Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артефакти в експериментальному дослідженні. Засоби їх контролю.






Артефакт – это феномен или эффект привнесенный в эксперимент извне. К числу переменных, изменение которых может привести к появлению артефактов в эксперименте, относятся особенности личности, как испытуемого, так и экспериментатора. Среди наиболее известных эффектов, проявляемых в поведении испытуемых при получении информации об участии в эксперименте, обычно выделяют следующие.

 

Ø Эффект «плацебо» (самовнушение) проявляется в стремлении испытуемого выдать желаемое за действительного.

 

Ø Эффект Хоторна проявляется в стремлении испытуемого вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора или в соответствии с исходной гипотезой, принятой экспериментатором и известный испытуемому.

 

Ø Эффект Зайонца проявляется в том, что поведение испытуемого и его эффективность (повышение или снижение эффективности) зависят от наличия самого факта, присутствия других людей, в том числе и экспериментатора.

 

Ø Эффект Розенталя проявляется в том, что убежденность экспериментатора в правоте своей гипотезы ведет к изменению его поведения так, что гипотеза подтверждается. Это невольная, незаметная передача ожиданий со стороны экспериментатора определенных изменений в поведении испытуемого самому испытуемому и навязывание испытуемому этим определенных форм поведения и определенных реакций.

 

Ø Эффект первого впечатления – это действие личностного восприятия, не относящегося к эксперименту. Среди особенностей личности экспериментатора можно выделить: пол, возраст, уровень культуры, социальный статус, уровень интеллекта, уровень тревожности и т.д. Все это может оказывать влияние на результаты эксперимента.

 

Для устранения или, по крайней мере, уменьшения влияния данных эффектов на результаты исследования могут применяться при организации и проведении эксперимента следующие приемы.

Ø “Двойной слепой опыт” или метод «плацебо вслепую». Для проведения эксперимента подбираются две идентичные группы (контрольная и экспериментальная). Эксперимент проводит не экспериментатор, а ассистент, который не знает истинной гипотезы и то, какая группа контрольная, какая экспериментальная. Данный метод позволяет элиминировать эффект Хотторна, Розенталя.

 

Ø Метод обманазаключается вцеленаправленном введении испытуемых в заблуждение относительно цели, задач, гипотезы исследования, либо они просто скрываются. Данный метод критикуется со стороны психологов гуманистического направления, поскольку в данном методе наблюдается манипулирование сознанием испытуемого.

 

Ø Метод скрытого эксперимента. Часто применяется в полевых исследованиях при реализации естественного эксперимента. Испытуемый вообще может не подозревать о своем участии в эксперименте.

Ø Метод опроса контролирует восприятие испытуемым ситуации эксперимента. Осуществляется по схеме Орне постэкспериментального интервью. Испытуемый опрашивается о характере своего субъективного восприятия экспериментальной ситуации как до, так и после эксперимента. Учитываются и контролируются отношения к экспериментатору, понимание инструкции, принятие целей эксперимента, самочувствие испытуемого и пр. Такие данные позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации, когда уже ничего нельзя исправить.

 

Необходимо помнить, что абсолютного метода нет. Все они хороши или плохи в зависимости от конкретной ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.