Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загадка, как средство развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста






Наталья Власова (NataliA V) 23 мая, 2012 - 15: 33 Категория: Логопедия Теги: загадки Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений, Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества. Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большей степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Мыслить здесь ребенка заставляет ситуация затруднения. Однако, если с одной стороны решение проблемы не должно быть очевидным, то с другой «зона трудности» должна быть доступна решающему. На дачном этане развития мышления детям предлагаются задания на анализ и сравнение зрительных образов, детей учат работать со свойствами предметов. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно - действенного мышления при наглядно- образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. На данном этапе ребенка учат узнавать объект на основе описания отдельных признаков, сочетать признаки разных предметов, наводить общие и различающиеся признаки объектов по описанию возможных действий с ним, учат искать альтернативные способы действия. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств отношении), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить целый предмет на его составляющие части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Следовательно, для формирования понятийного аппарата ребенку придется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы и виды отношений между понятиями. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти. Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи, как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Одним из средств формирования и развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста является загадка. Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать. Загадка- это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем, загадки вводят обычно в старших группах. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того, как предметы будут рассмотрены, педагог загадывает о них загадку, например, «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Далее воспитатель еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку. Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составить загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы. Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам (см. Приложение 1). Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию». Детям с нарушениями речи, для которых является трудностью актуализация названий, качеств действий предметов можно предложить воспользоваться подсказкой, т.е. схемой-опорой, содержащей 2-3 наиболее ярких признаков предметов. Например, чтобы помочь ребенку составить загадку-описание о банане, можно предложить следующую схему: форма (вытянутый), цвет (желтый). Либо задавать ребенку наводящие вопросы (какой этот…). Ты загадал фрукт. Какой он по форме? По цвету? Здесь же ребенок учится различать грамматические категории рода прилагательных. На основе данной работы дети (младшая группа) достаточно точно определяют цвет, величину, вкус некоторых овощей и фруктов, а также величину, качество, функциональное назначение, действия многих предметов. На занятиях работа строится таким образом, чтобы у детей складывалось как можно более полное представление о том или ином предмете, явлении, назначении действия. Любой предмет рассматривается многоаспектно с опорой на как можно большее количество анализаторов. Дети учатся грамматически верно строить фразу, согласовывая существительные с прилагательными в роде и числе; связно описывать предмет по схеме; учатся внимательно слушать описание и ответить только верно, т.к. использовались дополнительные приемы («Кто быстрее», «Самый внимательный»). По результатам диагностики познавательно-речевого развития детей на конец младшей группы выявлено, что дети стали внимательнее к собственной речи в плане ее грамматического оформления, значительно расширился словарный запас (существительные и прилагательные). Был сделан вывод о том, что загадки-описания, используемые в младшей группе вполне доступны детям 3-4 лет, а также позволяют накопить необходимый лексический материал для перевода к загадкам более сложного содержания, таких, как загадки - описания с договариванием последнего слова. Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5, 5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму. Загадки, предлагаемые детям в данном возрасте, перечислены в Приложении 2, разбиты по темам и отображают содержание программы познавательно–речевого развития. В качестве подготовительной работы к обучению разгадыванию загадок такого плана проводятся игры типа «Недовольный Саша» (на различение верного и дефектного произношения), «Исправь ошибку» (где ребенку предлагается верно поставить ударение в слове), игры-дразнилки (подобрать дразнилку к своему имени), игры в рифму (подобрать рифму к слову), «4-й лишний» (назвать слово, не похожее на другие по фонетическому составу) и др.. Перед разгадыванием загадки о предмете, проводится занятие по его рассматриванию, где дети выделяют основные свойства, качества предмета; учатся называть предметы того же рода (конкретизировать обобщение), узнают его по описанию, самостоятельно описывают. На данном этапе ½ часть детей группы справляются достаточно неплохо с этим видом загадок. В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: ЗАР – ЗБР, способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а развивающую роль загадки. Загадки, предлагаемые детям в старшей дошкольной возрастной группе, отражены в приложении № 3. