Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет нормы маржинальной прибыли






Менеджеры западных предприятий предпочитают работать с нор­мой маржинальной прибыли, а не с маржинальной прибылью. Это удобно, если предприятие выпускает разнообразную продукцию: выгоднее увеличить объем производства той продукции, у которой наибольшая норма маржинальной прибыли. Концепция нормы мар­жинальной прибыли находит широкое применение в процессе при­нятия управленческих решений.

Норма маржинальной прибыли рассчитывается по формуле:

(5.3)

где Нмп – норма маржинальной прибыли, МП – маржинальная прибыль, Вр – выручка от реализации.

Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на мар­жинальную прибыль оказывает изменение выручки от реализации.

Для нашего примера:

80000 / 200000 * 100% = 40%

в расчете на единицу 200 / 500 * 100% = 40%

Вывод: увеличение выручки на 1 руб. приведет к увеличению маржинальной прибыли на 0, 4 руб. при условии, что постоянные затраты останутся неизменными.

Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидае­мую прибыль при изменении объема производства или объема продаж.

Например, если объем увеличится на 20000 шт., то маржиналь­ная прибыль увеличится на 8000 руб. (20000 * 0, 4). Прибыль предприятия увеличится на 8000 р. при неизменности постоянных затрат (табл. 5.4).

Таблица 5.4 – Расчет прибыли

Показатели Объем производства, ед.
  существующий ожидаемый увеличение процент
Выручка от реализации        
Переменные затраты        
Маржинальная прибыль        
Постоянные затраты        
Прибыль        

Рассмотрим на примере, как влияют на величину прибыли пред­приятия изменения постоянных и переменных затрат, объема производства продукции, цены продукции.

Имеются следующие данные по предприятию, выпускающему определенную продукцию (табл. 5.5).

Таблица 5.5 – Исходные данные

Показатели На единицу Процент в цене
Цена    
Переменные затраты    
Маржинальная прибыль    

Предприятие выпускает 400 ед. продукции в месяц. Постоянные затраты составляют 70000 ден.ед.

Ситуация 1. Влияние на прибыль изменения постоянных затрат.

По мнению отдела маркетинга, увеличение ежемесячных затрат на рекламу на 10000 ден.ед. позволит увеличить объем выпуска на 30000 ден.ед., а, следовательно, приведет к увеличению прибыли. Обосновать целесообразность увеличения затрат на рекламу.

Решение. Используем норму маржинальной прибыли.

Существующая величина маржинальной прибыли:

(400 ед. * 500 ден. ед.) * 40% = 80000 ден. ед.

Ожидаемая величина маржинальной прибыли:

(400 ед. * 500 ден. ед. + 30000 ден. ед.) * 40% = 92000 ден. ед.

Увеличение маржинальной прибыли:

92000 – 80000 = 12000 ден. ед.

Затраты на рекламу относятся к постоянным затратам. Следо­вательно, постоянные затраты увеличиваются на 10000 ден. ед.

Тогда прибыль предприятия увеличится на 2000 ден. ед. (12000 – 10000).

Таким образом, увеличение затрат на рекламу улучшит финан­совое положение предприятия.

Так как в данной ситуации изменяются только постоянные зат­раты и объем продаж, решение может быть представлено в более простом виде.

Дополнительная маржинальная прибыль:

30000 * 40% = 12000 ден. ед.

Вычитаем дополнительные постоянные затраты 10000 ден. ед.

Дополнительная прибыль 2000 ден. ед.

Оба решения основаны на приростном анализе: рассматриваются только те величины (выручка, затраты, объем), которые изменятся, если будет принято предлагаемое решение. Метод приростного анализа наиболее прост и удобен относительно расчета по отчету о прибылях.

Ситуация 2. Влияние на прибыль изменения переменных затрат. Производственный отдел предлагает заменить некоторые комп­лектующие изделия новыми. Это повлечет за собой увеличение переменных затрат на 20 ден. ед. на единицу продукции. Усовершенство­вание модели увеличит спрос на изделия, что повлечет увеличение объема их производства до 450 ед. Обосновать данное предложение.

Решение. Увеличение переменных затрат повлечет за собой умень­шение величины маржинальной прибыли с 200 до 180 ден. ед.

Ожидаемая величина маржинальной прибыли:

450 ед. * 180 ден. ед. = 81000 ден. ед.

Существующая величина маржинальной прибыли:

400 ед. * 200 ден. ед. = 80000 ден. ед.

Увеличение маржинальной прибыли:

81000 – 80000 = 1000 ден. ед.

Так как постоянные затраты в данном случае не менялись, то прибыль предприятия также увеличится на 1000 ден. ед.

Таким образом, предложение производственного отдела следует рассмотреть.

