Springer Verlag”. Контрольный пакет акций (51%) деляит между собой издательства Шпрингера (26, 1%) и братья Фридер и Хуберт Бурда (24, 9%). Интересы других акционеров представляют " Deutsche Bank", химический концерн " Schering", торговая фирма " Otto Versandt" и концерн " Mercedes Automobil Holding". В 1985 году после смерти Шпрингера большая часть его акций переодит к его вдове Фриде Шпрингер. Концерн Шпрингера выпускает около 80 процентов тиражей всех немецких газет, в том числе одни из крупнейших в ФРГ " Die Welt", " Bild", " Hamburger Abendblatt" и еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения " Hö r zu" и " Funkuhr”.

Bertelsmann/ «Бертельсманн» - Этот концерн ведет весьма агрессивную маркетинговую политику во всех без исключения СМИ, а также в издательстве книг, кинематографии, шоу-бизнесе и звукозаписи. " Bertelsmann" - владелец второго по величине (после " Axel Springer Verlag") газетно-журнального издательства " Gruner und Jahr AG", которое издает, например, журнал " Stern" (тираж свыше 2 млн. экз.) и еженедельную газету " Die Zeit", журналы " Kapital" и " Geo", иллюстрированную периодику для молодежи и женщин. Политически весомым изданием является издающийся в Гамбурге группой Аугштейна еженедельник " Der Spiegel" (тираж свыше 1 млн. экз.).

Sü ddeutscher Verlag - Наиболее известные продукты газетно-издательского объединения в Мюнхене - ежедневная газета " Sü ddeutsche Zeitung" и вечерняя " Abendzeitung". В этом же издательстве производятся десятки региональных (земельных) газет, буклеты, брошюры, книги.

Heinrich Bauer-Verlag - Концерн принадлежит Генриху Бауэру и, наряду с " Gruner und Jahr", играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Здесь производятся журналы " Quick", " Neue Revue", " Praline", еженедельник-газета " Das Neue Blatt", еженедельник-журнал " Bravo".

Hubert Burda Media — это международный издательский концерн, представительства которого находятся в Германии, Центральной и Восточной Европе, Росии и Азии. На сегодняшний день сфера деятельности концерна — это выпуск 262 журналов в Германии и других странах, доли в многочисленных интернет-проектах и радиостанциях, ТВ-проекты и директ-маркетинг. Кроме того, концерн Hubert Burda Media задает высокую планку и в таких областях, как Digital Business и Digital Lifestyle. 75 журнала концерна издаются в Германии: Bunte, Freundin, Frau im Trend и т. д. Кроме того, концерн выпускает такие известные международные журнальные бренды, как Elle (Германия), InStyle (Германия), Playboy (Россия, Германия) и другие. Из собственных брендов (а большинство изданий Hubert Burda Media — собственные) достаточно привести в пример знаменитые журналы Lisa, Focus и Bunte. За последние пять лет число журналов, издаваемых за пределами Германии, увеличилось в два раза: 188 журналов выпускаются дочерними компаниями Burda Eastern Europe, Burda Holding International, Medien Park International и Vogel Burda Holding. Концерну Hubert Burda Media принадлежат также типографии в Оффенбурге, французском городе Вье-Танн и в столице Словакии Братиславе. На предприятиях Hubert Burda Media работает более 7 900 сотрудников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.