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой - подсказкой в старшей - рифмованное, достаточно полное описание. В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно. Загадки, предлагаемые детям в подготовительной к школе группе, отражены в Приложении 4. Постепенное усложнение учебного материала, систематичность и последовательность в его подаче, учет возрастных закономерностей развития, развитие познавательных способностей детей, в том числе мышления, речи (словарь, фонематический слух, усвоение грамматической системы языка), делают систему работы с загадками одним из основных средств развития мышления. Основным условием при этом является грамотно организованная направляющая помощь педагога и методически верно организованная работа с загадкой. Приложение № 1 Загадки - описания (3-4 года). · Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков. · Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая. · Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые длинные иголочки. · Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый. · Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит. · Птицы; ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает. · Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается: собака - кусается, лает;, заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит. · Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку. · Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной. · Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей. · Посуда: чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп. · Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят. · Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать. рисовать. Приложение 2. Загадки- «рифмовки» (4-5 лет) Времена года: Дел у меня немало - Я белым одеялом всю землю укрываю, В лед реки убираю, белю поля, дома… Зовут меня... (зима) Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна, зову меня... (весна) Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, - «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это вы все меня. Я... (лето) Несу я урожай, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен, елочек- Я... (осень). Овощи: Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я... (капуста); И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покапай немножко, под кустом... (картошка) Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук) Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я... (свекла) Отлежал себе бочок Наш пузатый... (кабачок) Кругла, да гладка, откусишь - сладка. Засела крепко на грядке.. (репка) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... (горох) Птицы: В своей короне красной Он ходит, как король. Его ты ежечасно выслушивать изволь: - Я тут! Я начеку - у - у! Я всех вас допеку - у - у I Уснули дети. Свет потух. Молчи, горластенький...(петух) В лесу, под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд, приятель! и ставит подпись... (дятел) Эта хищница болтлива. Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, а зовут ее... (сорока) Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это... (снегири) Чик - чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей, кто это?... (воробей) Животные: Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая В сарай попала, кур пересчитала И горлана петуха унесла она в леса. Ну и кто это?... (лиса) Шубка рыжая па ней и длинный; хвост пушистый есть. Самый хитрый зверь в лесу. кого мы так зовем? (лису) Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач. Голой ручкой не возьмешь. А зовется это... (еж). Он похож на елку, шуба вся в иголках,. Бежит но дорожке, топ-топают: ножки, Милю леса, мимо елок, на спине 500 иголок. Вдруг увидел волка, поднял все иголки, Стал на мячик он похож. Ну конечно это... (еж), Кто на свете ходи в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят... (черепахи). По реке плывет бревно. Ох и длинное оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит... (крокодил). Он высокий, он огромный, он похож на кран подъемный, Только это кран живой, с настоящей головой. Тот из вас будет прав, кто ответит нам... {жираф) Этот зверь лесной, в серой шубе меховой. Зубами щелк! Так это... (волк) Он пугается всего, не узнать его зимой. Его попробуй ты поймай -ка. Скачет быстро очень.... (зайка) Хитрый след плести стараясь, до сугробам прыгал …(заяц). У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой. Кто же ето? Кто же это? Кто такой? Ну конечно он! Ну конечно это… (слон) Вместо хвостика крючок; Вместо носа - пятачок. Сама в щетинке, так это... (свинка) Голодная мычит, сытая жует. Молочка парного детворе дает.... (корова) Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. Ее не трогай, будет дрока, ведь она... (собака) Я умею чисто мыться не водой, а язычком. - Мяу! Как мне часто снится блюдце с теплым молочком! Погладь меня ладошкой. Мне нравится, я... (кошка) Идет, идет, бородой трясет, Травки просит: «Ме, ме, ме, дай-ка вкусной мне-е-е». Ребятам всем гроза рогатая... (коза) Насекомые: Погляди на молодцов: веселы и бойки. Волокут со всех сторон материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей. И спешит на помощь друг. Тут народ хороший. Без работы хоть убей, жить не может... (муравей). Целый день летает, всем надоедает – ночь настанет; тогда перестанет Жужжит над ухом неугомонно.,. (муха) Прозрачные крылья, большие глаза. Хвост длинный. Она... (стрекоза). Домовитая хозяйка полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком - он поделится медком. Может жалить, как игла, волосатая... (пчела) Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Не жужжу, когда тружусь - Рассказал нам вдруг большой красивый... (жук) С ветки на тропинку, с травки на былинку Прыгает пружинка - зеленая спинка. Похож на огуречик зелененький … (кузнечик) Части тела и лица: Оля весело бежит к речке по дорожке А для этого нужны нашей Оле... (ножки); Оля ягодки берет по 2, по 3 штучки, А для этого нужны нашей Оле... (ручки). Оля слушает в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашей Оле... (ушки) Оля ядрышки грызет, - падают скорлупки, А для этого нужны нашей Оле... (зубки). Оля смотрит на кота, ни картинки-сказки. А для этого нужны нашей Оле... (глазки) Твои помощники - взгляни - Десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они работы не боятся. И как хороший мальчик, послушен каждый... (пальчик) Транспорт: Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма. Вот по рельсам, ай-ай-ай! Едет новенький... (трамвай) Брат сказал сестренке Кате: «Посмотри, вот это... (катер) - Не поеду без бензина; Би-би-би, - гудит... (машина) По дороге напрямик мчится новый... (грузовик) Что за птица: песен не поет - гнезда не вьет. Людей и груз везет быстрокрылый... (самолет) Приложение № 3 Загадки, не содержащие иносказаний (5-6 лет) Профессии: Ты учишь буквы складывать, считать. Цветы растить и бабочек ловить. На все смотреть и все запоминать, И все родное, русское любить (воспитатель) Растаем мы очень рано, ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу (водитель) Кто в дни болезнен всех полезней? И лечит нас от всех болезней? (доктор) Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать (учитель) Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные. Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар) Времена года: Наступили холода, обернулась в лед вода, Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зима) Тает снежок. Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (весной) Солнце печет, лужок цветет. Рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (осень) Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем. Под ногами шелестят, и летят, летят, летят... Кто скажет, кто знает: когда это бывает? (осенью) Овощи: Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая (морковь) Уродилась я на славу; зелена, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи (капуста) Неказиста, шишковата, а придет на стол она. Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук) Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свекла) Как на нашей грядке выросли загадки - Срочные, да крупные, вот какие круглые. Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры) На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый (огурец) Деревья: В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, если на косицы (береза) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, на Новый год я главная! Птицы: Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку, ку-ку»? Всех перелетных тип черней, чистит пашню от червей? (грач) Гребешок аленький, кафтанчик рябенький, Двойная бородка, важная походка. Раньше всех встает, голосисто поет. (петух) Пестрая крякушка, ловит лягушек, Ходит вразвалочку- спотыкалочку. (утка) Хоть я не молоток, по дереву стучу: В нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный (дятел) Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь) Животные: Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, а ниток - ни одной {еж) Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приме гам: Он в шубе серенький зимой, а в рыжей шубке летом. (белка) Летом ходит без дороги мимо сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь) Что за зверь лесной встал как столбик под сосной? И стоит среди травы - уши большее головы (заяц) Какой зверь опасный ходит в шубе красной. Снег разгребает, мышек хватает (лиса) Голодна - мычит, сыта - жует. Малым ребяткам молочко дает(корова) С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком (собака) Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, а с водой не знается (кот) Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь (свинья) Насекомые: Не зверь, не птица, нос как спица: Летит - кричит, сядет - молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет (комар) Мы - лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи) Целый день летает, всем надоедает. Ночь настанет, тогда перестанет (мука) Шевелились у цветка все 4 лепестка Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка) Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! Транспорт: Дом по улице идет, на работу всех везет Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (автобус) Летит птица - небылица, а внутри народ сидит, Меж собою говорит (самолет) В поле лестница лежит.. Дом по лестнице бежит (поезд) Одежда, обувь: Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью (ботинки) Чтоб не мерзнуть, 5 ребят В печке вязаной сидят (варежки) Дуйся, не дуйся, через голову суйся, Попляши день деньской И пойдешь на покой (рубашка) Приложение 4 Загадки с использованием иносказаний (6-7 лет) Существует очень много сборников загадок. Например, «1000 загадок» (сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина). Сборник загадок (сост. Т.М. Карпенко). Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы: Хоть сама и снег и лед, А уходит - слезы льет (зима) Сидит девица в темнице, А коса на улице (морковь) За кудрявы и хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень сладкая, На вкус - как сахар сладкая (морковь) Лоскуток на лоскутке Зеленые заплатки, Целый день на животе Нежится на грядке (капуста) Сидит дел, в шубу одет. Кто его раздевает, слезы проливает (ЛУК) Наши поросятки выросли на грядке, К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки. Русская красавица стоит на поляне В зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) Озорной мальчишка в сером армячишке Но двору шныряет, крохе собирает (воробей) Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками (еж) Угадайте, что за шапка; Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (заяц) Посреди двора стоит копна: Спереди - вилы, сзади -метла (корова) Нашел я шар, разбил его, Увидел серебро и золото (яйцо) Не сеют, не сажают, сами вырастают. (волосы) Литература 1. Бородич А.М. Методика развития речи.- М., «Просвещение», 1981 г. 2.Елкина Н.В.. Тарабарина Т.И. «1000 загадок».- Ярославль, «Академия развития». 1997 г. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург, АРД ЛТД,, 1998 г. 4. Немов Р.С. Психология образования.- М., «Просвещение», «Владос», 1994 г. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 г. 6. Сборник загадок (сост. М.Т. Карпенко).- М., «Просвещение», 1988 г. 7. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей..-Ярославль, «Гринго», 1996 г. 8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, «Гринго», 1995 г.

