Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность государственного кредита






Государственный кредит представляет собой отношения, по которым государства являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены государством или его субъектами юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим ли­цам и международным организациям в пределах полномочий соот­ветствующего уровня бюджета. [11, c. 89]

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

– срок предоставления или получения кредита;

– обязанности сторон;

– условия обеспечения возврата кредита;

– размер процентной ставки за пользование кредитом;

– другие условия.

Развитие кредита шло вслед за совершенствованием товарно-денежных отношений. Кредитные операции основываются на функции денег как средства платежа.

Кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. В процессе движения ссуды между кредиторами и заемщиками складываются экономические отношения.

Во всех докапиталистических формациях кредит выступал в форме ростовщического кредита. Заемщиками его были мелкие производители, рабовладельцы и феодальная знать. Кредиторами выступали купцы, откупщики налогов, храмы, монастыри, церкви. Ссуды ростовщического кредита являлись капиталом (самовозрастающей собственностью). Чрезвычайно высоким был уровень взимаемого процента с ростовщического кредита: от 12 до 75%. Странствующие ростовщики взимали до 360% годовых.

При капитализме роль кредита значительно возросла. Он начал выполнять важнейшие функции по экономии издержек обращения, в процессе образования средней прибыли, в концентрации и централизации промышленного и банковского капитала, в образовании финансового капитала и финансово-промышленных групп.

В современных условиях кредит представляет собой движение ссудного капитала. Предпосылки развития кредита обусловлены закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства. В процессе кругооборота и оборота капитала у одних фирм возникает временная потребность в денежных средствах, т.е. возникает необходимость в кредите, а у других фирм денежные средства, наоборот, высвобождаются и выступают в качестве источников кредита. Т.е. кредит, который в воспроизводственном процессе обслуживает стадию обмена, обеспечивает финансовые потребности субъектов экономических отношений на условиях возвратности, срочности и платности (возможна беспроцентная ссуда). Кредитный механизм обеспечивает аккумуляцию и целенаправленное использование в экономическом обороте страны временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения, а также ресурсов, специально предусмотренных в бюджетной системе и внебюджетных фондах. С помощью кредита субъект экономических отношений преодолевает разрыв во времени между потребностями в финансовых ресурсах и их наличием. Таким образом, кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного и своевременного финансирования капитальных вложений, либо текущих затрат. [14, c. 186]

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. [14, c. 187]

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов:

1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

2) если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Особенности государственного кредита:

1) если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-нибудь ее доход.

2) на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

3) как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок, оговоренный в законодательстве.

Итак, государственный кредит представляет собой сово­купность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физи­ческими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных де­нежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций. [14, c. 188]

Как особая сфера экономических отношений государствен­ный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от нало­гов и банковского кредита.

Отличия государственного кредита от налогов:

– для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добро­вольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры не­соблюдения принципа добровольности);

– налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенное время внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Отличия государственного кредита от банковского:» потребность в кредите возникает у государства при фи­нансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покры­тие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

– условием сделки банковского кредита является совпаде­ние экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участ­ников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в доб­ровольной передаче денежных средств в пользование заемщи­ка, государство берет на себя обязательство выплачивать им оп­ределенный доход. В отличие от банковского процента за кре­дит, выступающего в качестве механизма воздействия на хо­зяйственную и коммерческую деятельность кредитополучате­лей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;

– банковский кредит имеет целевое назначение. Он исполь­зуется, прежде всего для обеспечения своевременности денеж­ного оборота, который опосредует движение материально-ве­щественных элементов производственного процесса и реализа­ции товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ре­сурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государ­ством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;

– при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санк­ции (например, повышенные проценты за кредит). В государ­ственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;

– с помощью банковского кредита создаются деньги, он спо­собен увеличивать или сокращать денежную массу и при не­продуманной кредитной политике может спровоцировать появ­ление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. [1, c. 194]

В Республике Беларусь расходы государства осуществляют­ся в основном в национальной валюте, поэтому преимуществен­ное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государствен­ного кредита для экономики страны.

В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государ­ство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иност­ранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

В целом государственный кредит при правильной его орга­низации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мо­билизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормали­зации и укреплению денежного обращения в стране и одновре­менно служит источником доходов для держателей государ­ственных ценных бумаг.

Международный государственный кредит способствует ус­корению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, пози­тивно влияет на международное сотрудничество и взаимопони­мание между странами.

В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государствен­ном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты.

Основой государственного кредита явля­ется его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Таким образом, государственный кредит занимает важное место в финансовой системе государства, как один из основных способов обеспечения потребностей государства в финансовых ресурсах.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.