Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магазины«City Line», объединенные единым фирменным стилем, находятся в Москве, Санкт-Петербурге и регионах.






Головной офис «City Line» расположен в Санкт-Петербурге. Эта молодая, динамичная компания выбрала концепцию создания одежды для молодых и стильных девушек. Именно в одежду «City Line» настоящая модная девушка в конце концов должна, просто не может не влюбиться.

Марка «City Line» («Концепт Клаб») уже 5 лет успешно существует и развивается на Российском рынке. Сегодня Concept - это собственное дизайн бюро, создающее 12 полных коллекций в год.

Каждые две недели покупательницы могут наблюдать обновления коллекции во всех магазинах сети. Девушка Concept, легко меняет роли, в течение дня, жонглирует образами, оставаясь собой в любой ситуации.

Дизайнеры марки знают, в каждой представительнице лучшего пола живёт актриса и режиссер одновременно. Основная задача «City Line» наполнить эту гримерку актуальными нарядами для лёгких ежедневных перевоплощений.

Электронный каталог одежды и аксессуаров «City Line» – это подробная галерея всех моделей бренда. Здесь представлены самые различные стилевые ответвления: «Casual», «Classic», «Romantic», «Ethno», «Party Disco», «Mono». представители целевой группы найдут любой предмет гардероба на свое усмотрение: в каталоге созданы отдельные разделы для моделей топов, платьев, юбок, брюк (в том числе и джинсовых), блузок, трикотажных изделий, верхней одежды, жакетов, шортов, жилетов, комбинезонов.

Изображение любой модели можно просмотреть в увеличенном виде. Официальный сайт «City Line» conceptclub.ru выполнен несколько претенциозно: с англоязычным меню, которое иногда переходит в русскоязычное. Зато вся информация подается на русском языке (см. рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 – Главная страница официального сайта компании

«City Line»

 

На сайте можно узнать о самой компании «City Line» (раздел «Company»): краткую историю и концепцию, описание коллекций бренда, вакансии фирмы в Москве и Санкт-Петербурге, программу франчайзинга, список магазинов «City Line», сведения для оптовых покупателей и контактную информацию.

В разделе «News» можно прочитать о последних событиях в сети магазинов «City Line», в том числе и об акциях, специальных предложениях и условиях распродаж. Рубрика «Catalogue» знакомит со всеми коллекциями бренда, позволяя присмотреть посетительницам наиболее подходящие вещи.

На официальном сайте «City Line» представлена новая коллекция, которую условно можно поделить на яркую её составляющую и более приглушённую, тёмных оттенков. Каждые модели в линии «City Line» имеют своё название, это очень удобно, так как в этом случае осуществляется клиентская функция спроса.

Желающие могут пройти по ссылкам в верхнем правом углу и посетить странички «City Line» в социальных сетях Twitter и «ВКонтакте».

Девиз бренда лаконичен и прост: wear it, feel it, love it!, что в переводе на русский означает: «носить его, чувствовать его, любить его!».

Концептуальная молодёжная одежда «City Line» - это, на сегодняшний день, уникальная сеть магазинов молодёжной одежды со своей ценовой, производственной и товарной политикой, фирменным стилем обслуживания и концепцией развития в целом.

Одежда в магазинах «City Line» предназначена для молодых людей, стремящихся к индивидуальности и самовыражению, предпочитающих удобство, комфорт и функциональность. Высокий уровень требований к дизайну и качеству, в сочетании с ценовой доступностью отличает подход современных девушек к выбору одежды.

Ядром целевой аудитории можно считать девушек в возрастных рамках от 15 до 25 лет, активные представители городского среднего класса, новаторы. Часто совершающие покупки, предпочитающие брендовые вещи. Для них важна актуальность марки, а также удобство одежды и цена.

Вторичная целевая аудитория:

- женщины старше 25 лет, придерживающиеся модных тенденций в одежде;

- женщины, имеющие дочь в возрасте 13-20 лет, влияющие на решение о покупке ее одежды;

- девочки от 12 лет, так как считается, что с 12 лет девочки начинают сами выбирать себе одежду, у них формируется собственный вкус и предпочтения в одежде и стиле жизни.

Коллекции «City Line» обновляются ежемесячно. В каждом сезоне (осень-зима, весна-лето) выпускается по 6 коллекций одежды и аксессуаров. Линия белья представлена маркой Infinity Lingerie, которая подразделяется в свою очередь на группу для повседневного использования и эксклюзивные корсеты. Коллекция аксессуаров «City Line» многообразна так же, как и коллекция одежды. В неё входят шарфы, головные уборы, ремни, очки, перчатки, сумки.

Вся продукция «City Line» проходит специальный контроль качества, за которым следят специалисты-технологи, являющиеся сотрудниками компании.

Любительницам эффектных насыщенных тонов придутся по вкусу модели «City Line»: Swallow, Canary, Rook, Swift, Pelican, Sati. Для повседневного использования подойдут новые модели: Toucan, Bouzard, Snow, Floret, Ferri и многие другие.

Ценовую политику «City Line» можно определить как «ниже среднего». Одежду можно приобрести от 400 до 1500 рублей, верхнюю одежду от 1000 до 4000 рублей, аксессуары до 1000 рублей. Средний диапазон цен в «City Line» 600-700 рублей, что вполне приемлемо для большинства покупателей и постоянных клиентов марки.