Выдержка

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря ребенка младшей группы через художественную литературу

1.1. Освещенность проблемы формирования словаря ребенка младшей группы детского сада в педагогической литературе

Основные труды по проблеме формирования речи дошкольников и о закономерностях речевого развития, написаны Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, Ф.А. Сохиным, А.М. Шахнаровичем. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей можно передать в следующих положениях:

1. Речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.

2. Язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития развитие мышления, воображения, памяти, эмоций и др.

3. Ведущая задача при обучении языку это формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений и экспериментов над языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

По мнению этих ученых, обучение языку и развитие речи ребенка должно рассматриваться не только с сугубо лингвистической точки зрения (как овладение ребенком языковыми умениями фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослым (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

В исследованиях лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне - Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой были выделены три основных направления научно-практических разработок в области развития речи и речевого воспитания детей. Это: структурное направление (формирование разных структурных уровней системы языка), функциональное направление (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения), когнитивное («познавательное») направление (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

Ф.А. Сохин и О.С. Ушакова в своей позиции исходят из того, что в осове развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности (что и показали упомянутые исследования). Это расходится с до сих пор распространенной точкой зрения на речевое развитие как на «артефакт подражания», как на эффект неосознанного усвоения языка ребенком.

Подлинное развитие речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Однако для этого требуется особая организация процесса овладения языком.

В вышеназванном исследовании определяются как общие, так и более частные критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве. Среди первых следует назвать:

владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;

элементарные умения чтения и письма.

Развитие речи органически связано с умственным развитием, поскольку развитое человеческое мышление это речевое, языковое словесно-логическое мышление. Правильно построенный процесс речевого воспитания способствует и развитию мышления. Наряду с эти связь речевого (языкового) и интеллектуального необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к речи (языку). Имеется в виду своеобразная лингвистическая функция интеллекта роль мыслительной деятельности в овладении языком и формировании словаря дошкольника (Ф.А.Сохин). Эта функция также нуждается в педагогическом культивировании.

Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова (знать их смысл), уметь строить ростые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания.

Связное высказывание как продукт деятельности ребенка позволяет судить о том, насколько глубоко он владеет его выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).

Отсюда может быть переброшен своего рода «мостик» от речевого воспитания к художественно-эстетическому.

В целом, развитие речи тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, которое осуществляется средствами эстетического воспитания.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря ребенка младшей группы через художественную литературу 5

1.1. Освещенность проблемы формирования словаря ребенка младшей группы детского сада в педагогической литературе 5

1.2. Речевая деятельность и словарный запас детей младшей группы детского сада 9

1.3. Психолого-педагогические основы формирования словаря детей через художественную литературу 9

1.4. Художественные произведение и их влияние на формирование словаря и эстетическое развитие ребенка младшей группы детского сада 15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию восприятия слов детьми младшего дошкольного возраста и формирование их словаря через художественную литературу 19

2.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента 19

2.2. Содержание занятий констатирующего этапа 22

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 46

Заключение 47

Список использованной литературы 49

ПРИЛОЖЕНИЯ 50

Литература

1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. 2-е изд. М.: Медицина, 1986. 272 с.

