Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 27. Современные СМИ Великобритании.






Особенности рынка периодических печатных изданий Великобритании. Монополия «News Corp.» Руперта Мердока. Типология британской прессы. Ведущие газеты и журналы: «Таймс», «Сан», «Файнэншл Таймс», «Гардиан», «Дэйли Миррор», «Индепендент», «The Economist», «BBC Focus», «Nature» и др. Телевидение и радио. Дуальная модель вещания: общественное и частное (BBC и British Sky Broadcasting). Информационное агентство «Рейтер» как одно из ведущих в мире.

Современная система британских СМИ – итог их 300-летнего развития. Первая лондонская газета «Дэйли Мэйл» вышла в 1702 г. К концу XX века сформировалась достаточно стройная модель прессы Великобритании, уни-кальность которой заключается в ее экономическом и типологической сво-еобразии1.

С экономической точки зрения рынок печатных СМИ Британского Королевства поделен между крупными газетными корпорациями. Любопытно, что перед тем как в середине XX столетия появились влиятельные медиа-группы, владельцами печатных изданий в Великобритании были пред-приниматели, которых называли не иначе, как лордами. Они-то и положили начало фамильным монополиям, внедрили рыночный подход в британскую журналистику. Среди них лорд Нортклиф и его племянник С. Кинг, лорд Ливербрук и лорд Ротермир. Можно назвать также лордов Астора, Кемсли, Кэмроуз, Саутвуда, семейства Скоттов и Карров.

Тиражи современных изданий в большинстве своем поделены между мощными корпорациями, владеющими средствами массовой информации. Несколько наиболее крупных из них определяют ситуацию на газетном рынке Великобритании.

В Англии начала 1980-х годов имелись только две информационные вещательные организации, транслирующие новости и телепередачи одновременно на всю страну, - " British Broadcasting Corporation" (BBC) и " Independent Television News", каждая из которых обеспечивала около двух часов информационного вещания в день. К началу XXI века насчитывается уже пять поставщиков телевизионной журналистики, доступной для британской аудитории. Число часов телевизионных новостей, доступных специализированному абоненту, увеличилось за это время по экспоненте, поскольку, во-первых, круглосуточно вещающие информационные каналы вышли на спутниковую трансляцию и, во-вторых, увеличилось число служб утренних новостей. Радиожурналистика тоже значительно расширяется, увеличивая число национальных и местных каналов. В типологической системе английских печатных СМИ возник совершенно новый сектор " freesheet" - " горячие новости".

Несмотря на активное развитие телевидения, радио сохранило свою часть британской аудитории. Более того, начиная с 1986 года, интерес к радио в Великобритании постоянно растет, поскольку значительное число станций стало спутниковыми.

Господствующей вещательной компанией в Британской радиожурналистике до сих пор остается созданная в первые десятилетия ХХ века " BBC". Она ежегодно передает приблизительно по четыре тысячи часов национальных новостей, обозрений, и документальных программ по пяти каналам, что составляет приблизительно 30% выпуска общей радиопродукции, имея через спутниковые службы связи выход и на глобальную аудиторию численностью в сто двадцать миллионов человек.

В начале 1990-х годов маленькие радиостанции объединились в " Broadcasting Act dozens". Почти одновременно с этим возникло и несколько новых национальных каналов, имеющих как часть своей структуры вещания информационные службы. " IRN" продолжает снабжать эти станции. Но вместе с тем объединились и конкурирующие поставщики, такие как " National Network News" и " Europe FM". Большие и более богатые местные станции, типа " Radio Clyde" в Глазго, производят большую часть собственных новостей и радиообозрений.

Однако самым популярным из СМИ в Великобритании остается телевидение. И здесь ведущей оказалась старейшая информационная вещательная корпорация " BBC".

Напомню, что уже изначально " BBC" должна была стать главным поставщиком массовой информации в Великобритании, посвящая большую долю информационных ресурсов новостям, сначала по радио, и затем на двух каналах телевидения. Сегодня приблизительно 17% продукции телевидения сети " BBC" посвящены новостям и телепередачам

Большая часть новостей и телепрограмм " BBC" и всех новостных программ " ITN" создаются в Лондоне, а затем распространяются через сетевую структуру по всей Великобритании. При этом " BBC" и " ITV" обеспечивают и региональные информационные службы. Начиная с 1992 года, после слияния " Yorkshire-TV" и " Tyne-TV", в стране существует двенадцать независимых телекомпаний, охватывающих страну, каждая с собственными локально производящимися журналами, бюллетенями новостей, и текущими телепрограммами. И дело тут в том, что после лицензирования, результаты которого были объявлены в октябре 1991 года, каждой из компаний предложили делать больший акцент на региональной тележурналистике.

С 1985 года Британское сетевое телевидение приобрело третьего поставщика журналистики - " TV-am", специально запатентованного, для обеспечения утренней службы новостей независимой телесети. " TV-am" включал в себя консорциум банка и масс-медиа, возглавляемые прежним руководителем австралийского " Channel 9" Брюсом Гингеллом. Чтобы конкурировать с " TV-am", " BBC" пришлось выпускать собственные утренние новости.