В Набережных Челнах розничное торговое предприятие «City Line» находится на втором этаже Торгового Центра «Омега», проспект Сююмбике, дом 2/19. Директор ИП Шагиахметова Эльвира Рушановна. Данный магазин ведет свою деятельность с декабря 2008 года на основе договора франшизы. Поставщик товара – Общество с Ограниченной Ответственностью «ФСК» город Санкт-Петербург.

После директора, по иерархии убывания, в организационную структуру торгового предприятия «City Line» входят:

- региональный управляющий, который ведет управление в торговом предприятии «City Line» в городе Набережные Челны и в городе Нижнекамск;

- старшие продавцы (три человека);

- продавцы-консультанты (четыре человека).

Средний возраст работников составляет 24 года, все они имеют высшее образование.

 

Таблица 1.2 - Объемы продаж «City Line» за 2009-2011 г.

  Объем продаж по годам, руб Объем продаж за 2009 год Объем продаж за 2010 год Темп роста 2010 года по отношению к 2009 году, % Объем продаж за 2011 год (предвар.оценка) Темп роста 2011 года по отношению к 2010 году, %
8 253 229 12 995 797 157, 5 (прирост составил 57, 5) 13 847 132 106, 6 (прирост составил 6, 6)

 

Существенно выросли продажи в 2010 году (темп прироста составил 57, 5 %) в данном торговом предприятии до 12995797 руб. Хотя прирост 2011 года по отношению к 2010 году будет не значителен, так как объемы продаж за первые три квартала 2011 года составили 10385349руб. Прогноз до конца этого года (4 квартал) продать товар на сумму 3461783руб (см. таблицу 2.2).

 

Объем продаж за последние три года деятельности представлен в таблице 1.3.

 

 

Таблица 1.3 - Объем продаж «City Line» за 2009-2011года

Наименование группы товара Объем продаж за 2009 год Объем продаж за 2010 год Объем продаж за 2011 год (предвар.оценка) ИТОГО за 3 года
ВСЕГО по годам 8 253 229 12 995 797 13 847 132 35 096 158
Безрукавки 2 345     2 345
Береты 1 385     1 385
Блузки 525 067 1 520 955 1 295 007 3 341 029
Браслеты 51 406 54 810 58 214 164 430
Брелки        
Брошки       1 712
Брюки 1 058 713 1 520 486 1 799 663 4 378 862
Бусы 8 180 35 218 48 115 91 513
Варежки        
Гетры     1 490 2 028
Джемпера 1 949 641 2 588 345 2 004 851 6 542 837
Жакеты 1 229 293 2 008 622 1 698 805 4 936 721
Жилеты 115 755 236 179 298 774 650 708
Заколки 5 835 20 600 23 867 50 302
Капри 39 497     39 497
Кардиганы 18 474 6 493   24 967
Кепки 2 000 1 097   3 097
Колготки 5 046 3 797 4 319 13 162
Колье 3 704   1 145 5 145
Кольца 25 673 33 078 34 266 93 017
Комбинезоны   186 372 115 659 302 032
Косметички 6 222 3 671   9 892
Кошелки 17 322 22 385 32 926 72 634
Крючок для сумки        
Кулон     3 700 3 700
Купальники   36 924 115 981 152 905
Куртки 464 348 375 097 137 577 977 023
Леггинсы 6 833 15 208 5 661 27 701
Митенки     2 792 3 190
Наушники     2 779 2 779
Носки        
Ободки        
Обручи 2 895 15 279 10 799 28 973
Очки 14 100 35 308 86 103 135 511
Пальто 615 262 562 047 98 014 1 275 323
Перчатки 1 450 12 535 9 462 23 447

 

продолжение таблицы 1.3

Платья 1 166 727 2 242 122 1 068 332 4 477 181
Плащи 237 866 28 966 18 188 285 019
Повязки 1 335   1 465 3 792
Подвески 6 371 23 949 5 025 35 344
Полупальто 13 161     14 160
Резинки 2 529 6 999 12 390 21 919
Ремни 107 122 143 362 149 955 400 440
Рукавицы   17 316 1 492 19 670
Свитер        
Серьги 23 804 49 964 39 034 112 801
Сумки 111 305 190 148 177 505 478 958
Цепочки 1 366     1 366
Шапки 2 693 36 148 38 015 76 857
Шарфы 17 542 68 403 83 449 169 395
Шорты 31 889 182 148 196 758 410 795
Юбки 357 094 707 260 701 228 1 765 582

 

Сеть магазинов женской одежды «City Line» до конца 2011 года планирует провести глобальный рестайлинг. На данный период ритейлер изменил только вывеску нескольких магазинов, но в дальнейшем планирует изменить внутренний и внешний дизайн.

В этом году марке «City Line» исполняется шесть лет, для fashion индустрии это серьёзный временной отрезок, тенденции меняются быстро. Фирменный стиль и дизайн торгового пространства стал менее актуальным. Для марки, которая старается говорить со своей целевой аудиторией на одном языке, это недопустимо. Смена стиля оформления - это закономерный процесс, особенно для магазинов женской одежды. Смена дизайна позволяет заинтересовать и привлечь покупателей.