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Издательство «Учитель», 2004. 316 с.

3. Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2002. 32 с.

4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении М.: Просвещение, 1995.

5. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2005. 248 с.

6. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Старшая группа / Под ред. Дьяченко О.М. М.: Гном и Д, 1999. 80 с.

7. Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. М.: АСТ, 2002. 320 с.

8. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. С-Пб.: Каро, 2005. 88 с.

9. Эстетическое воспитание детей в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. 207 с.

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов.

В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики!

Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков.

В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, он интересуется значениями слов («Кто жирафа назвал жирафом, волка—волком, лисицу—лисицей?»), пытается создавать новые слова, рифмует их (карам, барам, тарам, сарам, у рам; курок, урок, сурок, арок).

И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм, например множественного числа существительных (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями.

Ребенок четвертого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в сочетаниях с другими согласными звуками: нег (снег), котель (костер), вонок (звонок). Иногда он опускает другой согласный звук: зей вместо змей. Некоторые дети не различают звуки [с] и [ц], последний заменяют в словах звуком [с]: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими (в основном уже твердыми) [с], [з], [ц]: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] ребенок может заменять звуком [л’], реже [й]: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах.

В некоторых словах, особенно в труднопроизносимых, ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово пингвин как пи-гин, ножницы как нозицы, автомобиль как амабиль, магазин как гамазин, вертушка как левтуска, чемодан как чедоман, температура как тематура, покатай как копатай, оторвали как отоврали и т.д.

Однако все эти несовершенства, возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых в этом процессе необычайно велика. Ответы на вопросы малышей, разговоры и занятия с ними, знакомство с новыми явлениями и предметами не только совершенствуют их речь, но и способствуют умственному развитию.

Иногда ребенок знает, как называется предмет, но не может назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяет часть из целого. Гуляя, например, в лесу, объясните ему, «из чего состоит дерево» (ствол, корни, ветки, листья), научите его узнавать наиболее распространенные породы деревьев — березу, липу, тополь, ель, сосну. Во время прогулки по улице помогите разобраться, «как устроен дом», где стены, крыша, окна, двери.

Знания ребенка об окружающих его предметах складываются из знаний их свойств, качеств, способов их применения. То, что для взрослых является очевидным, ребенку надо «открыть», натолкнугь его на «открытие». Не так-то просто понять, например, что стул сделан из дерева, ручка двери — из пластмассы, банка—из стекла, мячик—из резины. Когда ребенок усвоит некоторые качества и свойства предметов, пусть назовет те предметы в комнате, которые сделаны из дерева, пластмассы. В более старшем возрасте он постепенно научится образовывать прилагательные: стул из дерева—деревянный стул, ручка из железа—железная ручка.

С расширением и обогащением словаря ребенка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Используя более сложные по конструкции предложения, ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Поэтому обращайте внимание на то, как он согласовывает между собой слова в роде, числе, падеже. Спросите его, какого цвета, величины или формы тот или иной предмет (яблоко большое, стул маленький, шар красный, но шапочка красная, а солнышко желтое, тарелки чистые, но тарелка чистая, круглая). Рассматривая цветные иллюстрации, предложите малышу найти и назвать предметы красного или зеленого цвета. Ребенок находит на рисунках предметы и говорит: «Зеленый шар, зеленая шапочка, зеленая травка» или «Красный флажок, красная шапочка, красное ведро». Окончания ребенок выделяет голосом. Допущенные ошибки обязательно исправьте.

В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Скажите: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?» Ребенок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)», но «Приехал медвежонок (слон)». Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малыш неверно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его, выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (а не стулов).

В речи детей часто наблюдаются такие ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний: «Спроси у маме, поехала к папи» и др. Игра «Чего не стало» упражняет ребенка в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных родительного падежа единственного числа.

• «чего не стало». Разложите на столе 3—4 предмета, например, машину, мишку, карандаш. Предложите малышу назвать их и запомнить, что лежит на столе. Попросите ребенка закрыть глаза (или отвернуться), а сами в это время уберите один из предметов. Затем спросите его, чего не хватает. Поставьте перед ребенком чашку, блюдечко и тарелку. Попросите назвать предметы. Затем, убирая их по очереди со стола, предложите назвать, чего не стало.