В 1993 году 15% британских телезрителей уже имели доступ к программам спутникового телевидения - либо через кабельные сети, либо через собственные приемные устройства. А через пять лет к " небесному" телевидению были приобщены уже около 30% британских семей.

В 1989 году " News Corporation" Р.Мэрдока запустила канал " Sky News". Это был первый 24-часовой телевизионный канал новостей Англии. Он стал частью службы " Sky Television servise", передающей сигналы через спутник " Astra". " Sky News" стал четвертым национальным поставщиком новостей в Великобритании.

В течение короткого времени, приблизительно шести месяцев, в стране существовал еще один спутниковый поставщик новостей - канал " British Satellite Broabcasting", который был запущен четырнадцатью месяцами после " Sky". Между апрелем и октябрем 1990 года " BSB" и " Sky" боролись " дорогой" ценой за абонентов со своими полностью несовместимыми системами, теряя, по некоторым оценкам, до 1, 25 миллиарда фунтов стерлингов. Ни Р.Мэрдок, ни консорциум, который имел " BSB", не могли выдерживать такие потери очень долго, и в конце октября 1990 года было объявлено, что сети спутниковой связи сольются, сформировав канал " BSkyB".

" BSkyB", привлекшая в 1994 году к себе четыре миллиона британских абонентов, стала второй по числу подписчиков в Европе. К концу 1995 года компания предлагала своим подписчикам двадцать восемь разнообразных спутниковых каналов, главным образом - развлекательных.

" Sky News" были первой английской круглосуточной телевизионной информационной службой. Им в течение ряда лет приходилось выдерживать конкуренцию американского производства " Cable Network News", принадлежащего американскому предпринимателю Т.Тернеру и работающего по той же технологии передачи сигнала. В апреле 1992 года " CNN" по примеру " Sky News", приступила к вещанию через спутник " Astra".

BBC К 1993 году служба обеспечивала вещание на три континента - Европу, Африку и Азию.

Европейский платный канал предлагал в рабочие дни восемнадцатичасовой набор программ, а в выходные - пятнадцатичасовой. В сетку вещания включали главным образом программы британских каналов " BBC1" и " BBC2". Европейским телезрителям предлагались программы новостей, включая получасовой международный новостной выпуск, комические сериалы, драматические, спортивные и детские передачи, а также документальные фильмы, в создании которых " BBC" добилась впечатляющих успехов.

В отличие от " CNN" спутниковая служба " BBC" учитывает специфику аудитории в различных регионах мира. Вследствие этого, например, в Азии " BBC" имеет больше зрителей, чем созданная Т.Тернером спутниковая служба новостей " CNN".

Что же касается печатных СМИ, то в Великобритании к августу 1992 года насчитывалось тринадцать национальных ежедневных газет с общим тиражом более чем четырнадцать миллионов экземпляров. Самые большие тиражи были у бульварных газет " Daily Mirror", " Sun", " Daily Mail" и " Daily Express". И только пятое место среди наиболее популярных газет занимает " Daily Telegraph", характеризующаяся как broadsheet - массовая широкополосная газета, относящаяся к качественной прессе. Это единственная ежедневная качественная массовая газета с тиражом более чем пятьсот тысяч экземпляров. Таблоиды доминируют и на воскресном рынке. Из десяти национальных газет, выходящих в воскресенье и доступных британскому читателю, пять наиболее популярных можно назвать " бульварными газетами".

Надо иметь в виду, что эти данные - всего лишь моментальный снимок национального газетного рынка: так он выглядел в течение шестимесячного периода с января по июнь 1992 года. Между тем, в течение пятилетнего периода между 1988 и 1992 годами наблюдалось последовательное снижение упоминаний бульварных газет, таких как " Sun" и " Daily Star".

собственность британской национальной прессы сконцентрирована в руках десятка издательских организаций.

Самая большая из них - " News Internantional" - принадлежит Р.Мердоку. Вторая по мощности, " Mirror", была перекуплена Робертом Максвеллом в 1984 году при скандальных обстоятельствах. После загадочной смерти Роберта Максвелла 5 ноября 1991 года управление " Mirror Group" перешло консорциуму банков и других банковских учреждений. К этому времени она уже является собственником 25% ежедневных и 30% воскресных печатных изданий.

В числе других главных владельцев газетного рынка - " United Nespapers" (все издания " Express"), группа Конрада Блэка " Hollinger" (" Daily" и " Sunday Telegraph"), " Associated Newspapers" (" Mail" и " Mail on Sunday"), и " Apollo LTD" Дэвида Салливана. Репутация Д.Салливана и его благосостояние были построены на издании порнографических журналов и сексуальных пособий, но он теперь обладал двумя национальными газетами: " Daily Sport" и " Sunday Sport". А к сентябрю 1992 года он запустил в производство региональную газету " Sunday News and Echo".