2 Анализ эффективности управления товарным ассортиментом в торговом предприятии «City Line»

Проанализируем структуру ассортимента марки молодежной женской одежды и аксессуаров «City Line». В ней широко представлены брюки и джинсы, юбки и платья, джемперы и жакеты, блузы и топы, верхняя одежда, аксессуары и бижутерия.

Ассортимент магазинов «City Line» складывается из трех товарных групп:

- Модная молодежная женская одежда – от трикотажных топов до утепленных пальто и пуховиков.

- Коллекция белья под маркой Infinity Lingerie – корсетное белье, белье для повседневной носки.

- Аксессуары «City Line» – шарфы, перчатки, головные уборы, сумки, ремни, бижутерия, очки.

Каждый месяц в магазинах есть возможность увидеть до 80 разных моделей, которые сочетаются между собой, помогая создавать образы на все случаи жизни.

Внутри основного направления одежды можно выделить четыре стилевых линии:

- «Street Casual» – одежда, предназначенная для повседневных будней, городской жизни;

- «Classic» – более официальная одежда, подходящая для учебы и офиса;

- «Romantic» – идеальный вариант для свиданий и романтических прогулок;

- «Party» – для любительниц «ночной» жизни: клубов, танцпола, вечеринок.

Каждый месяц компания «City Line» выпускает свежую коллекцию модной одежды. В каждой линейке бренда покупательницы встретят разнообразие моделей и смогут примерить на себя любой образ – какой бы товар от «City Line» ни выбрала девушка, в нем она обязательно будет выглядеть ярко и привлекательно.

Однако при таком многообразии моделей и частой смене коллекций перед каждым конкретным магазином формируется проблема оптимального управления ассортиментов.

ИП Шагиахметовой необходимо осуществить закупку таких моделей, которые с одной стороны, удовлетворят разнообразные потребности представителей целевой группы, а с другой – не станут залеживаться или продаваться ниже себестоимости на распродажах.

Для выбора оптимального количества товарных единиц был проведен анализ их продаж методом структурного анализа, совмещенного с анализом вероятности покупок (ABC-анализ и XYZ-анализ).

Для проведения ABC-анализа были выбраны продажи из приложения В. При проведении ABC-анализа определены доли продаж по каждой группе товара, затем эти значения накопительным итогом упорядочены по убыванию.

Согласно методике ABC-анализа, упорядочим анализируемые товарные группы по принципу Парето (20% усилий приносят 80% результата и наоборот) (см. таблицу 1.3):

- К группе А относятся следующие товарные группы: джемпера, жакеты, платья, брюки, блузки, юбки, пальто (перечислено по убыванию). Они дают 80% всех продаж, то есть это самые значимые группы товаров;

- К группе В относятся следующие товарные группы: куртки, жилеты, сумки, шорты, ремни, плащи (перечислено по убыванию) – эти товары дают около 15% от объема всех продаж; товары, которые менее значимые в ассортиментной политике;

- К группе С относятся следующие товарные группы: шарфы, браслеты, очки, серьги, кольца, бусы, шапки, кошельки, заколки, подвески, обручи, леггинсы, перчатки, резинки, рукавицы, колготки, колье, повязки (перечислено по убыванию) – незначимые товары, объем от продаж которых составляет около 5%.

Затем определим (XYZ-анализ позволяет проследить стабильность реализации отдельных групп товаров). Для этого рассчитываем данные показатели методом XYZ-анализа. Для этого определим среднее значение объемов продаж и среднее квадратичное отклонение по трем годам по каждой товарной группе. Данные значения найдем по формуле (1) для расчета коэффициента вариации:

 


(1)

 

При данном виде анализа выделяются также три группы товаров на основе коэффициента вариации, то есть отклонения от среднего значения продаж:

- для товаров группы X коэффициент вариации не должен превышать 10%, что означает, что товары характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж;

- категория Y определяется коэффициентом вариации от 10-25%, то есть товары данной категории имеют средние показатели колебания спроса;

- товары, относящиеся к группе Z, имеют нерегулярное потребление, поэтому коэффициент вариации превышает 25%. Прогноз на такие группы товаров не точен, так как это либо новые товары, недавно поступившие в продажу, либо уникальные, особенные товары, подверженные сезонному спросу.

Анализ показал, что товарами группы X стали браслеты, брюки, джемпера, жакеты, колготки, кольца, повязки, ремни, сумки.

К товарам группы Y следует отнести блузки, жилеты, заколки, кошельки, куртки, леггинсы, платья, серьги, шарфы, юбки.

 

Таблица 2.1 – Анализ ассортимента магазина «City Line», руб

Наименование группы товаров Объем продаж за 2009 год Объем продаж за 2010 год Объем продаж за 2011 год ABC-анализ XYZ-анализ Совмещенный анализ Коэффициент вариации
Блузки 525 067 1 520955 1 295007 A Y AY 38%
Браслеты 51 406     C X CX 5%
Брюки 1 058 713 1 520486 1799 663 A X AX 21%
Бусы 8 180     C Z CZ 55%
Джемпера 1 949 641 2 588345 2004 851 A X AX 13%
Жакеты 1 229 293 2 008622 1698 805 A X AX 19%
Жилеты 115 755   298 774 B Y BY 35%
Заколки 5 835 20 600 23 867 C Y CY 47%
Колготки 5 046   4 319 C X CX 12%
Колье 3 704   1 145 C Z CZ 84%
Кольца 25 673   34 266 C X CX 12%
Кошельки 17 322   32 926 C Y CY 27%
Куртки 464 348     B Y BY 42%
Леггинсы 6 833     C Y CY 46%
Обручи 2 895     C Z CZ 53%
Очки 14 100 35 308 86 103 C Z CZ 67%