Научить ребенка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно следующим образом. Возьмите любую игрушку и, помещая ее в разные места, спросите, где кукла

(машина, зайка). Положите куклу на стол (в коробку, под стол, на шкаф), поинтересуйтесь, откуда вы берете куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).

Формирование разговорной речи происходит прежде всего в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани)? Что ты лепил из снега?» Добивайтесь, чтобы он давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать ее.

Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными—это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, парикмахерской, прогулки в парк, лес, поездки за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.

Учите малыша и самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:

Взрослый. Что это?

Ребенок. Чашка.

Взрослый. Чашка какого цвета?

Ребенок. Белого.

Взрослый. Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)

Ребенок. Цветочек.

Взрослый. А это что у чашки? (Показывает на ручку.)

Ребенок. Ручка.

Взрослый. Зачем нужна ручка?

Ребенок. Чтоб держать чашку.

Взрослый. Зачем нужна чашка?

Ребенок. Пить.

Взрослый. Что можно пить из чашки?

Ребенок. Воду, чай, молоко.

Взрослый. Правильно, а еще можно пить из чашки компот, кисель, кофе, какао.

Через некоторое время ребенок с большим интересом сможет рассказать о какой-либо из своих игрушек: кукле, зайке, слоне, машине, мячике.

Положите перед ребенком 3—4 предмета, например, карандаш, книгу, машину, мяч. Пусть малыш выполняет сначала роль продавца, а вы — покупателя. Попросите дать вам предмет, описав его так: длинный, красный, им можно рисовать. Ребенок подает карандаш. Затем роли меняются. Ребенок может попросить у вас предмет, у которого есть колеса, кабина, руль и который можно катать по полу. Дайте ему машину и спросите: «Зачем тебе нужна машина?» (Катать мишку.)

После того как ребенок научится справляться с такими заданиями, их можно усложнить. Так, рассматривая вместе с малышом собачку, отметьте, что собачка пушистая, черная, с длинными ушками. А затем спросите: «Как можно назвать такую собачку?» (Пушок, потому что она «пушистая»; Черныш — «черная»; Ушастик — «ушки растопырены».) Предложите ему самому придумать клички животным. Спросите его, почему он назвал котенка Усатиком.

Приучайте малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга. Например, дайте ребенку две разные игрушечные машины и предложите ему ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего. Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображенные на рисунках.

На данном возрастном этапе ребенок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, майка—одежда, чашка, блюдце, тарелка — посуда\ кровать, стул, стол—мебель). Чтобы закрепить его знания об этих предметах, предложите ответить на такой вопрос: «Что можно отнести к одежде (к посуде, к мебели)?» Усложняя задание, можно предложить ребенку перечислить те предметы одежды, которые носят зимой (летом), или перечислить предметы, относящиеся к столовой (чайной) посуде. Такие задания активизируют словарь ребенка.

С большим интересом малыши подбирают слова к определенным глаголам. Например, вы говорите: «Летит ракета.

А что еще может летать?» Ребенок перечисляет: «Самолет, птица, бабочка, муха» и т.д. Дополните ответ малыша и, если необходимо, исправьте ошибки.

Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными ему. Прежде чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Учите ребенка выделять сначала главное, потом—второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросите сначала, кто изображен на рисунке, что делают ребята, затем обратите внимание малыша на то, как они одеты. Предложите ему определить время года. Спросите его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая—зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья—лето и т.д.).

Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых. Литературный материал воздействует на эмоциональную сферу ребенка, оказывает огромное влияние на его речевое развитие: побуждает к размышлениям, к разговору о прочитанном, после прочтения сказки, рассказа у него возникают вопросы. Поэтому очень важно уметь правильно подобрать книги для чтения. Для малышей четвертого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Одно и то же художественное произведение можно читать по нескольку раз. Повторное чтение углубляет впечатления ребенка, усиливает эмоциональные переживания, способствует лучшему запоминанию текста. Чтение — это не пассивное восприятие ребенком произведения. Прочитав сказку или рассказ, спросите малыша, о чем говорится в них, что происходит с главными героями. Последовательно отвечая на поставленные вопросы, малыш лучше запомнит содержание сказки.

