Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи психологии труда






Различают понятия объект и предмет. Предмет- то, что изучается в объекте. По Климову: псих.труда- система психол.знаний о труде как деят-ти и трудящемся как её субъекте. Псих.труда является науч.дисциплиной-как отрасль психологии изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практич.задач в области функциорнирования и формирования чел-ка как субъекта труда. Важнейший предмет изучения науки-чел-к как субъект труда. Понятие “субъект”- это не только лишь исполнитель внешне заданных отношений, но и компонент системы “субъект-объект”, обеспечивающий взаимод-е всех её компонентов. По Пряжникову: предмет псих.труда-это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деят-ти. Здесь субъект – носитель предметно-практической деят-ти и познания, как источник активности, направленной на объект. Объект псих.тр.- труд, как соц.активность чел-ка в качестве субъекта труд.деят-ти. Предмет.псих.тр. – процессы, психол.факты и закономерности, порождаемые труд.деят-ю чел-ка, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности.

Перед психологией труда стоят две основные задачи. Первая – повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности Вторая задача – гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

Перед психологией труда стоят и более частные задачи. В настоящее время существует несколько классификаций такого рода задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные. К числу основных исследовательских задач психологии труда относятся (по АВ.Карпову):

· -исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;

· -изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

· -изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых «праксических состояний»), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

-исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе, раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;

· -изучение проблемы мотивации трудовой деятельности, раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности, установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности, разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;

· -изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности, раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости;

· -разработка психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности, установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью.

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности.

-разработка методологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;

· -оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;

· -развитие исследований и разработок по проблеме профессиональной ориентации личности;

· -психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;

· -разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»);

· -разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;

· -содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка норм, правил и процедур техники безопасности.

2. Методы исследования психологии труда

Рубинштейн создал одну из первых отечественных классификаций основных методов исследования и выделил: наблюдение -> внешнее (объективное), прямое (непосредственное наблюдение чел-ка), косвенное (наблюдение за продуктами чел.деят-ти); эксперимент-> лабораторный и естественный, вспомогательный (в комплексе с анкетированием и беседой).

Еще одна классификция методов: общие и специальные мтоды псих. труда.Общими психологическими методами, которыми пользуется психология труда, является анализ документов, методы опроса (беседа), анкетирование и т.д.), наблюдение, эксперимент и моделирование. Каждый из этих методов может применяться на различных этапах исследования в соответствии с поставленной при этом задачей.

Одним из наиболее приемлемых подходов к решению комплексных задач современной психологии труда видится позиция и классификация методов Б. Г. Ананьева, сформулированная в 1960-е гг.

· организационные;

· эмпирические;

· методы обработки данных;

· интерпретационные методы.

К организационным методам относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Роль этих методов актуальна на протяжении всего исследования, их адекватность решающим образом влияет на конечные результаты (теоретические — в виде концепций, практические — в виде рекомендаций по совершенствованию или созданию новых средств или методов обучения, диагностики, коррекции, управления и т. п.). Выбор метода определяется целями, особенностями предмета исследования, объективными условиями и возможностями его научного изучения. Сравнительный метод, или метод «поперечных срезов», наиболее распространен в психологии и используется для решения широкого спектра задач. Более точным для изучения психического развития считается лонгитюдный метод. Это вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами. Комплексный метод не всегда отражает целостное видение сложного объекта, но, безусловно, способствует построению такого понимания изучаемого явления. Он наиболее адекватен в междисциплинарных исследованиях и связан с особенностью распределения научных задач, предполагает периодическое сопоставление данных и их обобщение. К эмпирическим способам получения научных фактов относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический), психодиагностические (стандартные и проективные методики, анкеты, интервью, беседа и др.), анализ процесса и продуктов деятельности (профессиография, хронометрия, оценка продуктов труда и т. п.), моделирование (математическое, кибернетическое и др.), биографические (анализ фактов и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и др.). Выбор группы или отдельных эмпирических методов во многом зависит от первоначально избранного организационного метода. Развитие науки и техники значительно расширяют как репертуар таких методов, так и их «разрешительную способность» (фотография, видеосъемка, аудиозапись, компьютерная диагностика и многое другое). К приемам обработки эмпирических данных относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ (дифференциация материала по группам и типам, составление психологической казуистики — описание типичных или исключительных случаев). Количественные методы привлекаются с целью выразить в числовых характеристиках различные стороны психологических явлений и связи между ними. К основным методам этой группы, активно применяемым в психологии, относят шкалирование, а также методы параметрической статистики, исходящей из нормального, «гауссова» распределения величин (корреляционный, факторный, дисперсионный, кластерный, дискриминантного анализа). К интерпретационным методам относятся генетические и структурные методы. Генетические методы (филогенетический, онтогенетический, социогенетический) представляют собой способы исследования связей между психологическими явлениями разных уровней развития. Структурные методы (психорграфия, типологическая классификация и др.) нацелены на изучение взаимосвязей между целым и частями: между личностью и психическими функциями, организмом и отдельными параметрами развития в отдельные моменты жизни и т. п.

