Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5 Методы, применяемые на этапе анализа проблемы






 

Для эффективного анализа проблем применяются методы, признанные на практике наиболее подходящими для работы в группе:

· мозговая атака,

· диаграмма «рыбья кость» была разработана японскими учеными для научно-исследовательской работы, а затем предложена для решения проблем качества на производстве. С помощью этой диаграммы можно определить все причинно-следственные связи, влияющие на проблему. Диаграммы Исикавы являются одним из наиболее важных и широко распространенных методов анализа, которые применяют группы по решению проблем. Они представляют собой удачное сочетание аналитического и творческого мышления, и многие решения возникают именно после глубокого анализа такой диаграммы;

· диаграмма шести слов основана на применении формулирования вопросов по известной формуле «вопросы журналиста» (вопросы со словами Кто? Что? Почему? Где? Когда? Как?).Использование данной диаграммы позволяет рассмотреть проблему со всех сторон и учесть все факторы, влияющие на нее;

· метод фокальных объектов - метод поиска оригинальных решений,

· матричные методы,

· метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

5.1 Диаграмма «рыбья кость»

В 1953 году профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов (следствия). Когда диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии и получила название диаграммы Исикавы, которая чаще звучит как диаграмма «рыбьи кости» или диаграмма «причины и следствия».

Цель: изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода: Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению возникающих проблем. Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

Общий вид диаграммы показан на рисунке 8.

 

 

1 - система причинных факторов;

2 - следствие (формулировка проблемы); А, В,... - главные причины (или причины 1-го уровня); Al, B1,....... - причины 2- го уровня; А2, В2,... - причины 3-го уровня и т. д.

 

Рисунок 8 - Причинно-следственная диаграмма с разделением причин по уровням (для пояснения «рыбьих костей»)

 

Следствие является «хребтом» скелета и в то же время результатом различных причин (факторов), причины А, В, С и т. д. На рисунке они обозначены стрелками, которые называются «большими костями». Эти причины являются в свою очередь, следствием других причин: Al, A2,...(для следствия A); Bl, B2,... (для следствия В), обозначенные соответствующими стрелками («средние кости»). Вторичным причинам могут соответствовать третичные причины и т. д.

План действий: В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. При построении диаграммы «рыбьи кости» необходимо осуществить:

· сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

· группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

· ранжирование их внутри каждого блока;

· анализ получившейся картины.

Общие правила группового построения диаграммы:

1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.

2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - " хребет" (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют " рыбьим скелетом").

3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - " большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с " хребтом". Для обозначения главных ветвей можно использовать самые общие заголовки (например, «персонал», «оборудование»). Пример построения диаграммы Исикава для определения, что влияет на показатели качества продукции, показан на рисунке 9.

 

Рисунок 9 - Пример причинно-следственной диаграммы (" рыбий скелет")

 

4. На следующем шаге готовится, а затем проводится мозговая атака по правилам мозгового штурма с целью выявления, сортировки всех возможных и существующих причин проблемы по каждой категории главного уровня (ребра рыбы)

5. Далее необходимо рассмотреть, чем вызываются причины, определенные в процессе мозгового штурма - причины, записанные под заголовками главных уровней, теперь рассматриваются как следствия. На диаграмму наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины (" большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде " средних костей", примыкающих к " большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде " мелких костей", примыкающих к " средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

6. Анализу диаграммы должен предшествовать этап «инкубации идей» - этап обдумывания. Диаграмму размещают на видном месте, где все участники смогут ее увидеть и при необходимости внести в нее добавления.

7. Анализ диаграммы. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на исследуемую проблему. Для оценки главных причин можно использовать принцип Парето.

В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование проблемы; имена участников; дата и т. д.

Рекомендации. В процессе конструирования диаграммы «рыбьи кости» следует6

· обдумать рассматриваемую проблему в самом широком аспекте,

· рассмотреть окружающую среду как внутри организации, так и вне ее: политические моменты (например, политику правительства); проблемы персонала организации; внешние факторы, такие как состояние местной или национальной экономики;

· важно обратить внимание на то, чтобы в процессе определения причин различных уровней были четко указаны реальные связи между различными причинами. Для этого после окончания мозгового штурма и после построения диаграммы ее надо проанализировать и при необходимости по-другому сгруппировать причины.

Итак, процесс построения диаграммы «рыбьи кости» состоит из шести шагов:

1. Точно определить следствие и записать его.

2. Согласовать основные заголовки проблем и подписать их над основными «ребрами».

3. Повторить правила мозгового штурма и прикрепить их на видном месте.

4. Методом мозгового штурма определить причины и записать их на соответствующих местах диаграммы.

5. Осуществить «инкубацию» идей, представленных на диаграмме.

6. Используя принцип Парето, оценить главные причины, о которых группе следует собрать информацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.