Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие избирательного системы и избирательного права Республики Беларусь.






Понятие «избирательная система» используется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле избирательная система – урегулированный правовыми и иными нормами порядок формирования выборных (прежде всего, представительных) органов государства.

Под избирательной системой в узком смысле слова понимают закрепленный в законодательстве способ установления результатов выборов, т. е. способ распределения мандатов в зависимости от результатов голосования.

В современном мире принято различать три основных вида избирательных систем.

Мажоритарная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарную систему относительного большинства (для победы кандидату необходимо набрать больше голосов, чем кто-либо из его соперников), абсолютного большинства (необходимо набрать более половины голосов избирателей (50% + 1 голос), принявших участие в голосовании) и квалифицированного большинства (2/3, 3/4 и т. д. голосов).

Пропорциональная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов осуществляется между партиями, выставившими своих кандидатов в представительные органы пропорционально полученным ими количеством голосов.

Смешанная система – система выборов, в которой сочетаются признаки пропорциональной и мажоритарной систем, т. е. часть членов парламента избирается по мажоритарной, а часть – по пропорциональной системам.

В Республике Беларусь в ходе выборов (в зависимости от того, кого избирают) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства и относительного большинства.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. Избирательное право имеет два значенияа значення:

- в объективном смысле это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления Объективное избирательное право регулирует вы иборчу систему в широком смысле Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют гражданеи;

- в субъективном смысле это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления Это комплекс конкретных прав человека, среди которых в особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

1. Всеобщее – каждый гражданин, достигший определенного установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в государственные органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

2. Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Для избирателей этот принцип обеспечен тем, что каждый избиратель включен в единый список избирателей и голосует только 1 раз. Никто из избирателей не имеет преимущества. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное количество эфирного времени.

3. Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.

2. Прямое избирательное право – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.

3. Косвенное избирательное право – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

4. Тайное голосование – никто не вправе осуществлять контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

26.Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Компетенция Премьер-министра: 1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2) подписывает постановления Правительства; 3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

Правительство Республики Беларусь: - руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; - разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; - разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; - обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; - принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; - выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; - обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; - отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; - осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.