 

10 Кризисы профессионального становления как субъекта труда.

Кризисы професс.становления - это периоды(до 1 года) координальной перестройки личности, изменения вектора её професс.развития. Зеер выделяет след.кризисы:

1) учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) на стадии оптации. Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведении.

2) профессиональных ожиданий (16-18 лет или 19-21 год) на стадии профессионального образования. Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности.

3) Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет или 21-23 года) на стадии оптации Трудности профессиональной адаптации. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.

4) профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации. Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения.

5) профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации. Неудовлетворенность своим социально - профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития.

6) социально - профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства. Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации.

7) утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) на стадии утраты профессии. Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально - профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Кризисы могут протекать по-разному: кратковрем.или длит-но, бурно или сглажено. Но всегда сопроваждаютсяпсихич.напряжённостью, недовольством собой. Позитивное значение кризисов в том, что они стимулируют професс.развитие личности, её переход, в случае конструктивного разрешения кризиса на более высокий ур.личност.-професс.развития. при деструктивном разрешении кризиса-> личностные деформации.

 

19профпригодность.Основные факторы и критерии профпригодности. Профессиональная пригодность - мера соответствия качеств человека как субъекта деятельности ее актуальным требованиям к нему, а также его способность выполнять соответствующие трудовые функции в настоящее время.

Под пригодностью подразумевается не только факт определенной подготовленности, обученности, но и естественная способность человека быстро и субъективно легко овладевать профессией и успешно справляться с широком кругом профессиональных задач при минимальных психофизиологических затратах.

Другой возможный вариант — человек может стать потенциально успешным работником, но лишь при условии значительных затрат сил, средств и времени на его профессиональную подготовку. Наконец, работник может временно утратить некоторые важные качества субъекта труда по тем или иным причинам (невроз и фобии вследствие пережитого чрезвычайного происшествия, временная непригодность по состоянию здоровья, функциональные расстройства в силу глубокого утомления, перенапряжения некоторых физиологических функций, состояния стресса и пр.). В одних случаях трудоспособность работника сравнительно быстро восстанавливается, в других подобная временная нетрудоспособность может привести к серьезным психическим и физическим деформациям, хроническим заболеваниям, сопряженным с неспособностью человека качественно выполнять широкий круг профессиональных задач. В широком смысле профессиональную пригодность можно рассматривать как свойство метасистемы «человек-профессия». При этом она будет определяться, с одной стороны, совокупностью условий труда на конкретном рабочем месте, с другой — совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения, и характером их интеграции в единое целое.Основные этапы процесса формирования профессиональной пригодности субъекта: 1) трудовое воспитание и обучение (подготовка ребенка, подростка к труду и выбору профессии); 2) профессиональная ориентация (помощь в выборе профессии: просвещение, консультация, коррекция профессиональных планов, оптация — обретение минимального опыта в конкретной работе и др.); 3) профессиональный отбор (определение степени пригодности человека к данной профессии, трудовому посту, рабочему месту); 4) профессиональная подготовка (обоснование и разработка рекомендаций, программ обучения, методик, средств и др.); 5) профессиональная адаптация (разработка средств, методов, критериев оценки успешности деятельности субъекта, выявление критических факторов адаптации, кризисных периодов; в целом — психологическое сопровождение субъекта на начальных этапах его профессиональной карьеры); 6) профессиональная деятельность (обеспечение рациональной организации ее условий, процессов, безопасности, оптимальных деловых контактов и взаимодействия, развитие профессионализма, эффективности, удовлетворенности трудом, охраны труда и др.); 7) профессиональная аттестация (периодическая оценка квалификации в целях обоснования рекомендаций по должностным перемещениям, оплате труда, переподготовке и др.); 8) профессиональная реабилитация (восстановление функционального состояния здоровья и психики). Гуревич описал абсолютную (профессии предъявляют чел-ку такие требования, кот-ые могут удовлетворить лишь люди, обладающие спец.индивидуальными природными чертами) и относительную проф.пригодность (приспособиться может любой). Сама по себе профпригодность не врождённое кач-во чел-ка, а динамическое образование, которое складывается в ходе професс.деят-ти. Климов выделяет 4 степени выраженности профпригодности: 1)непригодность к профессии(по здоровью); 2)годность к профессии; 3)соответствие данной области деят-ти(противопоказаний нет и присутствуют необходимые личностные кач-ва); 4)призвание-налицо явные признаки соответствия чел-ка всем основным требованиям професс.деят-ти.

 

3 связь психологии т\р с другими науками и разделами психологии.

Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда. Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее. В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.; 2) социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.; 3) экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее; 4) законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.; 5) физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.