Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы исследования памяти






1. Исследование способности воспроизводить отдельные элементы (без учета их порядка):

· Метод однократного предъявления; Метод фиксированного числа предъявлений;

· Метод заучивания; Метод уравнивания.

2. Исследование сохранения усвоенного материала:

· Метод сбережения; Метод узнавания.

3. Изучение запоминания межэлементных связей (с учетом их порядка):

· Метод парных ассоциаций; Метод антиципаций.

4. Исследование размера кратковременной памяти: ● Метод Джейкобса; ● Метод Бушке.

Метод однократного предъявления – испытуемому предлагаются три серии предметов, которые нужно воспроизвести. Количество слов в каждом списке возрастает (например, 5, 10, 18). Инструкция: запомнить и воспроизвести в любом порядке.

Метод фиксированного числа предъявлений – отличается от предыдущего метода тем, что испытуемому заранее сообщается сколько раз ему будет предъявлен стимульный материал, прежде чем ему надо его воспроизвести. Между предъявлениями воспроизведения нет.

Метод заучивания (метод последовательных предъявлений) – стимульный материал предъявляется до тех пор, пока испытуемый не сможет его воспроизвести в полном объеме два раза.

Метод уравнивания – предлагается рад 15 слов для воспроизведения. При каждом последующем предъявлении предлагаются только те слова, которые испытуемый не воспроизвел. Однако испытуемого просят каждый раз воспроизвести полный список слов. Измеряется количество предъявлений до полного заучивания.

Метод сбережения – испытуемому предлагается серия слов для запоминания, а затем спустя некоторое время (например, неделю) проверяется, сколько материала он помнит.

Метод узнавания – проверяется способность актуализировать ранее воспринимаемый материал в условиях его повторного наблюдения, т.е. идентифицировать этот материал как предъявляемый накануне. Испытуемому однократно предлагается ряд элементов для запоминания. На следующем этапе предлагается расширенный список слов. Задача: узнать в расширенном списке старые элементы.

Метод парных ассоциаций – предлагается 12 пар слов для запоминания. После этого экспериментатор читает только по одному слову из каждой пары и предлагает испытуемому воспроизвести второе слово в каждой паре.

Метод антиципаций (метод подсказки) – после одного или нескольких предъявлений ряда стимулов испытуемый воспроизводит запомнившиеся элементы. Если он ошибается, ему подсказывают. Процедура длится до первого безошибочного воспроизведения всего ряда.

Метод Джейкобса – в качестве стимула предъявляются числовые ряды (от 5 до 8 чисел), которые испытуемый должен воспроизвести. Эксперимент длится до тех пор, пока все ряды не будут прочитаны или испытуемый не начнет допускать грубые ошибки. Воспроизведенные испытуемым ряды сопоставляются с предъявляемым набором.

Метод Бушке (метод определения отсутствующего элемента) – после заучивания какого-либо ряда чисел (например от 11 до 23), знакомый испытуемому ряд предъявляется в ином порядке (например, 12, 15, 13, 11). Если испытуемый при этом может сказать, какой из ранее воспринятых стимулов отсутствует в данном ряду (14), значит он хорошо помнит весь исходный ряд. П.И. Зинченко. Зинченко считал, что продуктивность непроизвольного запоминания определяется уровнем овладения умственным действием. Он занимался исследованием закономерностей непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание наиболее продуктивно, если запоминаемый материал входит в цель деятельности. Также эффективность непроизвольного запоминания зависит от понимания материала и от уровня развития познавательного действия. При произвольном запоминании цель деятельности вырвана из контекста. Продуктивность произвольного запоминания зависит от уровня освоения мнемического процесса. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.