Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция управленческой мысли






 

Процесс разработки управленческих решений - один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого руководителем дела. Проблемой принятия эффективного управленческого решения озабочены многие исследователи в области менеджмента. В истории управленческой мысли в процессе пяти этапов эволюции социально-экономических условий развития мирового сообщества различаютчетыре основных подхода (таблица 2):

· с позиций различных научных школ в управлении (конец XIX в. - по настоящее время), в которых управление рассматривается с четырех различных точек зрения: школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов. Характеристика научных школ приведена в приложении А;

· процессный (20-е гг. XX в. - по настоящее время) – подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций;

· системный (50-60 гг. XX в. - по настоящее время) – рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды;

· ситуационный (60-е гг. XX в. - по настоящее время) - основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

 


 

Таблица 2 – Эволюция развития управленческой мысли

Этап социально-экономического развития   Подходы менеджмента к управлению
Название этапа Период Социально-экономические условия
       
Промышленный переворот с 20 - 30-х по 80 - 90-е гг. XIX в. · техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии; · инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.; · формирование общенационального рынка; · возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников; · у конкуренция как форма разорения или поглощения соперника   · с позиций различных научных школ (с конца XIX в.): - школа научного управления (1885-1920),  
Эпоха массового производства первые три десятилетия XX в. · внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров; · малонасыщенный рынок; · конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене; · четкая дифференциация отраслей; · хорошие перспективы экономического роста для компаний; · слабое вмешательство государства в бизнес   · с позиций различных научных школ (с конца XIX в.): - школа научного управления (1885-1920), - школа административного управления (1920-1950), · процессный (с 20-х гг. XX в.)  
Эпоха массового сбыта 30 - 50-е гг. XX в. · насыщение спроса на товары и услуги; · переход от стандартной продукции к дифференцированной; · смена производственной ориентации на рыночную; · усиление роли внешней среды в деятельности предприятия; · государственное регулирование экономики · с позиций различных научных школ: - школа административного управления (1920-1950), - школа человеческих отношений и поведенческие науки (с 1950 г.) · процессный (с 20-х гг. XX в.) · системный (с 50 - 60 гг. XX в.)  

 

Окончание таблицы 2

       
Пост-индустриальное общество 60 - 90-е гг. XX в. · новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга; · новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды; · растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов; · смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением   · с позиций различных научных школ: - школа человеческих отношений и поведенческие науки (с 1950 г.) · процессный (с 20-х гг. XX в.) · системный (с 50 - 60 гг. XX в.) · ситуационный (с 60-х гг. XX в.)  
Пост-экономическая эпоха с начала XXI в. · новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг; · переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях; · глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети; · изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления; · ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология   · с позиций различных научных школ: - школа человеческих отношений и поведенческие науки (с 1950 г.) · процессный (с 20-х гг. XX в.) · системный (с 50 - 60 гг. XX в.) · ситуационный (с 60-х гг. XX в.)  

 

 


Рассмотренные подходы к управлению внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. По мере того, как развивались такие эти области знания, как математика, инженерные науки, психология, социология, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению. Научно-технические нововведения в бизнес заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. и разработать новые подходы, методики и технологии принятия управленческих решений.

Например, широко известны «десять правил принятия решений Рубинштейна»:

1. Прежде чем вникать в детали постарайтесь получить представление о проблеме в целом.

2. Не принимайте решение, пока не рассмотрели все возможные варианты.

3. Сомневайтесь, даже самые общепринятые истины должны вызывать недоверие и не нужно бояться их отводить.

4. Старайтесь взглянуть на стоящую проблему с самых разных точек зрения.

5. Изыщите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы. Диаграммы и схемы позволят вам охватить сложную проблему одним взглядом.

6. Задавайте как можно больше вопросов, правильно заданный вопрос может радикально изменить содержание ответа.

7. Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придёт вам в голову. Постарайтесь найти его слабые места. Попробуйте найти другие решения данной проблемы и сравните их с первым.

8. Перед принятием окончательного решения поговорите с кем-нибудь о своих проблемах.

9. Не пренебрегайте своими чувствами. Ведущая роль логического мышления в анализе не подлежит сомнению, но нельзя приуменьшать значение интуиции.

10. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникшие повседневные проблемы со своей точки зрения.

Или другой пример - американским психологом Джонсоном была предложена оригинальная методика принятия деловых решений - «Система принятия верных решений да или нет». Пять вопросов Джонсона:

1. Удовлетворяю ли я подлинную потребность. Перед принятием решения предшествует выбор цели. Если цель отражает подлинную потребность, то мы действуем, быстро принимая правильное решение.

2. Узнал ли я варианты выбора. Альтернатива существует всегда.

3. Всё ли я продумал до конца. Каждая альтернатива оценивается по тому, на сколько она соответствует цели.

4. Честен ли я сам с собой. Перед принятием решения мы должны сделать описание текущей или будущей ситуации, не закрывая глаза на неприятные последствия.

5. Доверяю ли я своей интуиции. Интуиция – это подсознательное знание, основанное на личном опыте. Принимая решение интуитивно, вы не можете его обосновать, а просто ощущаете его правильным для себя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.