 

продолжение таблицы 2.1

Пальто 615 262 562 047 98 014 A Z AZ 55%
Перчатки 1 450 12 535 9 462 C Z CZ 60%
Платья 1 166 727 2 242 122 1068 332 A Y AY 36%
Плащи 237 866 28 966 18 188 B Z BZ 106%
Повязки 1 335   1 465 C X CX 16%
Подвески 6 371 23 949 5 025 C Z CZ 73%
Резинки 2 529 6 999 12 390 C Z CZ 55%
Ремни 107 122 143 362 149 955 B X BX 14%
Рукавицы   17 316 1 492 C Z CZ 116%
Серьги 23 804 49 964 39 034 C Y CY 29%
Сумки 111 305 190 148 177 505 B X BX 22%
Шапки 2 693 36 148 38 015 C Z CZ 63%
Шарфы 17 542 68 403 83 449 C Y CY 50%
Шорты 31 889 182 148 196 758 B Z BZ 54%
Юбки 357 094 707 260 701 228 A Y AY 28%
                     

Товарами группы Z стали бусы, колье, обручи, очки, пальто, перчатки, плащи, подвески, резинки, рукавицы, шапки, шорты.

Для более наглядной картины по товарообороту каждой марки и соответствующего ей уровня колебания спроса можно совместим результаты ABC- и XYZ-анализов.

В результате подобного совмещения выделим девять групп объектов анализа по двум критериям: степень влияния на товарооборот (ABC-анализ) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ-анализ) (см. таблицу 2.1).

Класс AX (к ним относятся брюки, джемпера, жакеты) — наиболее

важные для вашей компании товары. Они должны быть на складе всегда.

Класс BX (в их числе ремни и сумки) — ситуация та же, что и с AX, но по степени значимости они на второй позиции.

Класс CX (это браслеты, колготки, кольца, повязки) — эти товары не приносят компании большой прибыли, но степень их важности нельзя недооценивать. Нужно следить, чтобы этот товар был всегда в наличии.

Классы AY и BY (брюки, жилеты, куртки, платья, юбки) схожи, продажи высокие, но прогнозированию поддаются плохо. Этим товарам стоит уделить больше внимания. Есть вероятность того, что товара просто не было на складе. Или его просто неудачно переместили в зале и покупатели его не находят.

Класс CY (к данному классу относятся товаров: заколки, кошельки, леггинсы, серьги, шарфы) – товар близок к, так сказать, «удобным», который просто периодически покупают. Возможно это импульсный товар. Скорее всего, приятное дополнение в ассортименте для ваших покупателей. Рекомендуется выделить ему более видное для покупателя место.

Классы AZ и BZ (сюда входят пальто, плащи, шорты) — необходимо задуматься о работе по этим товарам под заказ (если это возможно). Рекомендуется не загружать склад по классу BZ.

Класс CZ (бусы, колье, обручи, перчатки, очки, шапки, рукавицы, подвески, резинки) – вот тут уже стоит призадуматься о выведении его из ассортимента. Если товар приносит столь мало прибыли, стоит ли он всех издержек, которые тратит магазин на его хранение, транспортировку. Это проблемная группа товаров.

 

АХ: Брюки Джемпера Жакеты AY: Блузки Платья Юбки AZ: Пальто  
BX: Ремни Сумки BY: Жилеты Куртки BZ: Плащи Шорты
CX: Браслеты Колготки Кольца Повязки CY: Заколки Кошельки Леггинсы Серьги Шарфы CZ: Бижутерия Перчатки Очки

 

Рисунок 2.1 - Матрица совмещенного анализа по «City Line»

 

Как показано на рисунке 2.1, чем интенсивнее заливка, тем важнее товарная группа, самыми важными являются АХ и ВХ (приносят больше прибыли от продаж), затем следуют менее важные группы товаров, занимающие малую долю в общем товарообороте.

 

 

3 Достоинства и недостатки управления ассортиментом торгового предприятия «City Line»

Проанализируем достоинства и недостатки управления товарным ассортиментом магазина. Прежде всего выделим конкурентные преимущества марки «City Line» в целом:

- марка «City Line» уникальна благодаря своему позиционированию. Это самая концептуальная одежда из ценовой категории «ниже среднего» и самая недорогая одежда в категории концептуальных магазинов;

- в магазинах «City Line» можно купит одежду и для вечеринок, и для походов в гости или клуб, и для будней в школе, институте или на работе. Это удобная качественная одежда на все случаи жизни;

- одежда «City Line» всегда соответствует современным тенденциям чему способствует наличие собственного дизайн-бюро, отслеживающего трендовые колебания;

- в магазинах «City Line» постоянно присутствуют новинки, коллекции обновляются ежемесячно. В каждый сезон весна-лето и осень-зима выпускается 6 полных коллекций одежды и аксессуаров. Среднемесячный объем коллекций составляет 60 моделей, каждая из которых выпускается как минимум в двух цветах;