Ситуация 3. Влияние на прибыль изменения цены и постоян­ных затрат.

Чтобы увеличить выручку от реализации, отделом сбыта принято решение о снижении цены на 30 ден. ед. в расчете на одно изделие и увеличение расходов на рекламу на 25000 ден. ед. Специалисты отдела сбыта считают, что если эти меры будут приняты, то объем продаж увеличится на 50%. Обосновать данное предложение.

Решение. Маржинальная прибыль на одно изделие в результате снижения цены уменьшится с 200 до 170 ден. ед.

Постоянные затраты в результате дополнительных расходов на рекламу увеличатся на 25000 ден. ед.

Ожидаемая величина маржинальной прибыли на весь объем:

400 ед. * 150% * 170 ден. ед. = 102000 ден. ед.

Существующая величина маржинальной прибыли на весь объем:

400 ед. * 200 ден. ед. = 80000 ден. ед.

Дополнительная маржинальная прибыль:

102 000 – 80000 = 22 000 ден. ед.

Вычитаем дополнительные постоянные затраты, которые долж­ны быть покрыты за счет маржинальной прибыли: 22 000 – 25000 = -3000 ден. ед

Таким образом, если предлагаемые меры будут приняты, то при­быль предприятия снизится на 3000 ден. ед.

Аналогичный вывод получим, сравнивая два отчета о прибыли (табл. 5.6).

Таблица 5.6 – Отчеты о прибыли при разных объемах производства

Показатели Объем производства 400 ед. Ожидаемый объем производства 600 ед. (400 * 150%) Отклоне­ние
всего на единицу всего на едини­цу
Выручка от реализации, ден. ед.     (500 – 30) * 600)    
Переменные затраты, ден. ед.          
Маржинальная прибыль, ден. ед.          
Постоянные затраты, ден. ед.     (70000+ 25 000)    
Прибыль, ден. ед.     7 000   -3000

Ситуация 4. Влияние на прибыль изменения постоянных и пере­менных затрат.

Отдел маркетинга предлагает вместо рекламы в одном из печат­ных изданий поручить распространение своей продукции агенту по продаже и платить ему 35 ден. ед. за каждое проданное изделие. На рекламу в печатном издании в настоящий момент расходуется 10000 ден. ед. в месяц. Специалисты отдела маркетинга считают, что эта мере позволит увеличить ежемесячный объем продаж на 15%. Рас­смотреть целесообразность предложения.

Решение. Изменение формы оплаты труда персонала по прода­жам повлияет на величину постоянных и переменных затрат. По­стоянные затраты снизятся с 70000 до 60000 ден. ед. (на 10000 ден. ед.). Переменные затраты, наоборот, увеличатся на с 300 до 335 ден. ед. (на 35 ден. ед.), и маржинальная прибыль уменьшится с 200 до 165 ден. ед. (на 35 ден. ед.).

Ожидаемая величина маржинальной прибыли:

400 ед. * 115% * 165 ден. ед. = 75900 ден. ед.

Существующая величина маржинальной прибыли на весь объем:

400 ед. * 200 ден. ед. = 80000 ден. ед.

Уменьшение маржинальной прибыли:

75 900 – 80000 = -4100 ден. ед.

Уменьшение постоянных затрат на 10000 ден. ед., то есть мар­жинальной прибыли на покрытие постоянных затрат потребуется меньше на 10000 ден. ед.

Увеличение прибыли составит:

-4 100 + 10000 = 5900 ден. ед.

Следовательно, данное предложение может быть принято.

Представим решение этой задачи через отчеты о прибыли (табл. 5.7).

Таблица 5.7 – Отчеты о прибылях при разных объемах производства

Показатели Объем производства 400 ед. Ожидаемый объем производства 460 ед. (400 * 115%) Отклоне­ние
всего на едини­цу всего на едини­цу
Выручка от реализации, ден. ед.     (460 * 500)    
Переменные затраты, ден. ед.     (300 + 35) * 460)   -34000
Маржинальная прибыль, ден. ед.     (200 - 35) * 460)   -4100
Постоянные затраты, ден. ед.     (70000 - 10000)    
Прибыль, ден. ед.          

Ситуации, рассмотренные выше, показывают, что главная роль в выборе поведения предприятия принадлежит маржинальной прибы­ли. Очевидно, добиться увеличения прибыли можно, увеличив вели­чину маржинальной прибыли. Величина маржинальной прибыли в расчете на единицу продукции также оказывает существенное влия­ние на выбор модели поведения предприятия на рынке. Таким обра­зом, в концепции маржинальной прибыли заложен инструмент ре­шения проблем предприятия, связанных с затратами и доходом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.