Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социализации и гендерной социализации.






Содержание

1 Планы семинарских занятий и материалы подготовки к ним………………………………………………………….…………………....3

1.1 Семинарское занятие 1…………………………………………………..…3

1.2 Семинарское занятие 2…………………………………………………….17

2 Выполненные задания для самостоятельной работы.…………………………..……………………………………….…27

2.1 Семинарское занятие 1…………………………………………………….27

2.2 Семинарское занятие 2…………………………………………………….34

3 Задания по формированию практических компетенций (результаты диагностики и аутодиагностики) ……………………………………………..40

4 Глоссарий по курсу………………………………………………………..…49

5 Выполненные тестовые задания для самоконтроля………………………..59

6 Дополнительные материалы по учебной лисциплине «Гендерная психология» (по интересам стундентов) …………………………………..…62

 

 

Планы семинарских занятий и материалы подготовки к ним

1.1 Семинарское занятие 1. Гендерная социализация

А. Вопросы для обсуждения

1. Понятия социализации и гендерной социализации.

2. Психологические механизмы гендерной социализации. Теория гендерной схемы С. Бэм.

3. Роль отца и матери в гендерном воспитании ребенка. Их влияние на усвоение ребенком гендерных стереотипов.

4. Роль СМИ в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин.

5. Гендерный подход в практике школьного психолога.

Б. Обсуждение выполненных заданий для самостоятельной работы

В. Задания для самостоятельной работы

1. Каковы наиболее распространенные образы мужчин и женщин в современных СМИ? Подберите по 7-10 гендерно-нейтральных, традиционно- мужских, традиционно-женских и нетрадиционных реклам (в журналах, на телевидении, рекламных щитах, рекламных буклетах и т.д.) и опишите, по какому критерию они были так разделены.

2. Возьмите несколько журналов для женщин и для мужчин. Определите тематику публикаций для тех и других. Каким образом проявляются гендерные стереотипы в данных публикациях?

3. В каких сферах жизнедеятельности существует дискриминация женщин, а в каких – мужчин?

4. Опишите образы мужчин и женщин в современном отечественном и зарубежном кинематографе.

5. Как представлены мужчины и женщины, девочки и мальчики в сказках? Сильно ли отличаются роли мужчин и женщин в сказках? Какими сказки учат быть девочек? Мальчиков?

!!! Примечание. Задания для сам. работы выполнить на отдельных листах А-4, подписать (Ф.И. студента) и сдать на проверку.


Литература

Основная
1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Введение в гендерные исследования; под общ. ред. И.В. Костиковой. – М., 2005.

3. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб., 1998.

4. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений / И.С. Клецина. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2004.

5. Практикум по гендерной психологии; под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.

Дополнительная
1. Мишель, А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках / А. Мишель. – Париж: ЮНЕСКО, 1991.

2. Попова, Л.В. Гендерная социализация в детстве (или Что нужно знать воспитателям о том, как девочки и мальчики научаются «быть женщинами и мужчинами») / Л.В. Попова // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика; под ред. Л.В. Штылевой. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001.

3. Трошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 38-49.

4. Пушкарева, Н.Л. Читаем сказки сквозь «гендерные очки» (одна из методик гендерной педагогики) / Н.Л. Пушкарева // Гендерные проблемы в общественных науках; отв.ред. И.М. Семашко. – М.: ИЭА РАН, 2001.

5. Степанова, Л.Г. Актуальные проблемы гендерной психологии: курс лекций / Л.Г. Степанова. – Минск: БГПУ, 2009.

6. Степанова, Л.Г. Введение в гендерную психологию / Л.Г. Степанова. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012.

 

Понятие социализации и гендерной социализации.

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;

б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами. К 7 годам, а нередко уже в 3-4 года, дети достигают гендерной константности – понимания того, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Еще до поступления в начальную школу дети обладают достаточно глубокими знаниями о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях.

Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.

Выделяются две фазы гендерной социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризация (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей).

Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.Механизмами для осуществления гендерной социализации служат:

а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое – наказывается социальным неодобрением;

б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах – семье, среди сверстников, в школе и т.д., начиная подражать принятому там поведению.

Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты «фемининность-маскулинность», относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом гендерной социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности.

Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность в выборе ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т.е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.