Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загадка, как средство развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста 2 страница






" Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя-летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Пришли гости - и под лавку

Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.
Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать..

1. Введение.

Сочинение на тему: Для чего нужны загадки?

В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат - все в один ряд связанные стоят. - Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. - Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие - громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.

Загадки - это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.

Объект исследования: загадка

Цель исследования: Изучить загадки как жанр устного народного творчества.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения загадки.

2. Изучить виды загадок.

План исследования:

1. Изучить литературу по теме проекта.

2. Подготовить и провести исследование.

3. Подготовить презентационные материалы по проекту.

2. Основная часть.

А) История возникновения загадки

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый " тайный" язык, особую " загадочную" речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли " коровой", а корову " рыкуша", коня - " долгохвостый".

Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым " тайный" язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку:

Корова комола,

Лобик широк,

Глазеньки узеньки,

В стаде пасется

И в руки не дается,

то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце.

Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал " темных сил" бояться. Не нужны стали и " обманные" названия, забылись они постепенно.

А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живет.

И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: " Вниз смеется, кверху - плачет". Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идет вниз поскрипывает, как бы смеется, а вверх поднимаясь - воду расплескивает, как будто плачет.

Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. И разгадывание загадок доставляет ребенку удовольствие, отгадка - радует и удивляет.

Б) Загадка - краткое поэтическое иносказательное описание какого- либо предмета или явления, которое нужно узнать, отгадать. Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения. Природа, человеческое тело, мир животных и растений, трудовые процессы земледельца, орудия его труда, примитивная, техника - вот основной объём охваченных загадкой явлений. И всё это лишь в той мере, как оно обращено к трудовой практике крестьянина. Животные лишь те, с которыми он непосредственно соприкасается: волк, лиса, медведь, заяц; насекомые в том же домашнем круге: муха, таракан, жук, блоха, борьба человека с насекомыми, его уход за пчелою.

Имея в виду предметы в их частном бытии, загадка вся направлена к тому, чтобы развернуть представление о предмете. Загадка или вскрывает происхождение предмета, или его функцию, или же даёт всю его биографию, с начала и до конца его бытия. Иногда загадка останавливается в фиксации основного впечатления человека от предмета зрительного или слухового; но ведь и это в той стадии мироведения, которую даёт загадка, значит - характеризовать предмет, хотя бы статически. И всё кругом примечено и отмечено загадкой и широко и узко одновременно. Тут и солнце, и месяц, и река, и тучи и ветер, но рядом ещё больше постоянства во внимании к частностям и деталям хозяйственного быта и инвентаря.

В) Шуточные загадки

Загадки о растениях: а) встречающихся в лесу и на лугах, б) в саду и огороде.

Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Загадки о насекомых.

Загадки о птицах.

Загадки о животных.

Загадки о человеке:

а) о внешнем виде человека, частях его тела,

б) о родственных отношениях, о семье,

в) об одежде и украшениях,

г) о пище и питье,

д) о средствах передвижения.

Загадки о трудовой деятельности человека:

а) о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе,

б) о занятиях и ремёслах.

ЗАГАДКИ - ОБМАНКИ

Наберем цветов охапку

И сплетем сейчас мы…

(не шапку, а венок)

На базар идут старушки

Покупать себе…

(не игрушки, а продукты)

Хоккеистов слышен плач

Пропустил вратарь их…

(не мяч, а шайбу)

С каждым днем к нам лето ближе,

Скоро встанем все на…

(не на лыжи, а на скейты или ролики)

У Иринки и Оксанки

Трехколесные есть…

(не санки, а велосипеды)

На прививки и уколы

Мамы деток водят в…

(не в школы, а в поликлинику)

Загадки-шарады – популярная разновидность головоломок со словами. Главная цель такой загадки – определить слово, зашифрованное в частях или слогах. Для начала нужно отгадать все слоги, которые в целом и составят полноценную отгадку шарады.

Г) Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко передавать образы предметов.

3.Заключение. Выводы.

Загадки представляют собой очень древнее явление. На протяжении многих тысячелетий они пересказывались и пополнялись всё более современными и новыми образцами. Изучив происхождение, построение загадок, их типы можно самостоятельно научиться составлять загадки. Для этого необходимо желание, терпение и знание окружающего мира.

Список использованной литературы.

1. Универсальный энциклопедический справочник. Чернявский А.Д.; Ковальчук Д.А.: Харьков Белгород, 2009г.

2. Великие тайны и загадки истории. Брайан Хотон.: Харьков Белгород, 2010г.

3. Про зверя.: Стожкова Н.В.: Москва, 2009г.

4. https://www.genon.ru/GetAnswer.aspx? qid=20887939-8683-4b2c-a495-f62066edc048.

5. https://playroom.com.ru/zagadki.php

 

 

Введение

 

Произведения устного народного творчества создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе. Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое.[6]

К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, относится и загадка. Вначале она была связана с верованиями первобытных людей, носила обрядовую функцию, а затем с изменением общественно-исторических условий постепенно приобрела педагогическое значение и развлекательную функцию.

Актуальность нашей работы мы живём в мире новых инновационных технологий, но мы должны знать то, что устное народное творчество воспитывает всесторонне развитого человека, который востребован в нынешнее время.

Объектом исследования является изучение литературы по данной теме, беседа со старожилами села, реализация умений и навыков на уроках истории и культуре Башкортостана, на уроках башкирского языка и литературы.

Методами исследования являются наблюдение, рассмотрение загадок, использование интернета, изучение литературы. Предметом исследования является возможность использования научной литературы на уроках башкирского языка и литературы в старших классах.