- компания «City Line» применяет наиболее успешные технологии ведения ритейла, что прибавляет компании устойчивости в нестабильной экономической ситуации;

- современные методики мерчендайзинга, единый дизайн всех магазинов сети, автоматизация бизнес-процессов, эффективная реализация стандартов франчайзинга, регулярное обучение персонала приводят к эффективной работе магазинов «City Line»;

- магазины «City Line» предпочтительно расположены в наиболее популярных и концептуальных торговых центрах и торговых коридорах городов, привлекающих целевую аудиторию «City Line»;

- покупатели сети магазинов «City Line» посещают магазины с частотой более 1 раза в месяц, в каждом магазине имеется достаточно большой пул постоянных покупательниц. Ежегодная динамика роста товарооборота значительно повышает средние отраслевые показатели.

Как нам известно, процесс управления ассортиментом товара – это деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Основными элементами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.

Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам к товарам определенной ассортиментной принадлежности.

В данном случае в торговом предприятии «City Line» вопросами управления ассортиментом занимается Шагиахметова Эльвира Рушановна, являясь при этом и руководителем данной организации.

Сосредоточение выполнения несколько должностных функций в одних руках (авторитарный режим правления) влечет за собой множество последствий, в основном: при принятии решений руководитель торгового предприятия руководствуется лишь своим мнением, при этом все функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль возложены на него одного.

Также он занимается и вопросами формирования ассортимента, затрачивая на это немалое количество времени, что и является не целесообразно в практике управления ассортиментом. Порой ошибки, допущенные одним лицом, в нашем случае руководителем, влекут за собой большие денежные издержки.

Однако данная марка характеризуется частой сменой коллекций, что приводит к таким нежелательным последствиям, как:

- нельзя планировать ассортимент на долгосрочную перспективу;

- неэффективно оставлять большой товарный запас на складе, представленные на складе фасоны одежды выйдут из моды и станут неликвидными остатками.

Кроме того, на наш взгляд отрицательной стороной при управлении «City Line» можно считать то, что управление ассортиментом возложено непосредственно на директора магазина. Кроме отчетов ему приходится заниматься и оптимизацией ассортимента, что весьма непродуктивно с управленческой точки зрения.

Наблюдение за процессом управления ассортиментом показало, что оптимизация ассортимента производится «вручную», на основе опыта и интуиции директора, что может привести к неверным решениям, таким как недостаточный учет потребительских предпочтений, ошибки в выборе моделей.

Таким образом, проведя анализ процесса управления ассортиментом в торговом предприятии «City Line», необходимо отметить высокую частоту обновляемости ассортимента (коллекция обновляется каждый сезон, то есть четыре раза за год), однако некоторые процессы управления ассортиментом требуют усовершенствования с целью оптимизации, такие как: расчеты «вручную» и т.д.

 

 

4 Рекомендации по совершенствованию процесса управления товарным ассортиментом «City Line»

На основе проведенного анализа представим рекомендации по совершенствованию управления товарным ассортиментом.

Ассортиментная стратегия торгового предприятия «City Line» - постоянное непрерывное совершенствование процесса управления ассортиментом.

Цель: удовлетворение потребностей потенциальных покупателей в брендовой одежде.

Задачи:

- акцентуация внимания на группах товаров, которые приносят большую прибыль в продаже;

- внедрение должности категорийного менеджера;

- использование более актуального и эффективного программного обеспечения.

На основе проведенного ABC и XYZ анализа были выявлены товарные группы, которые пользуются большей популярностью у клиентов. Это группы товаров: брюки, джемпера, жакеты, ремни и сумки. Рекомендуется углублять их до соответсующего уровня, с целью удовлетворения потребностей клиентов в полной степени.

Рекомендуется уменьшить глубину следующих групп: бижутерия, перчатки и очки. Предпочтение отдавать блузкам, платьям, юбкам, жилетам и курткам, так как их продажи высокие и эти группы товаров требуют особого внимания

Товары с промежуточными значениями: браслеты, колготки, кольца, повязки, заколки, кошельки, леггинсы, серьги, шарфы.

Необходимо стимулировать продажи данных товарных групп для того, чтобы в дальнейшем лучше изучить спрос на них.

Предлагается:

- регулярно изменять выкладку товарных групп;

- использовать данные товары в украшениях витрин;

- вести ценовое стимулирование, возможно – совместное стимулирование (то есть предлагать на данные товары скидку при их приобретении совместно с товарами других групп).

Анализ процесса показал ряд проблем, одна из которых связана с отсутствием единого центра ответственности по управлению товарным ассортиментом. В связи с этим мы предлагаем ввести должность категорийного менеджера. Наличие такого специалиста в штате магазина сегодня является международным стандартом.

Категорийный менеджер – это специалист, сочетающий в себе функции закупщика, продавца и логиста, обладающий так же знаниями по маркетингу и мерчендайзингу.

Категорийный менеджер – скорее предприниматель, чем менеджер, потому что он отвечает за оборот и рентабельность категории товаров. Он заинтересован сформировать категорию наиболее эффективным образом, купить товар на выгодных условиях, доставить его с наименьшими издержками, выложить его в соответствии с требованиями мерчендайзинга - оптимизировать все операции, относящиеся к товарной категории.