Учить ребенка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказывать такие сказки, в которых сюжет раскрывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказывании сказки «Репка» задаются примерно такие вопросы: «Что посадил дед? Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?» и т. д. Такие вопросы облегчают пересказ текста.

Передавая содержание художественных произведений, ребенок учится точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

Нередко дети этого возраста, рассматривая иллюстрации, довольно подробно и точно передают содержание сказки. Так, Юля (3 года 7 месяцев) предлагает Андрею (6 лет) послушать сказку, которую она ему «прочитает». Пересказывая сказку по картинкам и делая вид, что читает ее, девочка полно, точно и близко к тексту передала содержание. Такие пересказы следует всячески поощрять.

Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь, способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребенка.

Но родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и ее грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи.

Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идет в двух направлениях: развитие слухового восприятия или речевого слуха (правильного восприятия звуков речи, темпа, громкости, интонационных средств выразительности) и совершенствование произношения (правильное употребление звуков, четкое и внятное произнесение слов, фраз, умение правильно пользоваться голосом, темпом, интонацией).

Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.

Игры и упражнения, которые мы рекомендуем, направлены на развитие у ребенка слухового восприятия и речевого слуха.

Они приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.

• «Угадай, что я делаю». Ребенок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из родителей двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу. Ребенок называет действия, которые производит взрослый.

• «Угадай, где звонит». Заведите будильник и спрячьте его под столом или под шкафом. Когда будильник зазвенит, ребенок должен отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.

• «Угадай, чья эта песня». Попросите малыша внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (четко и протяжно произнесите звук [с]: с-с-с...) и как поет комарик (отчетливо и протяжно произнесите звук [з]: з-з-з...). Затем, попеременно произнося то звук [с], то звук [з], предложите ребенку угадать, когда поет водичка, а когда—комарик.

• «Угадай, где стучит дятел». Имитируйте стук дятла клювом по дереву—то тихо, то громко. Ребенок должен сказать, где стучит дятел—близко или далеко.

• «Угадай, какой идет дождь». Вместе с ребенком вспомните, как начинается дождь. На небе появляются тучки, затем первые капли. Они падают редко и стучат вот так: кап-кап-кап... (звукосочетания произносятся в медленном темпе). Потом дождь усиливается, и капли звенят по мостовой иначе (теперь в умеренном темпе). И вот пошел сильный дождь, капли начали барабанить по крыше (в ускоренном темпе). Ребенок должен внимательно слушать и отгадывать, когда какой идет дождь.

Для произнесения некоторых звуков, сложных слов требуется слаженная и четкая работа всего артикуляционного аппарата.

Правильное произнесение звуков во многом зависит от четкой и слаженной работы мышц языка, который играет важную роль в артикуляции звуков. Его положение в ротовой полости, изменение его формы (он может быть широким или узким, кончик языка может быть приподнят или опущен, соприкасаться с верхними зубами или нет) влияют на правильность и четкость произнесения большинства звуков. Так, для произнесения одних звуков надо поднимать кончик языка, для других—спинку, для третьих—выработать умение образовывать желобок в середине языка.

Для укрепления мышц языка детям предлагают следующие упражнения: высунуть язык изо рта и быстро убрать его внутрь; высунуть язык и проводить им из стороны в сторону (как ходит маятник у часов); высунуть язык и придать ему форму лопаточки, а затем — огурчика; поднять кончик языка кверху и поцокать им (взрослый показывает, как цокают копыта лошадки, и предлагает ребенку воспроизвести это звукоподражание).

Губы также активно участвуют в процессе произнесения звуков. Для улучшения их подвижности надо то вытягивать губы вперед, то растягивать их в улыбке, произносить на одном выдохе то звук [а], то звук [у] (как кричит мальчик, который заблудился в лесу: «Ау!»).

Правильность и отчетливость речи во многом зависят от того, насколько ребенок овладел произнесением отдельных звуков. Для тренировки можно использовать различные скороговорки и чистоговорки, детские стихи и потешки. Вот примеры таких чистоговорок.

Звук п

Па-па-па —на столе крупа, пы-пы-пы—у розы есть шипы, уп-уп-уп — мама варит суп, ип-ип-ип—в саду много лип.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.