Гипотеза исследования: мы предположим, что изучение загадок позволяет эффективнее усвоить программный материал по устному народному творчеству. Способствует изучению культурного наследия в старших классах, развивает наблюдательность и внимательность в работе.

Исходя из гипотезы целью нашей работы является:

- пропаганда изучения культурного наследия;

- стремление сверстников к углубленному изучению устного народного творчества;

- воспитание патриотических чувств.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1) рассмотреть литературу по данной теме исследования;

2) сформировать у учащихся элементарные представления о фольклоре;

3) раскрыть разнообразные связи человека с загадкой.

Практическое значение и применение. Материалы данной работы могут быть использованы учащимися на уроках истории и культуры Башкортостана.

 

1.История появления загадки

 

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, напри­мер, загадка - это «тупмалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок (Илларионова Ю. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1976).

В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» [1, 5]

Загадка развивает у человека догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрощаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переводит предмет совершенно иную область вещественного мира». Черненькая собачка свёрнувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает.»-замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым- длинной девичьей косе: «Стоит девица в избе, а коса - на дворе.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.[3, 25]

В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отличие от других жанров, они поэтизируют конкретные, самые обыкновенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности. В основе большинства загадок лежит метафора, т.е. перенесение значения по сходству. Объект для сопоставления, сравнений народ выбирает из среды, близкой к своему быту и согласно своему художественно-поэтическому вкусу.

 

2. Первые загадки

 

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.Знаменитый путешественник XVIII в. С.П.Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С.П.Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.Как свидетельствует С.П.Крашенинников, свинью сибирики-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». («У коровы четыре сосца, а у кобылы – два»). В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т.д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке.

В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашенное коромысло через реку повисло».

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.[6]

 

3.Роль загадок в жизни человека

 

Загадывание и угадывание загадок, состязание в загадках - широко используемый прием не только в народном эпосе, но и в создававшейся под его влиянием художественной литературе. Специфичная литература «вопросов и ответов» объединяет множество произведений разных эпох и народов. Индийский эпос, «Эдда», «Калевала», русские сказки, башкирские эпосы, предания любых народов - все они содержат загадки, в той или иной форме.

Греки связывали загадки, в основном, с изречениями оракулов.

Древнегреческие загадки излагались гекзаметрами, в них искали смысл жизни и божественную мудрость. Ученые прибегали к загадкам в дидактических целях, поэты охотно вплетали изречения в форме загадок в свои произведения.

Римляне были несколько менее склонны к подобным упражнениям ума, однако, как мы знаем, и Цицерон, и Вергилий забавлялись в часы досуга сочинением загадок.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Этнопедагогические миниатюры - пословицы и загадки - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «Много сказанное -пустословие, кратко сказанное - мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для греков и римлян пословицы были господствующим мнением общества; для итальянцев - училищем народа; для испанцев - исцелителем души; для чехов - мудростью предков; для чувашей - поучением старцев; для восточных народов - цветом языка, ненанизанными жемчужинами; для русских - школой мудрости и добра... А для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

Загадки способствуют развитию памяти ученика, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью! Ребенку, научившемуся отгадывать загадки, можно дать задание сочинить свои загадки.[2, 7]

Загадки - это еще одно сокровище нашего языка, которое добралось нам в наследство от наших предков. Загадывание всегда было непременным условием не только умственного развития ребенка, но и испытания смекалки взрослых.

Загадки всегда выступали средством эстетичного освоения окружающей действительности: развивали эстетичный вкус, способствовали образному виденью разных предметов и явлений в жизни, помогали почувствовать изображающую силу слова.

 

4. Строение загадок

 

В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.

Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

Что за зверь в зиму ест, а летом спит,

Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь,

А с места не свезет?

Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.

Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных приемов построения загадок.

Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (Антенна)

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания.

Алгоритм поиска отгадки:

1) определить, что и где нужно искать;

2) выделить и объединить возможные признаки;

3) выдвинуть предполагаемую отгадку;

4) доказать правильность отгадки.[6]

 

 

Заключение

 

Давно минули те времена, когда умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Сейчас мир представляется нам сложнейшей системой с необозримым множеством связей, и загадки в обучении уступили место теоремам и формулам. И все же не стоит забывать, что умение находить взаимосвязи, систематизация и проникновение в суть вещей - как раз и есть признак аналитического научного ума. Так не стоит же пренебрегать такой милой, такой забавной и столь важной частью умственного развития, как загадка.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высокопоэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее доминирующим началом в них стало умственное воспитание.

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велики роль загадки в начальной школе и роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлять загадки. Это обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.

Итогом своей работы я предложила сверстникам нарисовать рисунки к загадкам. Получились очень интересные рисунки. Предлагаю на ваше внимание в презентации эти работы.

 

Литература

1. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957, с.4-6

2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.с..7-8

3.Детская литература. Учеб.пособие.Сост.Е.Е.Зубарева, З.П.Пахомова.М., «Просвещение», 1976, с.26-27

4. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки/Сост. А.Н.Санжаровский; Под общей ред.Г.М.Науменко-Ижевск: Удмуртия, 1989

5. Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор. Уфа ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2004, с.3

6. Сведения из Интернета

https://zagadaj-ka.ru/articles/chto-takoe-zagadka.htm

https://moizagadki.ru/

 

https://rufolklor.narod.ru/o_zag.htm

 

 

Начало формы

 

Происхождение и социально-педагогическое значение игры

Попытки разгадать " тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.