Категорийный менеджер принимает решения о том, что завозить и по каким ценам, какие обороты и прибыль по категории запланировать, какую розничную цену ставить в магазине, как и где вывешивать POS-материалы, на какие полки в магазине товар класть, сколько денег из рекламного бюджета тратить на продвижение. Он сам решает, что делать с неликвидами (которые, увы, он же и закупил). Он решает все основные моменты с поставщиками (кому платить в первую очередь, кого заменить, с кем сотрудничать).

Без таких полномочий категорийный менеджер является просто исполнителем, линейным менеджером, который выполняет лишь часть работы (например, занимается только закупками и логистикой, в то время как за продажи отвечает другой сотрудник).

Этого недостаточно, что бы управлять ассортиментом, поскольку функция управления должна быть сосредоточена в одних руках.

Имея рычаги управления, категорийный менеджер отвечает своей зарплатой и должностью за то, что бы продажи того товара, который он закупает, отвечали поставленным планам.

Он контролирует продажи категории – регулярно получая данные от магазинов по выполнению плана. Если же продажи отстают от плановых, то категорийный менеджер заинтересован (замотивирован) в том, что бы были предприняты какие-то активные действия по продаже – он дает распоряжение понизить цену или изменить выкладку, он дает команду маркетологам провести опрос и узнать, почем его товар продается хуже, чем раньше и т.п.

Поэтому ключевой момент в категорийном менеджменте – это наделение сотрудника полномочиями и ответственностью за управление категорией.

Для повышения эффективности работы в компаниях с большим ассортиментом и развитой филиальной сетью в подчинении категорийного менеджера находятся менеджеры по закупкам и логистике (то есть те специалисты, которые осуществляют тактическую ежедневную работу по заказу и оформлению товаров), иногда мерчендайзеры (возможно, они могут находиться в двойном подчинении – административно подчиняясь директору магазина, если стандарт должности требует его присутствия в магазине), реже – маркетологи (специалисты, отвечающие за тактические мероприятия по рекламе и маркетингу по конкретным категориям).

Перечислим основные обязанности категорийного менеджера исследуемого магазина, которые позволяют эффективно управлять ассортиментом:

- управление подшефными категориями (далее - просто категориями) с целью обеспечения максимальных плановых показателей каждой категории;

- формирование ассортиментной матрицы в рамках определенных товарных категорий,

- ценообразование и формирование прайс-листов (предложений для оптовых клиентов компании, если такие существуют),

- координация работ по разработке, внедрению и поддержанию системы мерчендайзинга;

- разработка маркетинговых мероприятий для поддержки и стимулирования продаж товаров категории (совместно с дирекцией по маркетингу, если это необходимо);

- поиск и установление связей с поставщиками, проведение переговоров с поставщиками;

- организация закупок товаров, его доставки и хранения;

- мониторинг конкурентов относительно их ассортимента, цен и технологий работы с категорией,

- участие в формировании планов по реализации категории совместно с директорами магазинов и филиалов;

- анализ продаж и прибыльности отдельных товаров и категории в целом;

- руководство и координация деятельности сотрудников отдела (подчиненных ему экспедиторов, закупщиков, мерчендайзеров, если такие существуют) с целью обеспечения максимальных плановых показателей по категориям.

Категорийный менеджер является по сути мини-коммерческим директором по своей категории. Он должен своевременно реагировать на изменения запросов со стороны покупателей, оптимизируя логистику, и отвечать за реализацию продукции. Поэтому компании выдвигают достаточно высокие требования к кандидату.

Перечень возможных требований к кандидату:

- высшее образование в области маркетинга (или дополнительное образование в области менеджмента, экономики, МВА);

- опыт работы от 2-х лет в должности менеджера по закупкам на требуемом рынке (или опыт работы в области маркетинга, бренд-менеджмента);

- наличие успешного опыта разработки и запуска нового бренда или вывода и адаптации продукта на российском рынке;

- знание особенностей требуемого рынка; знать товар, особенности его продажи;

- опыт продвижения продукции, создания рекламной концепции;

- знание основ логистики, товародвижения, принципов складирования;

- умение планировать, пользуясь системами и методами анализа;

- желательно владеть иностранным языком;

- аналитические способности и умение структурировать информацию;

- умение договариваться, вести переговоры, знание переговорных техник, основ делового протокола и общения.

Специалист такого уровня имеет высокий уровень заработной платы, вилка его зарплат колеблется от 800 до 1000 долларов (24 – 30 тысяч рублей) – многое зависит от компании и поставленных задач. Но в большинстве случае заработная плата имеет небольшую фиксированную часть и большой процент от оборота и прибыли категорий, а так же дополнительных показателей (снижение неликвидов, соблюдения бюджета закупок и так далее).

Два наиболее распространенных способа найти подходящих сотрудников на эту должность:

а) подключить кадровые и рекрутинговые агентства, задав четкие критерии поиска, или искать самим. Рано или поздно такой человек появится, если предложена будет адекватная заработная плата и условия работы.

б) выращивать из уже имеющихся кадров. Как правило, из закупщиков получаются хорошие категорийные менеджеры, хотя на практике часто встречаются прекрасные специалисты, «выросшие» из продавцов, товароведов, менеджеров по маркетингу и даже кассиров. Времени и усилий от руководства требуется много, но зато такой специалист прекрасно знает все тонкости работы в компании, знает ассортимент, бизнес-процессы и имеет отличную внутреннюю мотивацию – карьерный и профессиональный рост.