" Guardian" и " Independent" кажутся независимыми, поскольку не принадлежат ни одной из вышеупомянутых корпораций, - это акционерное общество, организованное таким способом, чтобы гарантировать целостность пакета редакционных документов. Хотя в 1991 году " Independent" и ее двойник " Independent on Sunday", испытав финансовые затруднения, изменили структуру и позволили иностранным инвесторам купить существенную долю своих акций.

1980-е и начало 1990-х годов были периодом развития региональной прессы, особенно рынка небольших, " общинных" газет, газет местного сообщества, полностью финансируемых за счет рекламных доходов - " freesheets" (буквально - " горячие новости"). Сегодня существует множество компаний, издающих сотни таких газет во всех уголках страны. Главной функцией они полагают рекламу местного бизнеса и услуг, но это не мешает им отслеживать местные новости, привлекая внимание потенциальных читателей.

В дополнение к " freesheets", конечно, имеются сотни подписных газет, издаваемых за пределами Лондона. Достаточно большой тираж у шотландских изданий, таких как " Daily Record", " Sunday Mail", " Herald" и " Scotsman". Меньшим тиражом обладают издания, целенаправленно предназначенные для аудитории маленьких городов и сельских общин. При этом надо иметь в виду, что для шотландцев, конечно, эти газеты не региональные, а национальные, так же как " Wales on Sunday" для жителей Уэльса или " Belfast Telegfaph" для североирландцев.

Так же как в случае с национальной прессой, собственность и контроль над региональной газетной индустрией Великобритании сконцентрированы в руках небольшого числа компаний. Важнейшие среди них - " Thomson Regional Newspapers" (" TRN"), " Reed Regional Newspapers" (" RRN"), " Yellow Advertiser Group", " East Midlands Allied Press" (" EMAR") и " Westminster Press". К ним присоединяются и некоторые национальные собственники, такие как " Associated Newspapers", " United Newspapers", " Guardian and Manchester Evening News group".

Огромное большинство периодических изданий, однако, оперирует в том, что британское " Audit Bureau of Circulation" называет " специальными потребителями и деловыми рынками". Это, например, " Exchange and Mart" и " What Car? ", специализирующиеся на обеспечении практической информацией покупателей и продавцов товаров и услуг. Или журналы " House and Garden" и " Good Housekeeping", содержащие советы домашним энтузиастам художественного оформления и любителям мастерить. В их числе и журналы " Face" и " i-D", которые публикуют материалы о модном стиле в одежде, музыке и о популярной культуре. Сюда же можно включить " Cosmopolitan" и " Woman's Own", адресованные женской аудитории, или " Management Today", рассчитанный на профессиональных менеджеров.

К июню 1992 года в стране имелось 2394 специализированных издания. Самые многотиражные и прибыльные издания Великобритании среди них: " What's on TV", " Radio Times", " Reader's Digest", " Cosmopolitan", " Vogue", " Economist", " Smash Hits", " People's Friend", " What Car? ", " Exchange and Mart". Увеличение числа специализированных изданий на 18% за четыре года, начиная с 1988, указывает на то, что они в целом составляют относительно здоровую долю индустрии печати.

Итак, информационный рынок Великобритании достаточно многообразен, здесь существует приличная конкуренция между изданиями. Традиционно на рынке есть два типа СМИ - качественные и массовые.

в Англии 80% совершеннолетних читает, по крайней мере, одну национальную газету, 75% взрослого населения читает воскресные газеты, а основным источником информации британцев о событиях не только в мире, но и национальных является телевидение.

Далеко не все журналистские центры несут ответственность и за организацию студенческих практик.

Еще одна актуальная проблема этого образования заключается в том, что оно, помимо недостатка практики, страдает нехваткой общегуманитарных предметов. Журналистские центры пренебрегают преподаванием иностранных языков, мало обращаются к изучению культур других стран и народов, предпочитая обращать внимание преимущественно на технологические особенности профессии. В учебные программы ряда центров не входит и изучение истории, философии, стилистики родного языка.

Получается что, с одной стороны, в ходе обучения журналистике в обычном университете студентам недостает обычного " тренинга", а с другой, - им не хватает образования в области культуры. И хотя последнего они по причине своего возраста и присущего ему максимализма могут не осознавать, это ярко проявляется во время их работы в средствах информации.

Репортажи, особенно в местной прессе, временами поверхностны, обтекаемы, интервью страдают слабым проникновением в психологию собеседника. Да и столичные издания Великобритании не отличаются большой глубиной и содержательностью. К сожалению, примеров, подтверждающих наличие индивидуального, самостоятельного мнения в прессе этой страны, относительно немного, а те, что есть, чаще всего принадлежат политикам или политологам, но не самим журналистам.

Журналистское образование в этой стране по-прежнему порождает множество вопросов и вызывает споры в профессиональной среде - и со стороны преподавателей, и со стороны практиков. Этот нормальный, цивилизованный процесс поиска истины привел к тому, что сегодня Великобритания занялась изучением опыта других стран в сфере массовой коммуникации. Английский снобизм, вошедший в поговорки многих народов мира, сменился практическим интересом к жизни журналистики, прежде всего, европейских стран.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.