Получить специальное образование по этой специальности пока нельзя, однако есть краткосрочные курсы и семинары, которые помогут освоить профессию. По сути своей этот специалист должен владеть знаниями по закупкам, логистике, маркетингу, продажам, мерчендайзингу и навыками управления.

Со временем этот специалист может занять место коммерческого директора и при желании продолжит карьерный или профессиональный рост, так как эти навыки позволяют ему с легкостью управлять не только вверенной ему категорией, но и всем ассортиментом в целом.

В целях оперативности и мобильности внедрения должности категорийного менеджера в торговое предприятие «City Line» автором проекта разработана должностная инструкция.

Должностная инструкция категорийного менеджера в торговом предприятии «City Line».

1. Общие положения.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Категорийного менеджера.

1.2. Категорийный менеджер назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора.

1.3. На должность специалиста назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в Компании на нижестоящих должностях не менее 1 года.

1.4. Категорийный менеджер непосредственно подчиняется директору.

1.5. Категорийному менеджеру непосредственно подчинятся продавцы-консультанты, кассиры «City Line».

1.6. Специалист по работе с претензиями и взаиморасчетам должен знать программу «Супермаг» и владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.

1.7. В своей работе Категорийный менеджер должен знать:

- ценовую и ассортиментную политику торгового предприятия «City Line»;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность торгового предприятия «City Line» в области организации процесса торговли;

- основы маркетинга розничного предприятия;

- принципы формирования ценовой и ассортиментной политики розничного торгового предприятия;

- правила мерчандайзинга розничного предприятия;

- товароведение, стандарты и технические условия для товаров, основные свойства товаров, качественные характеристики;

- методы определения качества товаров;

- условия хранения и транспортировки товаров торгового предприятия «City Line»;

- общую организацию погрузочно - разгрузочных работ;

- производителей, поставщиков, ассортимент и номенклатуру выпускаемой или поставляемой ими продукции.

1.8. В своей деятельности Категорийный менеджер руководствуется:

- нормативными материалами по вопросам организации торговли в торговом предприятии «City Line»;

- стандартом работы с поставщиком торгового предприятия «City Line»;

- стандартом мерчандайзинга торгового предприятия «City Line»;

- стандартами и техническими условиями на хранения и перевозку товарно-материальных ценностей;

- положением об отчетности для Категорийный менеджер торгового предприятия «City Line»;

- методами анализа покупательского спроса и деятельности конкурентов;

- правилами трудового распорядка;

- приказами, распоряжениями директора торгового предприятия «City Line»;

- настоящей должностной инструкцией.

2. Задачи.

2.1. Организация бесперебойного процесса поставок и реализации товаров в ответственных категориях.

2.2. Достижение плановых показателей по продажам подотчетных категорий (оборот, прибыль).

3. Функциональные обязанности:

3.1. Ассортимент.

3.1.1.Формирует и утверждает с директором торгового предприятия «City Line» ассортимент в подотчетных категориях товаров (ассортиментную матрицу).

3.1.2. Формирует и утверждает с директором торгового предприятия «City Line» предложения об изменениях в ассортиментной матрице в подотчетных категориях товаров.

3.1.3.Формирует и утверждает с директором торгового предприятия «City Line» предложения о вводе и выводе товаров из подотчетных категорий товаров.

3.1.4.Производит поиск поставщиков товаров в подотчетных категориях товаров согласно утвержденным требованиям к поставщикам торгового предприятия «City Line».

3.1.5.Организует работу с поставщиками подотчетных категорий согласно утвержденным правилам и стандартам работы с поставщиками торгового предприятия «City Line».

3.1.6.Организует своевременное заключение договоров с поставщиками подотчетных категорий товаров и контролирует договорные обязательства поставщиков.

3.1.7.Формирует и утверждает с директором торгового предприятия «City Line» предложения о смене поставщика и прекращении работы с поставщиком.

3.1.8.Формирует заказы товаров подотчетных категорий на основе отчетов продаж.

3.1.9.Распределяет, размещает заказы у поставщиков.

3.1.10.Контролирует своевременное поступление заказанных товаров в магазины.

3.1.11.Контролирует выполнение утвержденных условий поставок товаров подотчетных категорий.

3.1.12.Контролирует наличие полного ассортимента товаров подотчетных категорий в торговых залах.

3.1.13.Определяет минимальные и максимальные остатки товаров подотчетных категорий в магазине.

3.1.14.Контролирует товарные остатки в подотчетных категориях в магазине.

3.1.15.Контролирует правильную выкладку товаров подотчетных категорий в местах продаж, согласно стандартам мерчандайзинга, принятым в торговом предприятии «City Line».

3.1.16.Ознакомляется с результатами ревизий, проведенных в подотчетных категориях, и участвует в разработке мероприятий по устранению негативных результатов инвентаризаций (недостача, излишки, пересортица).

3.1.17.Контролирует соответствие товаров действующим ГОСТам и ТУ.

3.1.18.Информирует при необходимости работников склада и экспедицию о правилах хранения и транспортировки товаров подотчетных категорий.

3.2.Ценообразование.

3.2.1. Формирует и утверждает наценки на определенные товарные группы.

3.2.2. Формирует и утверждает с директором предложения о величине наценки на подотчетные категории и отдельные виды товаров.

3.2.3. Формирует и утверждает с директором предложения об изменении розничных цен (переоценке) товаров подотчетных категорий.

3.3.Взаимодействие с подчиненными.

3.3.1. Контролирует выполнение функциональных обязанностей должности Специалиста товарной категории в соответствии с требованиями должностной инструкции Специалиста товарной категории.

3.3.2. Организует и контролирует текущую работу экспедиторов в соответствии с требованиями организации товародвижения и особенностями текущей обстановки в отделе и магазинах.

3.4. Аналитика, планирование и отчетность.

3.4.1. Принимает участие совместно с директором в планировании показателей по продажам подотчетных категорий (оборот и прибыль).

3.4.2. Анализирует покупательский спрос и запросы потенциальных и реальных покупателей в соответствии с методами анализа, принятыми в торговом предприятии «City Line».

3.4.3. Анализирует деятельность конкурентов в соответствии с методами анализа, принятыми в торговом предприятии «City Line».

3.4.4. Анализирует продажи товаров подотчетных категорий в соответствии с методами анализа, принятыми в торговом предприятии «City Line».

3.4.5. Анализирует работу имеющихся и потенциальных поставщиков в соответствии с требованиями к поставщикам, принятыми на предприятии.

3.4.6. Предоставляет отчеты по результатам анализа продажи товаров подотчетных категорий в установленные сроки по установленным формам.

3.4.7. На основании результатов планирует дальнейшую работу с подотчетными категориями.

3.5. Общее.

3.5.1. Исполняет или следит за исполнением распоряжений и приказов директора, касающихся работы торгового отдела, должности Категорийного менеджера или подчиненных сотрудников (специалиста по работе с претензиями и взаиморасчетам).

3.5.2. Докладывает директору о нарушениях в процессе товародвижения и невыполнении подчиненными сотрудниками своих должностных обязанностей.

3.5.3.Обеспечивает режим сохранения коммерческой тайны торгового предприятия «City Line».

4. Права.

Категорийный менеджер имеет право:

4.1. Принимать решения в пределах функциональных обязанностей.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся вопросов, входящих в его компетенцию.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению торгового процесса и деятельности торгового предприятия «City Line».

4.4. Сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в работе торгового предприятия «City Line», выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

4.5. Запрашивать лично или по поручению директора торгового предприятия «City Line» от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Требовать выполнения установленных правил работы с документами строгой отчетности, а также с иными документами.

4.7. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений предприятия, получать от них информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.8. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность.

Категорийный менеджер несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей сотрудников подчиненных отделов, предусмотренных соответствующими должностными инструкциями, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба— в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За ошибки, допущенные в процессе исполнения своих непосредственных должностных обязанностей, — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За разглашение информации, предоставляющей коммерческую тайну, — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

При переходе на другую работу или освобождении от должности категорийный менеджер несет ответственность за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового непосредственному руководству.

В случае нарушения настоящей должностной инструкции к категорийному менеджеру применяются дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения.

2. В целях оперативности и быстрого реагирования на спрос со стороны конечных потребителей рекомендуем использовать современные программные средства, позволяющие автоматически проводить работу по анализу ассортимента и оперативно принимать решения по его изменению.

Анализ предложений программных продуктов с точки зрения их удобства, стоимости и возможности интеграции в информационную систему магазина показал, что наиболее оптимальный вариант – использовать программу «Inventor».

«Inventor» - это программа для проведения ABC-XYZ анализа, она является надстройкой для MS Excel, это набор утилит (макросов и функций), дополняющий и расширяющий возможности стандартного Excel (см. рисунок 4.1).

 

Рисунок 4.1 – Программа «Inventor» в надстройках MS Excel

 

Условия приобретения программы «Inventor» бесплатно.

Автор Андрей Фишер - владелец и администратор портала.

Сайт для скачивания и ознакомления: https://www.zakup.vl.ru/64-inventor.html.

Механизм работы программы заключается в следующем. Для проведения ABC -XYZ анализа необходимо сохранить продажи с программы 1С как документ MS Excel, а затем провести анализ, запустив программу.

Использование в деятельности торгового предприятия данной программы позволит ежедневно отслеживать, как и руководителю торгового предприятия, так и всему персоналу, в нашем случае – это категорийный менеджер.

Ассортиментный анализ подразумевает замену неликвидов на новинки, которые будут пользоваться спросом со стороны конечных покупателей. Для определения предпочтений конечных покупателей используется программа Inventor в точках продаж.

 

Рисунок 4.2 – Страница программы Inventor для MS Excel

 

Для магазина необходимо проводить ABC-анализ как минимум один раз в квартал, так смена коллекций будет приводить к расширению ассортимента без вывода неликвидов. Это в свою очередь приводит к увеличению расходов на содержание запасов и к ненужной конкуренции на аналогичные модели из разных коллекций. Для принятия решения о выводе товара из ассортимента, используют АВС-анализ по оборачиваемости (см. рисунок 4.2).

Данная программа не требует лишних расходов на приобретение, так как имеется в свободном доступе для каждого с сайта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.